о признании бездействия, понуждении к организации муниципального земельного контроля ( в порядке ст. 25 ГПК РФ)



дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> УР ДД.ММ.ГГГГ

Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Одинцовой Г.Г.,

при секретаре Кузьминой Е.Ю.,

с участием помощника прокурора Юкаменского района УР Сафаровой Э.К.,

представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «Ежевское» ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Юкаменского района Удмуртской Республики в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Ежевское» о признании незаконным бездействия, понуждении к организации муниципального земельного контроля,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Юкаменского района Удмуртской Республики обратился в Юкаменский районный суд УР с заявлением в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Ежевское» (далее по тексту МО «Ежевское»), указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Юкаменского района законодательства о муниципальном земельном контроле.

В ходе проверки установлено, что органы, осуществляющие муниципальный земельный контроль, на территории Юкаменского района, в том числе, в МО «Ежевское», не определены, нормативная база, регулирующая осуществление названных видов контроля, не разработана.

Вместе с тем, нарушения земельного законодательства на территории Юкаменского района носят распространённый характер. Так, Юкаменским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике за 2012 год на территории Юкаменского района выявлено 4 нарушения земельного законодательства.

Частью 1 статьи 72 Земельного кодекса РФ установлено, что муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Частью 2 указанной статьи установлено, что муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно п. 20 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

Данные положения закреплены и в п. 21 ст. 7 Устава МО «Ежевское», принятого Решением Совета депутатов МО «Ежевское» от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 294-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности, принятие административных регламентов проверок при осуществлении муниципального контроля, относится к полномочиям органов местного самоуправления. Указанные полномочия осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования.

Администрацией МО «Ежевское» Юкаменского района УР не исполняются требования вышеуказанных норм, регулирующих вопросы организации и проведения контрольных мероприятий. Органы, имеющие право на осуществление муниципального земельного контроля не определены, административные регламенты, определяющие их положение, не разработаны.

Отсутствие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля администрацией поселения, отсутствие органа, наделённого функциями по осуществлению контроля, является незаконным. Отсутствие земельного контроля за землями поселений создаёт угрозу беспрепятственного самовольного захвата земель, использования их не по целевому назначению, а также совершению иных противоправных действий, что нарушает права и законные интересы граждан, а также интересы государства.

Бездействием администрации МО «Ежевское», заключающимся в не организации земельного контроля за использованием земель поселения, допускается возможность совершения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами противоправных действий в отношении земель, расположенных на территории МО «Ежевское» и, соответственно, причинения вреда здоровью и имуществу граждан.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. Круг лиц, чьи права, свободы и законные интересы нарушаются незаконным бездействием администрации МО «Ежевское», в данном случае определить невозможно.

На основании ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, в том числе, путём присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Порядок обжалования бездействия органа местного самоуправления предусмотрен главой 25 ГПК РФ. Право обжалования в суд бездействия органа местного самоуправления предусмотрено ст. 254 ГПК РФ.

Заявления с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, жилищных, земельных, экологических правоотношений, в силу ч. 1 ст. 22 ГПК РФ рассматриваются судами общей юрисдикции.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст.ст. 45, 254-258 ГПК РФ, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Ежевское» Юкаменского района Удмуртской Республики, выразившееся в неисполнении требований законодательства об организации муниципального земельного контроля; обязать администрацию муниципального образования «Ежевское» Юкаменского района Удмуртской Республики совершить действия по организации муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник прокурора Юкаменского района Сафарова Э.К. заявление поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица администрации МО «Ежевское» ФИО3 пояснил, что как таковой муниципальный контроль за использованием земель поселения осуществляется, выходят с обмерами участков, но документально не оформлено, нет соответствующего специалиста.

Заслушав стороны, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со 72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно п. 20 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 294-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности, принятие административных регламентов проверок при осуществлении муниципального контроля, относится к полномочиям органов местного самоуправления. Указанные полномочия осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования.

В соответствии с п. 21 ст. 7 Устава МО «Ежевское», принятого Решением Совета депутатов МО «Ежевское» от ДД.ММ.ГГГГ, к вопросам местного значения муниципального образования относится, в том числе, утверждение генеральных планов муниципального образования, правил землепользования и застройки территории, резервирование земель и изъятие, в том числе путём выкупа, земельных участков в границах образования для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель муниципального образования.

В судебном заседании установлено, что в муниципальном образовании «Ежевское» отсутствует орган, наделённый функциями по осуществлению контроля, административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля не принят. Отсутствие земельного контроля за землями поселения является незаконным, бездействие администрации МО «Ежевское» создаёт угрозу беспрепятственного самовольного захвата земель, использования их не по целевому назначению, а также способствует совершению иных противоправных действий, что нарушает права и законные интересы граждан, а также интересы государства.

Таким образом, заявление прокурора <адрес> Удмуртской Республики в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Ежевское» <адрес> УР об обязании совершить действия по организации муниципального земельного контроля за использованием земель подлежит удовлетворению в полном объёме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Юкаменского района Удмуртской Республики в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Ежевское» Юкаменского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Ежевское» Юкаменского района Удмуртской Республики по невыполнению требований законодательства об организации муниципального земельного контроля; обязать администрацию муниципального образования «Ежевское» Юкаменского района Удмуртской Республики совершить действия по организации муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано или на него может быть принесено представление прокурором в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Апелляционные жалоба, представление подаются через Юкаменский районный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий Одинцова Г.Г.