Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Фефиловой О.В. при секретаре ФИО1 с участием истца – помощника прокурора <адрес> УР ФИО2 представителя ответчика – директора Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Красногорский детский дом» ФИО3 представителя ответчика - Администрации муниципального образования «Красногорский район» - ведущего специалиста - эксперта-юрисконсульта Совета депутатов МО «Красногорский район» ФИО4 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия 1 год), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> УР в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Красногорский детский дом» и Администрации МО «Красногорский район» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности выполнить мероприятия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л: <адрес> УР обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Красногорский детский дом» и Администрации МО «Красногорский район» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности выполнить мероприятия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности. Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района проверки с привлечением специалиста Отдела надзорной деятельности Игринского, Красногорского и <адрес>ов Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике в МОУ «Красногорский детский дом» были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: - в нарушение ч. 1 ст. 151 Федерального закона №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту Федерального Закона №-Ф3), п.3, 60 ППБ 01-03 в помещении склада (парикмахерской) не были закрыты колпаками лампы, предусмотренные конструкцией светильников; - в нарушение п.п. 17 ч.1 ст. 151 Федерального закона №-Ф3, п. 3, 108 ППБ 01-03; прил. № огнетушитель (порядковый номер №) находился в неисправном состоянии, своевременно не произведена перезарядка; - в нарушение ч. 1 ст. 151 Федерального Закона №-Ф3, п.3, 40 ППБ 01-03 под лестничным маршем было допущено устройство подсобного помещения, осуществляется складирование горючих материалов; - в нарушение ч. 1 ст.151 Федерального закона №-Ф3, п.3, 51 ППБ 01-03, ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ - 2009 знаки пожарной безопасности, установленные на путях эвакуации и размещения первичных средств пожаротушения, не соответствовали требованиям ГОСТ; - в нарушение ч.1 ст. 151 Федерального закона №-Ф3, п. 3, 54 ППБ 01-03 на случай отключения электроэнергии обслуживающий персонал не был обеспечен электрическими фонарями в полном объеме, имеющиеся в наличии электрические фонари были в неисправном состоянии; - в нарушение ч. 1 ст. 151 Федерального закона №-Ф3, п. 3, 98 ППБ 01-03, п. 4 НПБ 110 - 03 в кабинете заместителей директора помещение (санузел) не было защищено соответствующими автоматическими установками (произведено изменение функционального назначения помещения, осуществлялось складирование горючих материалов). Просят признать незаконным бездействие Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Красногорский детский дом» и Администрации МО «Красногорский район» по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности. Обязать Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Красногорский детский дом» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить следующие мероприятия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности: в помещении склада (парикмахерской) закрыть колпаками лампы, предусмотренные конструкцией светильников; произвести перезарядку огнетушителя (порядковый номер 7); очистить лестничный марш от складирования там горючих материалов; знаки пожарной безопасности, установленные на путях эвакуации и размещения первичных средств пожаротушения привести в соответствие с требованиями ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ-2009; обеспечить рабочий персонал электрическими фонарями на случай отключения электроэнергии в полном объеме; выполнить монтаж автоматических установок пожарной охраны в помещении (санузел, функциональное назначение которого изменено – осуществляется складирование горючих материалов) в кабинете заместителей директора. При недостаточности собственных средств у Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Красногорский детский дом» для выполнения указанных мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности возложить субсидиарную ответственность по финансированию проведения указанных мероприятий на Администрацию муниципального образования «Красногорский район». В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора <адрес> УР ФИО2 иск поддержал по основаниям изложенным в исковом заявлении, уменьшив исковые требования в связи с устранением ответчиком части допущенных нарушений. Просил признать незаконным бездействие Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Красногорский детский дом» и Администрации МО «Красногорский район» по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности и обязать Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Красногорский детский дом» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить следующие мероприятия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности: знаки пожарной безопасности, установленные на путях эвакуации и размещения первичных средств пожаротушения привести в соответствие с требованиями ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ-2009, выполнить монтаж автоматических установок пожарной охраны в помещении (санузел, функциональное назначение которого изменено – осуществляется складирование горючих материалов) в кабинете заместителей директора. При недостаточности собственных средств у Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Красногорский детский дом» для выполнения указанных мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности возложить субсидиарную ответственность по финансированию проведения указанных мероприятий на Администрацию муниципального образования «Красногорский район». Представитель ответчика – директор ФИО3 исковые требования с учетом уменьшения исковых требований прокурором, признала полностью, пояснив, что на сегодняшний день большая часть требований прокурора выполнена. На установку знаков пожарной безопасности на путях эвакуации и размещения первичных средств пожаротушения, соответствующих требованиям ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ-2009 заключен договор с ЗАО «Комплексная безопасность», и знаки на днях будут установлены. По поводу монтажа автоматических установок пожарной охраны в помещении (санузел, функциональное назначение которого изменено – осуществляется складирование горючих материалов) в кабинете заместителей директора, если это необходимо, то при выделении средств монтаж автоматических установок пожарной охраны будет сделан. Представитель соответчика – Администрации муниципального образования «Красногорский район» - ведущий специалист - эксперт-юрисконсульт Совета депутатов МО «Красногорский район» ФИО4 исковые требования с учетом уменьшения исковых требований прокурором признал. Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля государственный инспектор Игринского, Красногорского и <адрес>ов по пожарному надзору ФИО5 суду пояснил, что в ходе проведения с участием прокуратуры района проверки соблюдения требований пожарной безопасности в Красногорском детском доме были выявлены нарушения правил пожарной безопасности, а именно, в нарушение ч. 1 ст. 151 Федерального закона №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту Федерального Закона №-Ф3), п.3, 60 ППБ 01-03 в помещении склада (парикмахерской) не были закрыты колпаками лампы, предусмотренные конструкцией светильников; в нарушение п.п. 17; ч.1 ст. 151 Федерального закона №-Ф3, п. 3, 108 ППБ 01-03; прил. № огнетушитель (порядковый номер №) находился в неисправном состоянии, своевременно не произведена перезарядка; в нарушение ч. 1 ст. 151 Федерального Закона №-Ф3, п.3, 40 ППБ 01-03 под лестничным маршем было допущено устройство подсобного помещения, осуществляется складирование горючих материалов; в нарушение ч. 1 ст.151 Федерального закона №-Ф3, п.3, 51 ППБ 01-03, ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ - 2009 знаки пожарной безопасности, установленные на путях эвакуации и размещения первичных средств пожаротушения, не соответствовали требованиям ГОСТ; в нарушение ч. 1 ст. 151 Федерального закона №-Ф3, п. 3, 58 ППБ 01-03 бытовые электроприборы в помещении домоводства, в которых по окончании рабочего времени отсутствует обслуживающий персонал, не были обесточены; в нарушение ч.1 ст. 151 Федерального закона №-Ф3, п. 3, 54 ППБ 01-03 на случай отключения электроэнергии обслуживающий персонал не был обеспечен электрическими фонарями в полном объеме, имеющиеся в наличии электрические фонари находились в неисправном состоянии; в нарушение ч. 1 ст. 151 Федерального закона №-Ф3, п. 3, 98 ППБ 01-03, п. 4 НПБ 110 - 03 в кабинете заместителей директора помещение (санузел) не было защищено соответствующими автоматическими установками (произведено изменение функционального назначения помещения, осуществлялось складирование горючих материалов). Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Согласно ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту Закона) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности – это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. В соответствии со ст.ст. 34, 37 Закона все граждане и организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Согласно ч. 1 ст. 38 Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. Согласно п. 5.3 Устава МОУ «Красногорский детский дом» непосредственное управление Учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор. Также в соответствии с п. 8.2 Устава руководитель Учреждения обеспечивает соблюдение требований действующего законодательства и Устава в своей деятельности и деятельности Учреждения. Согласно п. 1.4 Устава Учреждение в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской республики. В соответствии с п. 6.7 Учреждение отвечает по своим обязательствам, возникающим в ходе осуществления своей деятельности находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник. В соответствии с п. 1.3 Устава собственником Учреждения является Администрация МО «Красногорский район». Судом установлено и материалами дела подтверждается, что проведенной в МОУ «Красногорский детский дом» прокуратурой района проверкой выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности: Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ответчиком на момент рассмотрения дела в суде устранены следующие нарушения требований пожарной безопасности: в помещении склада (парикмахерской) закрыты колпаками лампы, предусмотренные конструкцией светильников; произведена перезарядка огнетушителя (порядковый номер 7); очищен лестничный марш от складирования там горючих материалов; рабочий персонал обеспечен электрическими фонарями на случай отключения электроэнергии в полном объеме. В судебном заседании нашло подтверждение нарушение Администрацией Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Красногорский детский дом» требований пожарной безопасности. На день рассмотрения дела в суде Администрацией не устранены следующие нарушения: не выполнен монтаж автоматических установок пожарной охраны в помещении (санузел, функциональное назначение которого изменено – осуществляется складирование горючих материалов) в кабинете зам. директора; в нарушение ч. 1 ст.151 Федерального закона №-Ф3, п.3, 51 ППБ 01-03, ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ - 2009 знаки пожарной безопасности, установленные на путях эвакуации и размещения первичных средств пожаротушения не соответствуют требованиям ФИО6. Оценивая добытые по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что невыполнение ответчиком требований закона по обеспечению мер пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье как участников образовательного процесса, так и других лиц, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасные условия жизнедеятельности, в том числе получения образования. Поэтому суд считает необходимым признать незаконным бездействие Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Красногорский детский дом» и Администрации МО «Красногорский район» по устранению нарушений требований правил пожарной безопасности и обязать Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Красногорский детский дом» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить следующие мероприятия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности: знаки пожарной безопасности, установленные на путях эвакуации и размещения первичных средств пожаротушения привести в соответствие с требованиям ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ – 2009; выполнить монтаж автоматических установок пожарной охраны в помещении (санузел, функциональное назначение которого изменено – осуществляется складирование горючих материалов) в кабинете заместителей директора. При недостаточности собственных средств МОУ «Красногорский детский дом» для выполнения указанных мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности возложить субсидиарную ответственность по финансированию проведения указанных мероприятий на Администрацию муниципального образования «Красногорский район». Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора <адрес> УР в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Красногорский детский дом» и Администрации МО «Красногорский район» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности выполнить мероприятия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности удовлетворить полностью. Признать незаконным бездействие ответчика Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Красногорский детский дом» и Администрации МО «Красногорский район» по устранению нарушений требований правил пожарной безопасности. Обязать муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Красногорский детский дом» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить следующие мероприятия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности: - знаки пожарной безопасности, установленные на путях эвакуации и размещения первичных средств пожаротушения привести в соответствие с требованиям ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ – 2009; - выполнить монтаж автоматических установок пожарной охраны в помещении (санузел, функциональное назначение которого изменено – осуществляется складирование горючих материалов) в кабинете заместителей директора. При недостаточности собственных средств МОУ «Красногорский детский дом» для выполнения указанных мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности возложить субсидиарную ответственность по финансированию проведения указанных мероприятий на Администрацию муниципального образования «Красногорский район». Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его оглашения путем подачи жалобы через Юкаменский районный суд Удмуртской Республики. Председательствующий: Фефилова О.В. <данные изъяты>а