о признании права пенсионера МО РФ, ветерана труда на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, и ежемесячной денежной компенсации на оплату расходов в размере 50% от начисленной за месяц платы за жилое помещение, и коммунал



<данные изъяты> Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Фефиловой О.В.,

при секретаре ФИО3,

с участием истца ФИО2,

представителя ответчика - ведущего инспектора Отдела социальной защиты населения в <адрес> (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия на 1 год) ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Отделу социальной защиты населения в <адрес> о признании права пенсионера МО РФ, ветерана труда на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной компенсации на оплату расходов в размере 50% от начисленной за месяц платы за жилое помещение и коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском к Отделу социальной защиты населения в <адрес> о признании права пенсионера МО РФ, ветерана труда на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной компенсации на оплату расходов в размере 50% от начисленной за месяц платы за жилое помещение и коммунальных услуг, мотивируя тем, что он, ФИО2, 1960 года рождения, является пенсионером МО РФ и получает пенсию за выслугу лет (пенсионное удостоверение - приложение ). В настоящее время на него распространяются правоотношения действующего ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», согласно которому право на пенсию имеют военнослужащие, а назначается она в порядке, предусмотренном Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Имеет удостоверения «Ветерана военной службы» и «Ветерана труда», дающие право на получение мер социальной поддержки, установленных для этой категории граждан. Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ предусмотрено, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального Закона, субъекты РФ обязаны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан. Право на меры социальной поддержки ветеранам труда предоставлено Законом УР -РЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике» подпунктами 1-4 пункта 1 ст.3 главы 2. В соответствии с требованиями Закона УР -РЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике», а также п.1 Раздела 1 Приложения к постановлению Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - ежемесячная денежная компенсация) предоставляется гражданам, имеющим право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах». Согласно п.5, п.6 Раздела 2 Приложения к постановлению Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Размер ежемесячной денежной компенсации определяется в процентном отношении от величины региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - региональный стандарт), ежегодно утверждаемых Правительством Удмуртской Республики. Процентное отношение от величины регионального стандарта устанавливается в следующих размерах: 50 процентов гражданам, которые в соответствии с законодательством РФ или законодательством УР имеют право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке и условиях предоставления ветеранам труда, лицам, проработавшим в тылу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, реабилитированным лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий», предоставляется ежемесячная денежная выплата. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в Отдел социальной защиты населения в <адрес> с просьбой о предоставлении ему мер социальной поддержки, предусмотренных вышеуказанными нормативными актами. На поданное им заявление, зарегистрированное в службе ответчика ДД.ММ.ГГГГ, получен ответ за исх. от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ему отказали во всех запрошенных мною мерах социальной поддержки, в том числе на ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, также ежемесячную денежную выплату. Считает отказ в предоставлении ему запрошенных мер социальной поддержки необоснованным и незаконным по следующим обстоятельствам. В соответствии с п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В соответствии с требованиями ч.2 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые согласно ч.5 ст.76 Конституции РФ не могут противоречить федеральным законам. Согласно ст.ст.10, 13, 22 ФЗ «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №112-ФЗ) социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством РФ; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. Статьей 22 указанного Федерального закона установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральному законодательству. Именно во исполнение названной нормы Федерального закона и был принят Закон УР -РЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике». Согласно подпунктам 1-4 пункта 1 ст. 3 главы 2 социальная поддержка ветеранов труда предусматривает осуществление системы мер, включающей: 1) скидку по оплате жилых помещений. Скидка по оплате жилых помещений предоставляется в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Удмуртской Республики, независимо от вида жилищного фонда; 2) скидку по оплате коммунальных услуг; 3) сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях; 4) получение ежемесячной денежной выплаты. Из содержания перечисленной нормы закона, принятого в Удмуртской Республике следует, что законодатель предусмотрел в качестве условия для получения права на данные меры социальной поддержки - достижение возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Истец является пенсионером Министерства обороны РФ и получает пенсию за выслугу лет в рамках государственного пенсионного обеспечения, что подтверждается пенсионным удостоверением, назначенную ему на основании ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Приложение к постановлению Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О Порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Удмуртской Республике», как и Положение, утвержденное Постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке и условиях предоставления ветеранам труда, лицам, проработавшим в тылу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, реабилитированным лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, ежемесячной денежной выплаты», а также и Закон УР -РЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике» не содержат конкретных указаний на необходимость достижения возраста 60 лет для мужчин, поэтому ответчик неправильно применил правовые нормы этой статьи, ограничив круг лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные для ветеранов труда, а ссылка на то, что у истца не выполняется требуемое в части 6 статьи 3 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «Об адресной социальной защите населения в УР» условие - достижение возраста 60 лет, является неправомерной. Кроме того, как ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», так и ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ предусматривают назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста 60 лет в зависимости от конкретных условий назначения пенсии различным категориям граждан. Следовательно, возраст, дающий право на её назначение, может быть различным. Пенсия за выслугу лет, согласно ст.13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ , назначается независимо от возраста лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более. Пенсия за выслугу лет предоставляется, как это следует из ст.2 ФЗ №166-ФЗ, в целях компенсации гражданину заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы, по достижении установленной законом выслуги. Применительно к лицам, проходившим военную службу, назначение пенсии за выслугу лет независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста, призвано, кроме того, создавать условия для их адаптации к гражданской жизни, способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии. Поскольку пенсия истцу назначена, следовательно, он достиг возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии со ст.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», а также относится к категории ветеранов труда и имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом УР от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «Об адресной социальной защите населения в УР», Приложением к Постановлению Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ «О Порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в УР» и Положением, утвержденным Постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке и условиях предоставления ветеранам труда, лицам, проработавшим в тылу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР за самоотверженный труд в период ВОВ, реабилитированным лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, ежемесячной денежной выплаты». Исходя из перечисленных обстоятельств и требований закона считает, что его исковые требования подлежат удовлетворению и он как военный пенсионер, ветеран труда, имеет право на перечисленные меры социальной поддержки ветеранов труда. Уверен, что должностным лицам стороны ответчика известно об имеющихся решениях судов в других субъектах РФ, которыми признано право военных пенсионеров ветеранов труда, не достигших 60 лет, на получение перечисленных мер социальной поддержки. Просит признать незаконным отказ ответчика в предоставлении пенсионеру МО РФ, ветерану военной службы, ветерану труда ФИО2 мер социальной поддержки в виде предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% от начислений за месяц платы за жилое помещение, за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, электроснабжение, газоснабжение и отопление (теплоснабжение), и ежемесячной денежной выплаты. Обязать ответчика назначить и выплачивать ФИО2 меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% от начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, электроснабжение, газоснабжение и отопление (теплоснабжение). Освободить его от уплаты государственной пошлины в соответствии с действующим
законодательством на основании пп.3 п.2 ст.333.36 Налогового кодекса РФ как ветерана военной службы и ветерана труда.

В судебном заседании истец ФИО2 поддержал свои исковые требования в полном объеме, уточнил исковые тре6ования и просил обязать ответчика назначить и выплачивать ему меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% от начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, электроснабжение, газоснабжение и отопление (теплоснабжение) с момента обращения с заявлением в Отдел социальной защиты населения в <адрес> с просьбой о предоставлении ему мер социальной поддержки, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ

Представитель ответчика - ведущий инспектор Отдела социальной защиты населения в <адрес> ФИО1 исковые требования не признала, пояснив, что в соответствии с ч. 6 ст.3 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике» ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, имеют право на меры социальной поддержки после установления (назначения) им пенсии в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Ветеранам труда, получающим пенсию по иным основаниям, право на меры социальной поддержки возникает при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет). Таким образом, у ФИО2, как у вышедшего на пенсию в соответствии с законодательством РФ о пенсионном обеспечении военнослужащих, право на меры социальной поддержки возникнет при достижении им возраста, дающего право на пенсию по старости, т.е. с 60 лет.

Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - специалист-эксперт юридического отдела Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, уведомленная о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, направив в суд пояснения на исковое заявление ФИО2 за от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просила рассмотреть гражданское дело по иску ФИО2 без личного участия представителя Минсоцзащиты населения УР и направить копию решения по делу в адрес Министерства.

В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Выслушав стороны, изучив представленные письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Истец ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, будучи военным пенсионером, что подтверждается копией удостоверения серии ГФ , ветераном военной службы согласно копии удостоверения серии Л , и ветераном труда согласно копии удостоверения серии Т-I , что не оспаривается ответчиком, ДД.ММ.ГГГГ обратился в Отдел социальной защиты населения в <адрес> с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и способе ее доставки и ежемесячной денежной выплаты.

На поданное им заявление о предоставлении мер социальной поддержки был получен ответ Отдела социальной защиты населения в <адрес> за исх. от ДД.ММ.ГГГГ за подписью начальника Отдела ФИО4, согласно которому истцу отказали в предоставлении мер социальной поддержки (назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг), разъяснив, что в соответствии с ч. 6 ст.3 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике» ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, имеют право на меры социальной поддержки после установления (назначения) им пенсии в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Ветеранам труда, получающим пенсию по иным основаниям, право на меры социальной поддержки возникает при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет). Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами, у граждан, вышедших на пенсию в соответствии с законодательством РФ о пенсионном обеспечении военнослужащих, право на меры социальной поддержки возникает при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости.

Согласно пояснениям на исковое заявление ФИО2 за от ДД.ММ.ГГГГ, представленным отделом Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики (далее - Министерство), в соответствии со ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно п.1 ст.23.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон о ветеранах) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Согласно п.6 ст.23.2 Закона о ветеранах форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ. Согласно вышеуказанным нормативно-правовым актам РФ и в целях реализации мер социальной поддержки в УР принят Закон от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике» (далее - Закон -РЗ). В соответствии с ч.1 ст.3 Закона -РЗ социальная поддержка ветеранов труда предусматривает осуществление системы мер, включающей: меру социальной поддержки по оплате жилых помещений; меру социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в пределах нормы площади жилья, установленной частью 9 настоящей статьи, и в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Правительством УР в соответствии с федеральным законодательством; сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения в порядке, установленном Правительством РФ, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях УР - законодательными и иными нормативными правовыми актами УР; получение ежемесячной денежной выплаты. Вместе с тем ст.6 Закона -РЗ гласит: «Ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, имеют право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящей статьей после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящей статьей предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Частью 1 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях» установлено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Из искового заявления усматривается и истцом не оспаривается, что ФИО2 является пенсионером МО РФ и получает пенсию за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Таким образом, право на получение мер социальной поддержки у истца возникнет при назначении трудовой пенсии по старости, т.е. при достижении возраста 60 лет. Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.2 Закона -РЗ меры, установленные настоящим Законом, являются расходными обязательствами УР. Таким образом, Управление социальной защиты населения в <адрес> правомерно и в соответствии с законодательством отказало ФИО2 в назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг (ЕДК) и ежемесячной денежной выплате «Ветеран труда» (ЕДВ). На основании вышеизложенного, исковые требования ФИО2 о признании права пенсионера МО РФ, ветерана труда на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной компенсации на оплату расходов в размере 50% от начисленной за месяц платы за жилое помещение и коммунальных услуг считают неправомерными, просят суд в их удовлетворении отказать в полном объеме.

Согласно п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ вопросы социальной защиты и социального обеспечения граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу ст.76 Конституции Российской Федерации и положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа непротиворечия принятых ими нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам.

Анализ содержания ч.ч.1, 6, 7 ст.3 Закона Удмуртской Республики «Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике» от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ, применительно к приведенному конституционному принципу свидетельствует о соответствии указанных норм действующему федеральному законодательству о социальной защите и социальной поддержке граждан в Российской Федерации.

Так, в соответствии с ч.6 ст.3 Закона Удмуртской Республики «Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике» ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, имеют право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящей статьей после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящей статьей предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В силу ст.22 Федерального закона «О ветеранах» №5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ) меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Частью 2 ст.10 ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 24 п.2 ст.26.3 Федерального закона №184-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что социальная поддержка ветеранов труда относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения и осуществляется данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно ст.153 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; при изменении после ДД.ММ.ГГГГ порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Статьей 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №124-ФЗ, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) определялось, что льготы лицам, имеющим звание «Ветеран труда», предоставлялись после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности. При этом п.4 этой статьи было установлено, что ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено п.2 настоящей статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы в соответствии с настоящей статьей предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное.

Положения ч.6 ст.3 Закона Удмуртской Республики «Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике» -РЗ, предусматривающие такие условия предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, как «после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящей статьей предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», не уменьшает объема мер социальной поддержки, предоставляемых до ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, в вышеуказанных Федеральных законах не содержится предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации и не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых субъектам Российской Федерации следует распространять установленные законом субъекта Российской Федерации меры социальной поддержки, а также не содержат положений, препятствующих субъектам Российской Федерации устанавливать такой круг лиц, кому надлежит предоставлять меры социальной поддержки.

На основании положений статей 1, 26.3.1 и 26.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», принципов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных полномочий и расходных полномочий субъектов Российской Федерации, закрепленных в статьях 28, 30, 31 (в части права органов государственной власти самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов), 31.1 (в части равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации), 33, 35 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субъект Российской Федерации (Удмуртская Республика) наделен полномочиями по самостоятельному определению круга субъектов, размеров, порядка и условий предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Определяя условия, при которых ветераны труда имеют право на меры социальной поддержки за счет средств республиканского бюджета Удмуртской Республики в части слов «ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящей статьей предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», законодателем соблюдены положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ.

Поскольку согласно ч.1 ст.7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возрасти 55 лет, законодательством Удмуртской Республики было правомерно предусмотрено, что право на получение мер социальной поддержки имеют ветераны труда при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ Отдела социальной защиты населения в <адрес> о признании права пенсионера МО РФ, ветерана труда ФИО2 на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной компенсации на оплату расходов в размере 50% от начисленной за месяц платы за жилое помещение и коммунальных услуг правомерен, поскольку истец не достиг возраста, дающего право на пенсию по старости – 60 лет для мужчин.

С учетом изложенного суд считает необходимым отказать в исковых требованиях ФИО2 как противоречащих соответствующим нормам Закона УР -РЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике».

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК, суд

РЕШИЛ:

В иске ФИО2 к Отделу социальной защиты населения в <адрес> о признании права пенсионера МО РФ, ветерана труда на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной компенсации на оплату расходов в размере 50% от начисленной за месяц платы за жилое помещение и коммунальных услуг отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики через Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: Фефилова О.В.

<данные изъяты>а