<данные изъяты> Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Фефиловой О.В. при секретаре ФИО2 с участием истца – помощника прокурора <адрес> УР ФИО3 представителя ответчика – директора Муниципального учреждения «Центр социального обслуживания населения» муниципального образования «Красногорский район» ФИО4 представителя ответчика - Администрации муниципального образования «Красногорский район» - ведущего специалиста - эксперта-юрисконсульта Совета депутатов МО «Красногорский район» ФИО5 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия 1 год), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> УР в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению «Центр социального обслуживания населения» муниципального образования «Красногорский район» и Администрации МО «Красногорский район» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности выполнить мероприятия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л: <адрес> УР обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению «Центр социального обслуживания населения» муниципального образования «Красногорский район» и Администрации МО «Красногорский район» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности выполнить мероприятия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности. Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой района с привлечением специалиста Отдела надзорной деятельности Игринского, Красногорского и Якшур - <адрес>ов Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике проверки соблюдения требований противопожарной безопасности в отношении Муниципального учреждения «Центр социального обслуживания населения» муниципального образования «Красногорский район», расположенного по адресу: УР, <адрес>, - а также по адресу: <адрес>, - выявлены следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности: в нарушение ч.1 ст.151 Федерального закона №-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту Федерального Закона №-Ф3), п. 3 ППБ 01-03; п. 8.11 СНиП 21-01-97 не выполнено ограждение на кровле крыши в соответствии с ФИО7 25772 на здании, расположенном по адресу: <адрес>. Кроме того, в помещении здания, расположенного по вышеуказанному адресу, а также в помещении здания, расположенного по адресу: УР, <адрес>, - вопреки требованиям ч. 1 ст.151 Федерального закона №-Ф3, п.3,51 ППБ 01-03, ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ – 2009 знаки пожарной безопасности, установленные на путях эвакуации и размещения первичных средств пожаротушения, поэтажные схемы эвакуации не соответствуют требованиям ФИО7. Просят признать незаконным бездействие Муниципального учреждения «Центр социального обслуживания населения» МО «Красногорский район» и Администрации МО «Красногорский район» по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности и обязать Муниципальное учреждение «Центр социального обслуживания населения» МО «Красногорский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить следующие мероприятия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности: установить ограждение на кровле крыши в соответствии с ФИО7 25772 на здании, расположенном по адресу: <адрес>; знаки пожарной безопасности, установленные на путях эвакуации и размещения первичных средств пожаротушения, поэтажные схемы эвакуации в помещениях зданий, расположенных по адресам: <адрес>, - и <адрес>, - привести в соответствие с требованиями ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ-2009. При недостаточности собственных средств у Муниципального учреждения «Центр социального обслуживания населения» МО «Красногорский район» для выполнения указанных мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности возложить субсидиарную ответственность по финансированию проведения указанных мероприятий на Администрацию муниципального образования «Красногорский район». В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора <адрес> УР ФИО3 иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уменьшив исковые требования в связи с тем, что, поскольку высота здания ЦСОН, согласно представленным ответчиком документам, менее 7 метров, то устанавливать ограждения на такой крыше не требуется. Просил признать незаконным бездействие Муниципального учреждения «Центр социального обслуживания населения» муниципального образования «Красногорский район» и Администрации МО «Красногорский район» по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности и обязать Муниципальное учреждение «Центр социального обслуживания населения» муниципального образования «Красногорский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ знаки пожарной безопасности, установленные на путях эвакуации и размещения первичных средств пожаротушения, поэтажные схемы эвакуации в помещениях зданий, расположенных по адресам: <адрес>, - и УР, <адрес>, - привести в соответствие с требованиями ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ-2009. При недостаточности собственных средств у Муниципального учреждения «Центр социального обслуживания населения» муниципального образования «Красногорский район» для выполнения указанных мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности возложить субсидиарную ответственность по финансированию проведения указанных мероприятий на Администрацию муниципального образования «Красногорский район». Представитель ответчика – директор Муниципального учреждения «Центр социального обслуживания населения» муниципального образования «Красногорский район» ФИО4 исковые требования с учетом уменьшения исковых требований признал и пояснил, что работа по установке знаков пожарной безопасности, соответствующих требованиям ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ-2009, на путях эвакуации и размещения первичных средств пожаротушения, поэтажные схемы эвакуации в помещениях зданий ведется, и в ближайшее время знаки пожарной безопасности, установленные на путях эвакуации и размещения первичных средств пожаротушения, поэтажные схемы эвакуации в помещениях зданий будут приведены в соответствие с требованиями ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ-2009. Представитель соответчика – Администрации муниципального образования «Красногорский район» - ведущий специалист - эксперт-юрисконсульт Совета депутатов МО «Красногорский район» ФИО5 исковые требования с учетом уменьшения исковых требований прокурором признал. Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля государственный инспектор Игринского, Красногорского и <адрес>ов по пожарному надзору ФИО6 суду пояснил, что в ходе проведения с участием прокуратуры района проверки соблюдения требований пожарной безопасности в Муниципальном учреждении «Центр социального обслуживания населения» муниципального образования «Красногорский район» были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: знаки пожарной безопасности, установленные на путях эвакуации и размещения первичных средств пожаротушения, поэтажные схемы эвакуации в помещениях зданий, расположенных по адресу: 1. <адрес>; 2 УР, <адрес>, - не были приведены в соответствие с требованиями ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ-2009. Кроме того, в силу п.8.11 СНиП 21-01-97 в зданиях с уклоном кровли до 12 % включительно, высотой до карниза или верха наружной стены (парапета) более 10 м, а также в зданиях с уклоном кровли свыше 12% и высотой до карниза более 7 м следует предусматривать ограждения на кровле в соответствии с ФИО7 25772. Поскольку директором ЦСОН не была представлена проектно-сметная документация здания ЦСОН, ими визуально было определено, что высота здания ЦСОН до кровли более 7 метров, поэтому и предъявили такие требования. Поскольку на сегодняшний день имеется документ, подтверждающий, что высота здания ЦСОН менее 7 метров, то устанавливать ограждение на крышу нет необходимости. Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Согласно ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту Закона) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности – это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. В соответствии со ст.ст. 34, 37 Закона все граждане и организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Согласно ч. 1 ст. 38 Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. Согласно п. 1.9. ФИО1 МУ «Центр социального обслуживания населения» МО «Красногорский район» (далее по тексту Устав) в своей деятельности учреждение руководствуется Конституцией РФ, Федеральными законами, иными федеральными правовыми актами, законами Удмуртской Республики, а также правовыми актами Удмуртской Республики, органов местного самоуправления муниципального образования, принятыми в рамках их компетенции, а также ФИО1. Также согласно п. 1.2 ФИО1 является Администрация МО «Красногорский район». В соответствии с п. 1.7 ФИО1 Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет Учредитель. Вместе с тем проведенной проверкой выявлены следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности: в помещении здания, расположенного по адресу: <адрес>, - а также в помещении здания, расположенного по адресу: УР, <адрес>, - вопреки требованиям ч. 1 ст.151 Федерального закона №-Ф3, п.3,51 ППБ 01-03, ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ – 2009 знаки пожарной безопасности, установленные на путях эвакуации и размещения первичных средств пожаротушения, поэтажные схемы эвакуации не соответствуют требованиям ФИО7. Прокурором также было предъявлено требование о выполнении ограждения на кровле крыши в соответствии с ФИО7 25772 на здании, расположенном по адресу: <адрес>. В судебном заседании помощник прокурора отказался от требований в этой части, поскольку высота здания ЦСОН менее 7 метров. Так, согласно п. 1.1 СНиП 21-01-97 настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее - зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов. Пунктом 8.11 СНиП 21-01-97 установлено, что в зданиях с уклоном кровли до 12% включительно, высотой до карниза или верха наружной стены (парапета) более 10 м, а также в зданиях с уклоном кровли свыше 12% и высотой до карниза более 7 м следует предусматривать ограждения на кровле в соответствии с ФИО7 25772. В судебное заседание директор ЦСОН представил технический паспорт на здание ЦСОН, расположенного по адресу: <адрес>, - согласно которому высота здания ЦСОН составляет 6 метров, следовательно, требования п. 8.11 СНиП 21-01-97 на это здание не распространяются. В судебном заседании нашло подтверждение нарушение Администрацией Муниципального учреждения «Центр социального обслуживания населения» муниципального образования «Красногорский район» требований пожарной безопасности. На день рассмотрения дела в суде Администрацией Муниципального учреждения «Центр социального обслуживания населения» муниципального образования «Красногорский район» не устранены следующие нарушения: в помещении здания, расположенного по адресу: <адрес>, - а также в помещении здания, расположенного по адресу: УР, <адрес>, - вопреки требованиям ч. 1 ст.151 Федерального закона №-Ф3, п.3,51 ППБ 01-03, ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ – 2009 знаки пожарной безопасности, установленные на путях эвакуации и размещения первичных средств пожаротушения, поэтажные схемы эвакуации не соответствуют требованиям ФИО7. Оценивая добытые по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что невыполнение ответчиком требований закона по обеспечению мер пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц находящихся в здании МУ «Центр социального обслуживания населения» МО «Красногорский район», расположенном по адресу: УР, <адрес>; и по адресу: УР, <адрес>. Поэтому суд считает необходимым признать незаконным бездействие Муниципального учреждения «Центр социального обслуживания населения» муниципального образования «Красногорский район» и Администрации МО «Красногорский район» по устранению нарушений требований правил пожарной безопасности и обязать Муниципальное учреждение «Центр социального обслуживания населения» муниципального образования «Красногорский район» срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить следующие мероприятия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности: знаки пожарной безопасности, установленные на путях эвакуации и размещения первичных средств пожаротушения, поэтажные схемы эвакуации в помещениях зданий, расположенных по адресам: <адрес>, - и УР, <адрес>, - привести в соответствие с требованиями ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ-2009. При недостаточности собственных средств в Муниципальном учреждении «Центр социального обслуживания населения» муниципального образования «Красногорский район» для выполнения указанных мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности возложить субсидиарную ответственность по финансированию проведения указанных мероприятий на Администрацию муниципального образования «Красногорский район». Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора <адрес> УР в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению «Центр социального обслуживания населения» муниципального образования «Красногорский район» и Администрации МО «Красногорский район» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности выполнить мероприятия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности удовлетворить полностью. Признать незаконным бездействие ответчика Муниципального учреждения «Центр социального обслуживания населения» муниципального образования «Красногорский район» и Администрации МО «Красногорский район» по устранению нарушений требований правил пожарной безопасности. Обязать Муниципальное учреждение «Центр социального обслуживания населения» муниципального образования «Красногорский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ знаки пожарной безопасности, установленные на путях эвакуации и размещения первичных средств пожаротушения, поэтажные схемы эвакуации в помещениях зданий, расположенных по адресу: 1. <адрес>; 2. УР, <адрес>, - привести в соответствие с требованиями ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ-2009. При недостаточности собственных средств в Муниципальном учреждении «Центр социального обслуживания населения» муниципального образования «Красногорский район» для выполнения указанных мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности возложить субсидиарную ответственность по финансированию проведения указанных мероприятий на Администрацию муниципального образования «Красногорский район». Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его оглашения путем подачи жалобы через Юкаменский районный суд Удмуртской Республики. Председательствующий: Фефилова О.В. <данные изъяты>а