Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Юргамышский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Меньщиков В.П.,
при секретаре Мутовкиной О.А.,
рассмотрев Дата обезличена года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шмырева Сергея Анатольевича к Администрации муниципального образования Юргамышского района Курганской области, Администрации муниципального образования Юргамышского поссовета Курганской области о предоставлении жилья,
у с т а н о в и л:
Шмырев С.А. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования Юргамышского района Курганской области, Администрации муниципального образования Юргамышского поссовета Курганской области о предоставлении жилья вне очереди как лицу, оставшемуся без попечения родителей. В обоснование исковых требований указывает, что родился в ... Дата обезличена года, в настоящее время является сиротой, так как его мать отказалась от него после его рождения, после чего он был помещен в дом ребенка. С Дата обезличена года был переведен в Кипельский детский дом. В 2005 году окончил обучение в ПЛНомер обезличен, затем до 2007 года находился на службе в Вооруженных силах Российской Федерации. Просит суд обязать Администрацию МО Юргамышский район предоставить ему вне очереди жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим нормам, на основании ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В судебном заседании истец Шмырев С.А. поддержал исковые требования по вышеизложенным основаниям, суду пояснил, что при его рождении отец был записан со слов матери. После отказа бабушки ФИО4 и матери, проживавшей в ..., от его воспитания в 1984 году был помещен в Курганский дом ребенка. В 1988 году был направлен в Кипельский детский дом, где воспитывался и обучался по 2001 год до окончания 9 классов общеобразовательной школы. С 2001 года по 2005 года обучался в ПЛНомер обезличен в р.п.Мишкино, где проживал в общежитии. С 2005 года по 2007 год служил в рядах Российской Армии. По окончании службы узнал о возможности получения жилья вне очереди. Для получения жилья в 2007 году зарегистрировался в квартире директора Кипельского детского дома Тельмановой в п.Новый ..., однако в этой квартире не проживал, фактически с 2007 года трудоустроен и проживает в ... в квартире, которую занимает на основании договора найма жилого помещения. Собственного жилья истец не имеет, жилье за ним не закреплялось. С заявлением о постановке на учет для получения жилья вне очереди он обратился в МУ Администрация Юргамышского поссовета Дата обезличена года, ранее по данному вопросу с заявлениями к ответчикам не обращался, т.к. не знал о своем праве на получение жилья.
Представитель ответчика администрации МО Юргамышского поссовета Курганской области Бисимбаева А.Б. с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что в октябре 2010 года истец обратился в администрацию Юргамышского поссовета с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с внеочередным предоставлением жилья как лицу из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Шмыреву было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с внеочередным предоставлением жилья, так как на момент обращения ему исполнилось 23 года. Ему было разъяснено право о постановке на учет на общих основаниях, согласно ст.52 ЖК РФ.
Представитель ответчика администрации МО Юргамышского района Курганской области Язовских О.Н. с исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на меры социальной поддержки по обеспечению вне очереди жилыми помещениями, имеют дети, оставшиеся без попечения родителей до достижения ими возраста 23 лет. Шмырев С.А. обратился с заявлением о включении его в списки нуждающихся в получении жилой площади как лица, оставшегося без попечения родителей, когда ему исполнилось 26 лет. Поэтому считает, что оснований для удовлетворения его требований не имеется.
Представитель третьего лица Органа опеки и попечительства администрации Юргамышского района Курганской области Леонова Л.А. исковые требования Шмырева С.А. не поддержала, суду пояснила, что Шмырев С.А. в реестре МУ Отдел образования Юргамышского района, как нуждающийся в предоставлении жилого помещения не состоит, ранее не состоял, не обращался по поводу содействия в постановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель третьего лица Администрации (Правительства) Курганской области Данина М.С. в судебное заседание не явилась, удовлетворение исковых требований оставила на усмотрение суда, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявление указала, что в соответствии с Законом Курганской области от 5 октября 2007 года №288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеки и попечительству» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области наделены такими государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству как обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, вне очереди жилыми помещениями. В соответствии со ст.13 указанного закона органы местного самоуправления несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству в соответствии с действующим законодательством. В связи с изложенным, исковое требование, связанное с ненадлежащим обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть предъявлено к органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Курганской области. Согласно приложению №1 к Закону Курганской области №288 соответствующим муниципальным образованием Курганской области, которому передано указанное государственное полномочие, является Юргамышский район Курганской области. Законом Курганской области от 8 декабря 2010 года № 78 «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» предусмотрено выделение субвенций в 2011 году на обеспечение жилыми помещениями граждан категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» Юргамышскому району Курганской области в размере 3700 тыс. рублей. С учетом абз. 2 п.1 ст.8 ФЗ №159-ФЗ, на органы местного самоуправления Юргамышского района Курганской области возложена обязанность по предоставлению по месту жительства жилого помещения лицам, оставшимся без попечения родителей.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения истца Шмырева С.А., представителя ответчика Администрации МО Юргамышского поссовета Курганской области Бисимбаевой А.Б., представителя ответчика Администрации МО Юргамышского района Курганской области Язовских О.Н., представителя третьего лица Органа опеки и попечительства администрации Юргамышского района Курганской области Леоновой Л.А., суд приходит к следующему.
Согласно свидетельства о рождении, Шмырев С.А. родился Дата обезличена года, его родителями являются ФИО11 и ФИО10
Из заявления ФИО4 от Дата обезличена года, действовавшей в качестве законного представителя ФИО10, следует, что она дает свое согласие на передачу Шмырева С.А. в особую семью по усмотрению органов опеки.
Решением исполнительного комитета Курганского городского Совета народных депутатов № 219 от 12.09.1984 года, Шмырев С.А. определен в Курганский дом ребенка в связи с отказом от ребенка его матерью ФИО10
В судебном заседании установлено, что с 1984 года по 1988 год Шмырев С.А. воспитывался в Курганском доме ребенка, с 1988 года по 2001 год в ГОУ «Кипельский детский дом», с 2001 года по 2005 год обучался в ГОУ СПО «Мишкинский профессиональный педагогический колледж», с 2005 года по 2007 год проходил службу по призыву в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. 18 лет Шмыреву С.А. исполнилось Дата обезличена года. На указанную дату Шмырев С.А. обучался в ГОУ СПО «Мишкинский профессиональный педагогический колледж», проживал без регистрации в общежитии в р.п...., находился на полном государственном обеспечении. С 2007 года по настоящее время Шмырев С.А. зарегистрирован по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., ..., фактически проживает в ....
В соответствии с абз.2 ч. 1 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно п. 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Абзацем четвертым ст.1 ФЗ от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте от 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.
Согласно п. 44 ст.3 Закона Курганской области от 25.09.2007 г. № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» органы местного самоуправления наделяются следующими полномочиями по опеке и попечительству: обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди жилыми помещениями.
Согласно ст.7 Закона Курганской области от 25.09.2007 г. № 288 органы местного самоуправления осуществляют указанные в ст.3 данного закона полномочия по опеки и попечительству в соответствии с действующим законодательством и уставом муниципального образования.
Согласно ст.13 вышеуказанного Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление полномочий по опеке и попечительству в соответствии с действующим законодательством.
Согласно приложению 1 к Закону Курганской области от 25.09.2007 г. №288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» Юргамышский район отнесен к муниципальным образованиям Курганской области органы местного самоуправления, которых наделяются отдельными государственными полномочиями.
Согласно приложению №4 «О порядке расходования субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к постановлению Курганской области от 24.12.2007 года №633 «Об утверждении порядков расходования субвенций местным бюджетам из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству» указано, что на основании ежеквартальных заявок Главного управления образования Курганской области финансовое управление Курганской области не позднее 1 апреля, 1 июля, 1 октября и 30 декабря текущего финансового года перечисляет Главному управлению образования Курганской области субвенции для последующего их перечисления бюджетам муниципальных образований.
Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, сохраняется до 23-х лет.
В судебном заседании установлено, что впервые Шмырев С.А. с заявлением о включении его в списки лиц на получение жилой площади в соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обратился в Администрацию МО Юргамышский поссовет Дата обезличена года, однако в удовлетворении его заявления было отказано, поскольку на момент подачи заявления им был достигнут возраст 23 года. Ранее в органы местного самоуправления по вопросу обеспечения жилым помещением истец не обращался, на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением не состоит.
По смыслу абзаца четвертого ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте от 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
В данном случае на момент обращения с заявлением в Администрацию МО Юргамышский поссовет Дата обезличена года, Шмыреву С.А. исполнилось 26 лет.
Поскольку в установленный законом срок Шмырев С.А. не реализовал свои права на получение жилья, в настоящее время достиг возраста 26 лет, исковые требования не могут быть удовлетворены, так как в силу возраста истец не может реализовать свое право в получении жилой площади как лицо, оставшееся без попечения родителей, поскольку до достижения 23 лет не встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, несмотря на то, что законодательством предоставлен достаточно длительный период времени (5 лет), в течение которого лицо, достигшее совершеннолетия, имело право самостоятельно реализовать свои права на получение жилья на основании ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Факт отсутствия у истца в собственности жилья может являться самостоятельным основанием для постановки его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья на общих основаниях в соответствии со ст.52 ЖК РФ, но не является основанием для обеспечения жильем в соответствии со статьей 8 Федерального закона №159-ФЗ.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Шмырева Сергея Анатольевича к Администрации муниципального образования Юргамышского района Курганской области, Администрации муниципального образования Юргамышского поссовета Курганской области о предоставлении жилья – отказать.
Решение может быть обжаловано в срок 10 дней в Курганский областной суд через Юргамышский районный суд.
Судья: