10.1-104/2011 Жалоба Комитета по расчетам и платежам администрации ГО «Город Йошкар-Ола» на постановление мирового судьи от 29 марта 2011 года, по ст. 19.7 КоАП РФ.



Дело № 10.1-104/2011

Мировой судья Орлова С.Г.Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Йошкар-Ола 21 апреля 2011 года

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,

С участием представителя Комитета по расчетам и платежам администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Пахмутовой О.Г. действующей на основании доверенности,

Руководителя Управления Роскомнадзора по Республике Марий Эл Шишкина Г.А. и представителя Егоровй К.К. действующей на основании доверенности,

рассмотрев в судебном заседании жалобу Комитета по расчетам и платежам администрации ГО «Город Йошкар-Ола» на постановление мирового судьи судебного участка № 12 г. Йошкар-Олы от 29 марта 2011 года, которым

Комитет по расчетам и платежам Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», расположенного по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект, д. 25, ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшегося,

привлечен к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 12 г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл от 29 марта 2011 года Комитет по расчетам и платежам Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» привлечен к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением мирового судьи Комитет по расчетам и платежам Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № 12 г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл от 29 марта 2011 года отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование требований указано, что Управление Роскомнадзора по Республике Марий Эл был не вправе обязывать Комитет по расчетам и платежам Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» предоставлять запрашиваемые сведения. Комитет по расчетам и платежам не является оператором по обработке данных населения. Обоим доводам суд не дал соответствующую оценку, а потому принял абсолютно неверное решение, признав Комитет по расчетам и платежам администрации городского округа "Город Йошкар-Ола виновными в совершении административного правонарушения по ст. 19.7 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель Комитета по расчетам и платежам Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Пахмутова О.Г., доводы жалобы поддержала по изложенным в жалобе основаниям.

Руководитель Управления Роскомнадзора по РМЭ Шишкин Г.А. и представитель Егорова К.К., в судебном заседании просили жалобу оставить без удовлетворения, постановление мирового судьи оставить без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Комитета по расчетам и платежам Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», руководителя и представителя Управления Роскомнадзора по РМЭ, обсудив доводы жалобы, судья приходит к следующему.

Мировым судьей правильно установлены фактические данные по делу об административном правонарушении, согласно которым Комитет по расчетам и платежам Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее Комитет), расположенный по адресу: г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект, 25, являясь оператором персональных данных, не предоставил своевременно в Управление Роскомнадзора по Республике Марий Эл информацию, предоставление которой предусмотрено ч.4 ст.20 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных», а именно в течение семи рабочих дней с момента получения 31 января 2011 года запроса Управления Роскомнадзора по РМЭ не представил в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных информацию, необходимую для осуществления его деятельности.

Так Управлением Роскомнадзора по РМЭ на основании ч. 3 ст. 23 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ (далее Закон) в Комитет направлен запрос о предоставлении следующей информации: 1) сведений о направлении Комитетом, как оператором, уведомления об обработке персональных данных в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о намерении осуществлять обработку персональных данных согласно ч. 1 ст. 22 Закона; 2) сведений о категориях (видах) персональных данных, которые оператор обрабатывает (собирает) в ходе своей деятельности, и описание используемых Комитетом способов обработки персональных данных; 3) сведений о мерах по обеспечению безопасности персональных данных, которые оператор осуществляет при их обработке; 4) сведений о предоставлении сторонним организациям (третьим лицам) данных о физических лицах (Ф.И.О., паспортные данные, адрес, иная информация), полученных оператором в ходе своей деятельности.

Указанные сведения Управлением Роскомнадзора по РМЭ запрашивало в связи с формированием реестра операторов (юридических лиц), осуществляющих обработку персональных граждан и уведомивших надзорный орган, что также входит в обязанности данной организации.

Таким образом, запрашиваемые сведения были необходимы Управлению Роскомнадзора по РМЭ для осуществления его законной деятельности.

Из материалов дела следует, что указанный выше запрос о предоставлении информации Комитетом получен 31 января 2011 года, однако в нарушение правил ч. 4 ст. 20 Закона Комитет, являясь оператором, истребуемую информацию, в течение семи рабочих дней с даты получения запроса, а именно в срок до 09 февраля 2011 года в Управление Роскомнадзора по РМЭ, являющийся уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, не предоставил. Указанное следует из представленных доказательств и пояснений сторон.

Статья 19.7 КоАП РФ предусматривает ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 19.7-1, 19.7-2, 19.8, 19.19 КоАП РФ.

В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Марий Эл (далее Управление), утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 22 мая 2009 года № 140 (л.д.10, 11-20) Управление осуществляет в установленном порядке государственный контроль и надзор за деятельностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в установленной сфере деятельности, в том числе за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства РФ в области персональных данных. Кроме того, Управление с целью реализации полномочий имеет право запрашивать и получать на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также у юридических и физических лиц сведения и материалы, необходимые для выполнения полномочий в установленной сфере деятельности.

В соответствии с ч. 4 ст. 20 Закона оператор обязан сообщить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных, которым является Управление Роскомнадзора по РМЭ, по его запросу информацию, необходимую для осуществления деятельности указанного органа, в течение семи рабочих дней с даты получения такого запроса.

Согласно имеющемуся в материалах дела Положению о Комитете (в редакции Постановления Мэра г.Йошкар-Олы от 12.04.2006 г. №892), указанный орган создан в целях совершенствования системы сбора, обработки и расчетов за жилищно-коммунальные и другие услуги, оказываемые предприятиям и организациям. В соответствии с установленными целями Комитет осуществляет в том числе хранение и пополнение базы данных жилищного фонда, состава проживающих, льгот и начислений (п. 2.1., п.3.1.).

В соответствии с нормой, содержащейся в ст.3 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» оператором персональных данных является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку таких данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных.

Обработка персональных данных - это действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных.

К персональным данным относится любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Также из представленного мировому судье договора №18, заключенного между Комитетом и ОАО «ЖЭУК «Заречная» (Организация) 01 декабря 2006 года, следует что, предметом договора является осуществление Комитетом начисления и сбора денежных средств за жилищно-коммунальные услуги, потребляемые населением, распределения этих средств между поставщиками услуг, проведение работы по погашению задолженности по жилищно-коммунальным платежам.

Согласно п.2 указанного договора в обязанности Комитета входят, в том числе хранение и полонение базы данных жилищного фонда и состава проживающих, ведение расчета и начисление льгот, распечатка квитанций для оплаты и доведения их до Организации, в обязанности которой в свою очередь входит предавать Комитету базу данных потребителей услуг.

Согласно Дополнительному соглашению к договору от№18 от 01 декабря 2006 года Комитет обеспечивает конфиденциальность персональных данных, полученных от Организации в рамках договора, а также безопасность персональных данных при их обработке.

Представитель комитета юридического лица фактически не оспаривали те обстоятельства, что Комитет имеет базу данных потребителей жилищно-коммунальных услуг и занимается обработкой персональных данных населения в целях исполнения договоров и на основании договоров, заключенных с жилищно-эксплуатационными управляющими компаниями и по поручению последних, при этом именуя Комитет третьим лицом.

Мировой судья правильно установил, что по смыслу Закона оператором следует считать любое лицо, работающее с информационной системой персональных данных, независимо от оснований получения доступа к работе с последней. С момента поступления в распоряжение организации данных любого лица и обработки этих данных, организация становится оператором персональных данных и обязана обеспечить их защиту.

С учетом изложенного, а также норм Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» судья приходит к выводу, что Комитет является оператором персональных данных и поэтому обязан был в срок установленный ч.4 ст.20 Закона предоставить в уполномоченный орган истребуемую этим органом информацию, необходимую для его деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суду не представлено каких-либо доказательств, достоверно подтверждающих, что Комитет с 31 января 2011 года - даты получения запроса и в срок до 09 февраля 2010 года не имел возможности предоставить истребуемую информацию.

Наказание назначено мировым судьей в пределах санкции ст. 19.7 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения и его последствий, имущественного положения юридического лица, с учетом обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, и соответствует целям административного наказания.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, судом не установлено.

При таких обстоятельствах вынесенное в отношении Комитета по расчетам и платежам Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» постановление является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.11 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», суд

решил:

Постановление Мирового судьи судебного участка №12 в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл от 29 марта 2011 года о назначении наказания Комитету по расчетам и платежам Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в виде предупреждения, оставить без изменения, жалобу Комитета по расчетам и платежам Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.

Судья Р.Я. Сабирьянов