Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Юргамышский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Фоминой А.И.
при секретаре Пономаревой О.В.
рассмотрев 08 сентября 2010 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Юргамышского района в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Ветохина Дениса Викторовича к Администрации муниципального образования Юргамышского района Курганской области, Администрации муниципального образования Юргамышского поссовета Курганской области о предоставлении жилья,
у с т а н о в и л:
Прокурор Юргамышского района обратился в суд с иском в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся, без попечения родителей Ветохина Д.В. к Администрации (Правительству) Курганской области, Финансовому управлению Администрации (Правительства) Курганской области, Администрации МО Юргамышского района о предоставлении жилья. Просит суд обязать Администрацию МО Юргамышский район предоставить Ветохину Д.В. Дата обезличена года рождения, проживающему и зарегистрированному по адресу: ..., ..., ..., вне очереди жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим нормам, являющееся благоустроенным применительно к Юргамышскому району Курганской области, то есть с центральным отоплением в пределах нормы 18 кв. метров общей площади на одного человека, в срок до 20 декабря 2010 года, в черте п. Юргамыш, а Администрацию (Правительство) Курганской области, Финансовое управление Администрации (Правительства) Курганской области профинансировать предоставление указанного жилья за счет средств субъекта – Курганской области. В дальнейшем неоднократно уточнял исковые требования и окончательно просил обязать администрацию муниципального образования Юргамышский район Курганской области обеспечить Ветохина Д.В., Дата обезличена года рождения, уроженца ..., как гражданина, из числа детей-сирот, вне очереди, отдельным жилым помещением, расположенным в черте п.Юргамыш Курганской области, благоустроенным применительно к данному населенному пункту, т.е. с центральным отоплением, соответствующим санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м. В обоснование исковых требований указал следующее. На основании постановления администрации Юргамышского поссовета от 08 июля 2010 года №77 Ветохин Д.В., Дата обезличена года рождения, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и поставлен на льготную очередь, как ребенок - сирота, на предоставления жилой площади за порядковым номером 18. В соответствии с ч. 1 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Ветохин Д.В., Дата обезличена года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как отец Ветохин В.А. умер Дата обезличена года, мать Ветохина О.В. умерла Дата обезличена года. В соответствии с постановлением администрации Малобеловского сельсовета №96 от 20.05.2004 года за Ветохиным Д.В. закреплено жилое помещение в д. Щучье. Согласно акту осмотра дома в д. Щучье от 13.10.2006 года, ранее закрепленного за Ветохиным Д.В. установлено, что дом полностью разобран. В соответствии со ст.57 ЖК РФ, ст.ст.5,8 ФЗ от 21.12.1996 года №159 –ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Предусмотренные названным законном дополнительные гарантии для детей- сирот являются расходными обязательствами субъектов РФ. В соответствии с ст.2 Закона Курганской области от 07.09.2005 года №66 «О предоставлении жилых помещений в Курганской области» норма предоставления жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и другим факторам. Согласно решению Юргамышской поселковой Думы №115 от 21.11.2006 года норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемой по договорам социального найма, составляет 18 кв.м. общей площади жилья на 1 гражданина. В соответствии с решением Юргамышской поселковой Думы №33 от 09.08.2010 года средняя расчетная стоимость строительства одного квадратного метра общей площади жилых помещений в муниципальном образовании Юргамышского поссовета составляет 20828 рублей. Жилое помещение должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к жилым зданиям и помещениям. Состав семьи Ветохина Д.В. один человек. В июне 2010 года Ветохин Д.В. закончил обучение в ГОУ НПО ПУ Номер обезличен расположенном в ... и в настоящее время нигде не обучается.
В судебном заседании помощник прокурора Юргамышского района Бастрыков А.В. поддержал исковые требования, частично уточнив их, и просил обязать администрацию муниципального образования Юргамышского района Курганской области обеспечить Ветохина Дениса Викторовича, Дата обезличена года рождения, уроженца ... ..., как гражданина, из числа детей-сирот, вне очереди, отдельным жилым помещением, расположенным в ... ... ..., благоустроенным применительно к данному населенному пункту – с печным отоплением, соответствующим санитарно-техническим требованиям общей площадью не менее 18 кв.м.
В судебном заседании истец Ветохин Д.В. уточненные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика администрации МО Юргамышского поссовета Курганской области Бисимбаева А.Б. с уточненными требованиями согласилась.
Представитель ответчика администрации МО Юргамышского района Курганской области в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражала.
Представитель третьего лица Органа опеки и попечительства администрации Юргамышского района Курганской области Леонова Л.А. исковые требования прокурора в интересах Ветохина Д.В. поддержала.
Представитель третьего лица Администрации (Правительства) Курганской области Данина М.С. в судебное заседание не явилась, с исковыми требованиями не согласилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, поддержала мнение, изложенное в письменном отзыве. Согласно которого, в соответствии со ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой или (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В случае не исполнения ФЗ №159 –ФЗ в указанной части заинтересованное лицо вправе требовать исполнение от уполномоченных органов, в том числе и в судебном порядке. В соответствии с Законом Курганской области от 5 октября 2007 года №288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеки и попечительству» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области наделены такими государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству как обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, вне очереди жилыми помещениями. В соответствии со ст. 13 указанного закона органы местного самоуправления несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству в соответствии с действующим законодательством. Согласно приложению №1 к Закону Курганской области № 288 соответствующим муниципальным образованием Курганской области, которому передано указанное государственное полномочие, является Юргамышский район Курганской области. На основании изложенного с учетом абз. 2 п.1 ст.8 ФЗ №159-ФЗ, на органы местного самоуправления Юргамышского района Курганской области возложена обязанность по предоставлению истцу по месту жительства жилого помещения. Предоставление средств областного бюджета бюджетам муниципальных районов Курганской области осуществляется в рамках межбюджетных отношений, поэтому ранее предъявленные требования к Правительству Курганской области о возложении обязанности по финансированию являются необоснованными и не подлежат удовлетворению. Также считает, что требование истца о предоставлении жилого помещения с центральным отоплением нормативно не обоснованно.
Исследовав материалы дела, заслушав прокурора, объяснения истца Ветохина Д.В., представителя ответчика Администрации МО Юргамышского поссовета Курганской области Бисимбаевой А.Б., представителя третьего лица Органа опеки и попечительства администрации Юргамышского района Курганской области Леоновой Л.А., суд считает, что уточненные требования обоснованы, подтверждены доказательствами и поэтому подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с абз.2 ч. 1 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно п. 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Кроме того, при отсутствии ранее возникшего права на жилое помещение данная категория детей после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивается органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с п. 2 ст. 57 ЖК РФ указанная категория детей обеспечивается жилым помещением по договору социального найма вне очереди.
Как следует из преамбулы ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
В ходе судебного разбирательства ответчики не оспаривали то обстоятельство, что Ветохин Д.В. имеет статус лица, на которое распространяются гарантии, предусмотренные ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно свидетельства о рождении родителями истца являются: отец Ветохин В.Л., мать Ветохина О.В..
Согласно свидетельства о смерти отец истца Ветохин В.Л. умер 24.05.1997 года.
Согласно решения Юргамышского районного суда от 16.08.2001 года Витохина О.В. лишена родительских прав в отношении Ветохина Д.В.
Согласно свидетельства о смерти мать истца Ветохина О.В. умерла 03.09.2008 года.
Согласно постановления главы Администрации Юргамышского района № 167 от 08.05.2007 года несовершеннолетнему Ветохину Д.В. был назначен опекун Аверина Т.В..
Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области от 06.07.2010 г. Номер обезличен сведения о наличии у Ветохина Д.В. объектов недвижимого имущества в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствует.
Согласно постановления администрации Юргамышского района от 02.11.2010 № 866 Ветохин принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как оставшийся без попечения родителей и проживающий в ..., ..., ... и включен в список граждан, нуждающихся и имеющих право на внеочередное получение жилья по договорам социального найма с присвоением номера 33.
Согласно диплома, выданного Дата обезличена года, Ветохин Д.В. окончил ГОУ НПО «Профессиональный лицей Номер обезличен».
Согласно паспорту Ветохин Д.В. зарегистрирован по месту проживания ..., ..., ..., что подтверждается адресной справкой ТП УФМС России по Курганской области в Юргамышском районе.
В силу ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствие со ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно постановления администрации Юргамышского поссовета Курганской области от 08.07.2010 г. № 77 Ветохин Д.В., Дата обезличена года рождения, как ребенок-сирота принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения и включен в список граждан, нуждающихся и имеющих право на внеочередное получение жилья по договору социального найма с присвоением учетного номера 18.
Согласно решения Юргамышской поселковой думы от 21.11.2006 года №115 норма предоставления жилой площади по договору социального найма составляет 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного гражданина.
Согласно решения Юргамышской поселковой Думы Юргамышского района Курганской области от 09.08.2010 года № 33 средняя расчетная стоимость строительства одного квадратного метра общей площади жилых помещений в муниципальном образовании Юргамышского поссовета не более 20828 рублей.
Согласно п. 44 ст.3 Закона Курганской области от 25.09.2007 г. № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» органы местного самоуправления наделяются следующими полномочиями по опеке и попечительству: обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди жилыми помещениями.
Согласно ст.7 Закона Курганской области от 25.09.2007 г. № 288 органы местного самоуправления осуществляют указанные в ст.3 данного закона полномочия по опеки и попечительству в соответствии с действующим законодательством и уставом муниципального образования.
Согласно ст.13 вышеуказанного Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление полномочий по опеке и попечительству в соответствии с действующим законодательством.
Согласно приложению 1 к Закону Курганской области от 25.09.2007 г. №288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» Юргамышский район отнесен к муниципальным образованиям Курганской области органы местного самоуправления, которых наделяются отдельными государственными полномочиями.
Согласно приложению №4 «О порядке расходования субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к постановлению Курганской области от 24.12.2007 года №633 «Об утверждении порядков расходования субвенций местным бюджетам из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству» указано, что на основании ежеквартальных заявок Главного управления образования Курганской области финансовое управление Курганской области не позднее 1 апреля, 1 июля, 1 октября и 30 декабря текущего финансового года перечисляет Главному управлению образования Курганской области субвенции для последующего их перечисления бюджетам муниципальных образований.
В соответствии со ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой или (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно справке Администрации Юргамышского поссовета от 08.09.2010 года на территории Юргамышского поссовета расположены жилые дома в основном с печным отоплением (90% от общего количества строений), без водоснабжения (92.4% от общего количества строений) и без канализации (97% от общего количества строений).
Изучив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что истец имеет право на обеспечение внеочередным жилым помещением и Администрация МО Юргамышского района Курганской области в соответствии с требованиями Закона Курганской области от 25.09.2007 г. №288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» обязана обеспечить Ветохина Д.В., как ребенка-сироту, вне очереди, отдельным жилым помещением, расположенным в ..., благоустроенным применительно к данному населенному пункту – с печным отоплением, соответствующим санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Юргамышского района в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Ветохина Дениса Викторовича - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Юргамышского района Курганской области обеспечить Ветохина Дениса Викторовича, Дата обезличена года рождения, уроженца ... ..., как гражданина, из числа детей-сирот, вне очереди, отдельным жилым помещением, расположенным в ... ... ..., благоустроенным применительно к данному населенному пункту – с печным отоплением, соответствующим санитарно-техническим требованиям общей площадью не менее 18 кв.м.
Решение может быть обжаловано в срок 10 дней в Курганский областной суд через Юргамышский районный суд.
Судья: