Дело № Р Е Ш Е Н И Е <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Фефиловой О.В., при секретаре ФИО1, с участием заместителя прокурора <адрес> УР ФИО2, истца Псарёва К. А., представителя ответчика – специалиста юридического отдела Администрации Муниципального образования «Красногорский район» ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Удмуртской Республики в интересах Псарёва К. А. к Администрации Муниципального образования «Красногорский район» о понуждении к предоставлению жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: <адрес> УР обратился в суд с иском в интересах Псарёва К. А. к Администрации Муниципального образования «Красногорский район» о понуждении к предоставлению Псарёву К. А. жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди на территории Муниципального образования «Красногорский район» Удмуртской Республики общей площадью не менее 14 кв. м., и взыскании государственной пошлины с ответчика МО «Красногорский район», указав, что прокурорской проверкой обращения Псарёва К.А. установлено, что постановлением администрации МО «Красногорский район» № *** от *** г. «О принятии Псарёва К.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и включении в отдельный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Псарёв Константин Андреевич, относящийся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, Псарёв К.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении сироты и в настоящее время, согласно сведениям учетного дела нуждающегося в жилом помещении, состоит в списке для получения жилья. Псарёв К.А. зарегистрирован и проживает по адресу: ***. В нарушение действующего законодательства Псарёву К.А. по окончании пребывания в учреждении профессионального образования - Государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Увинский профессиональный колледж» жилое помещение по договору социального найма вне очереди не предоставлено. Решением уполномоченного органа он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения по <адрес> УР, однако до сегодняшнего дня жилье не предоставлено, чем нарушено право последнего на внеочередное предоставление жилого помещения по окончании пребывания в ГОУСПО «Увинский профессиональный колледж». <адрес> Совета депутатов норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 14 (четырнадцати) квадратных метров общей площади жилого помещения. Истец вправе претендовать на жилое помещение размером не менее 14 кв. м общей площади, расположенное на территории МО «Красногорский район» УР, вне очереди по договору социального найма. В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> УР ФИО2 поддержала заявленные требования в полном объеме, приведя доводы, указанные в исковом заявлении, уточнив, что согласно решению <адрес> Совета депутатов норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 18, а не 14 квадратных метров общей площади жилого помещения, а потому истец вправе претендовать на жилое помещение размером не менее 18 кв. м общей площади, расположенное на территории МО «Красногорский район» УР вне очереди по договору социального найма. Поскольку жилье, которое было закреплено за Псарёвым К.А. на сегодняшний день не пригодно для проживания, просить обязать Администрацию МО «Красногорский район» предоставить Псарёву Константину Андреевичу жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди на территории Муниципального образования «Красногорский район» Удмуртской Республики общей площадью не менее 18 кв. м. и взыскать с Администрации МО «Красногорский район» государственную пошлину в доход государства. Истец Псарёв К.А. заявленные прокурором исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что когда он вернулся после обучения домой, то обнаружил, что дом, где он прописан, непригоден для проживания, печь разрушена, двери и окна выставлены. Иного жилья на праве собственности и по договору социального найма не имеет. Просит обязать Администрацию МО «Красногорский район» предоставить ему жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди на территории <адрес>, общей площадью не менее 18 кв. м., так как в ***, где он зарегистрирован, нет жилья и работы. В <адрес> ему проще будет найти работу. Представитель ответчика - специалист юридического отдела Администрации Муниципального образования «Красногорский район» ФИО3, исковые требования прокурора <адрес> УР не признал, так как со стороны администрации сделано все от них зависящее. Псарёв К.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, он стоит первым в очереди на получение жилья, и по мере поступления денежных средств жилье ему будет предоставлено. В настоящее время для приобретения жилья поступило 600000 рублей, но за такие деньги, жилья отвечающего всем требованиям, приобрести невозможно. Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, четко обозначен федеральным законодательством. Согласно абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Кроме того, ч. 2 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном введении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, находящиеся у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам возложена на органы местного самоуправления. Частью 1 статьи 3 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Кроме того, данное право закреплено в части 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч. 2 статьи 4 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ N 2-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для предоставления жилья по договору социального найма. При расчете норм предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, члены семьи не учитываются. Статьями 15, 16 указанного Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ полномочиями по предоставлению такой меры социальной поддержки, как обеспечение вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, наделено муниципальное образование «Красногорский район». В соответствии с требованиями части 1 статьи 4 Закона УР «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим права на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства. Местом жительства, согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Согласно свидетельству о рождении серии ***, выданному Большеселеговским сельским Советом, Псарёв К. А. родился *** году в с. ***, в графе родители указаны отец – ***, мать – ***. Из справки о рождении №*** следует, что сведения об отце Псарёва К. А. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка. Решением Красногорского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ мать Псарёва К. А. – *** лишена родительских прав в отношении сыновей Псарёва К. А., *** году рождения, и Псарёва Н. А, *** года рождения. Из постановления главы Администрации МО «Красногорский район» от *** года за №*** следует, что Псарёв К. А., относящийся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, и включен в отдельный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Паспортными данными установлено, что Псарёв К. А. зарегистрирован по адресу: ***. Постановлением главы Администрации МО «Красногорский район» от *** года за № *** за Псарёвым К. А. закреплено право проживания в доме, где он зарегистрирован и проживал с матерью по адресу: ***. Согласно акту проверки жилищных условий Псарёва К. А., составленному комиссией в составе главы МО «Селеговское» ***, специалиста МО «Селеговское» ***, депутата МО «Селеговское» ***, квартира по адресу: ***, – для проживания непригодна, требует капитального ремонта. В настоящее время в квартире выбиты стекла на окнах, дом не закрывается, в квартиру свободный доступ. Актом обследования квартиры в двухквартирном бревенчатом доме по адресу: ***, - составленным руководителем Красногорского отделения ГУП «Удмурттехинвентаризация» ***, установлено, что квартира по указанному адресу в доме *** года постройки нежилая, окна выбиты. Технического паспорта нет. Состояние дома ветхое, Общий износ составляет 68%. Из уведомления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от *** года следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества Псарёва К. А., *** года рождения, проживающего по адресу: ***, - отсутствует. Из справки, выданной начальником сектора по имущественным вопросам ФИО4 следует, что Псарёву К. А., *** года рождения, жилье по договору социального найма в <адрес> не предоставлялось. Постановлением главы администрации МО «Красногорский район» №*** от ДД.ММ.ГГГГ установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории <адрес>, которая составляет 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. Согласно диплому регистрационный номер *** Псарёв К. А. ДД.ММ.ГГГГ окончил Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Увинский профессиональный колледж». По делу установлено, что в настоящее время Псарёв К. А. проживает у своей сожительницы по адресу: ***. Суд, исследовав доказательства по делу в их совокупности, считает, что требования прокурора <адрес> УР, предъявленные в интересах Псарёва К. А., подлежат удовлетворении. До настоящего времени жилое помещение вне очереди по договору социального найма истцу Псарёву К.А., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не представлено, чем нарушено его право на жилище. Каких-либо помещений на праве собственности либо по договору социального найма Псарёв К.А. не имеет. За Псарёвым К.А. было закреплено жилое помещение, однако в настоящее время оно признано непригодным для проживания. Таким образом, Псарёв К.А. вправе претендовать на жилое помещение вне очереди по договору социального найма общей площадью не менее 18 кв.м. в <адрес> УР. Требование прокурора о возложении обязанности на Администрацию МО «Красногорский район» оплаты государственной пошлины не основано на законе, поскольку на основании ч.1 п. 19 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора <адрес> УР в интересах Псарёва К. А. к Администрации МО «Красногорский район» о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма из муниципального жилищного фонда удовлетворить. Обязать Администрацию МО «Красногорский район» предоставить Псарёву К. А. вне очереди помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда в <адрес> Удмуртской Республики общей площадью не менее 18 кв.м. На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Юкаменский районный суд УР. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий: Фефилова О.В.