№5-334/2011 постановление о привлечении ООО `ВИГС` к административной ответственности по ч. 3, 4 ст. 15.27 КоАП РФ



Дело № 5-334/2011

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административных правонарушениях

город Йошкар-Ола 6 декабря 2011 года

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Смоленцева Р.Т., рассмотрев материалы об административных правонарушениях в отношении ООО «ВИГС», <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

В Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл поступили протоколы об административном правонарушении от 09 сентября 2011 г. по ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ, и от 09 сентября 2011 г. по ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении ООО «ВИГС», составленные должностным лицом МРУ Росфинмониторинга по ПФО М.

Частью 3 ст. 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Частью 4 ст. 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в уполномоченный орган информации об операциях, подлежащих обязательному контролю.

В судебном заседании законный представитель ООО «ВИГС» С. вину юридического лица не признал, ссылаясь на письмо Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центрального Банка РФ от 11 апреля 2006 г. № 12-1-3/804, согласно которому операция по предоставлению физическим лицом беспроцентного займа юридическому лицу не относится к категории операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

Представитель МРУ Росфинмониторинга по ПФО в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.

Выслушав участника процесса, изучив административный материал, судья приходит к следующему.

Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 27.06.2011) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Из содержания ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 27.06.2011) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" следует, что к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе организации, организующие и проводящие лотереи. Согласно п. 2.4. Устава ООО «ВИГС», предметом деятельности данного Общества является, в числе прочих, деятельность по организации и проведению лотерей.

Согласно административному материалу, в ходе камеральной проверки от 07.09.2011 №79 исполнения ООО «ВИГС» требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и материалов проверки установлено, что в период с 30 июня 2006 года по 30 июня 2011 года ООО «ВИГС» осуществляло деятельность по проведению лотерей, что подтверждается договорами на распространение лотерейных билетов, а также иными сведениями и информацией, представленными организацией в ходе проверочных мероприятий.

В ходе проверки также установлено, что 10 марта 2011 года ООО «ВИГС», выступая в качестве заемщика, и С., выступая в качестве заимодавца, заключили договор беспроцентного займа от 10 марта 2011 года на сумму <данные изъяты> рублей. Денежные средства поступили в кассу организации 10 марта 2011 года в полном размере (ПКО ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или имуществом, подлежащим обязательному контролю, указанным в статье 6 Федерального закона.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей.

Таким образом, денежная операция в связи с заключением договора займа между ООО «ВИГС» и С. на сумму <данные изъяты> руб. подлежит обязательному контролю, ООО «ВИГС» обязано было предоставить в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведения о данной операции не позднее 11.03.2011 г. Проверкой установлено, что в нарушение ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 27.06.2011) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" сведения по указанной операции, подлежащей обязательному контролю, в уполномоченный орган не представлены, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 15.27 КоАП РФ. Эти же действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 15 27 КоАП РФ - неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.

Органом, проводившим административное расследование, также установлено, что в ООО «ВИГС» в течение длительного времени не организован и не осуществлялся внутренний контроль, необходимые документы по постановке на учет, заявление о постановке на учет и карта постановки на учет (форма 2-КПУ) в уполномоченный орган не представлялись. В проверяемый период в ООО «ВИГС» осуществлялась деятельность в отсутствие постановки на учет в МРУ Росфинмониторинга по ПФО.

О непринятии юридическим лицом мер по организации внутреннего контроля в ООО «ВИГС» свидетельствует следующее:

Статьей 4 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся в частности организация и осуществление внутреннего контроля.

В соответствии с положениями ст. 3 Закона N 115-ФЗ внутренним контролем является деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ.

Из анализа указанных норм следует, что под осуществлением внутреннего контроля, предусмотренного Законом N 115-ФЗ, следует понимать, в том числе реализацию организациями, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов и их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их предоставлению в уполномоченный орган, по хранению информации, по подготовке к обучению кадров.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации (п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ); вставать на учет в уполномоченном органе (п. 9 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ), идентифицировать клиентов организации в соответствии с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, с целью последующего приостановления операций с участием этих лиц (п. 10 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ); разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию программ внутреннего контроля, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях (п. 2 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ).

В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В отсутствие постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу в ООО «ВИГС» в течение длительного времени, а именно в период с 30 июня 2006 года по 30 июня 2011 года, отсутствовала возможность выявления операций, подлежащих обязательному контролю, поименованных в п.2 ст.6 Федерального закона, а также последующее приостановление таких операции в случаях, указанных в п. 10 ст.7 Федерального закона.

Правила внутреннего контроля ООО «ВИГС» утверждены руководителем 01 сентября 2010 года. Вместе с тем, должностным лицом, проводившим камеральную проверку, установлено, что указанные правила внутреннего контроля не соответствуют действующему законодательству РФ в сфере ПОД/ФТ, поскольку программа подготовки и обучения сотрудников организации не соответствует требованиям приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203, программа идентификации лиц, находящихся на обслуживании в организации, установления и идентификации выгодоприобретателей, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 статьи 7 Федерального закона, не соответствует Распоряжению Правительства РФ от 10.06.2011 №967-р.

Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 N 203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В силу пункта 1 Положения N 203, подготовка и обучение кадров профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся кредитными организациями, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Банком России по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу, и с учетом особенностей, установленных пунктами 5, 9, 10, 11, 12, 13 Положения N 203.

Согласно пункту 2 Положения N 203 перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма утверждается руководителем организации.

В перечень лиц, которые должны проходить обучение, в организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, являющейся кредитной организацией, включается специальное должностное лицо (подпункту "г" пункта 5 Положения N 203).

В соответствии с пунктом 10 указанного Положения, обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций.

Как установлено проверкой, 31.12.2010 приказом специальным должностным лицом назначен С., вместе с тем, в нарушение норм приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203 однократное обучение в форме целевого инструктажа С. не пройдено.

Таким образом, в течение длительного времени, а именно в период с 30.06.2006 по 30.06.2011, в ООО «ВИГС» осуществлялась деятельность в отсутствие согласованных с уполномоченным органом правил внутреннего контроля, то есть в отсутствие установленного порядка приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом, в случаях, предусмотренных п. 10 ст.7 Федерального закона, в отсутствие установленных квалификационных требований к подготовке и обучению кадров, критериев и признаков необычных сделок с учетом особенностей деятельности организации, установленного порядка документального фиксирования и хранения необходимой информации, что свидетельствует об игнорировании Обществом норм Федерального закона и привело к отсутствию осуществления обязательных программ внутреннего контроля, таких как обучение сотрудников в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, а также выявления операции, подлежащей обязательному контролю.

Кроме этого, в период с 31 декабря 2010 года по 30 июня 2011 года, в ООО «ВИГС» осуществлялась деятельность в отсутствие специального должностного лица, соответствующего квалификационным требованиям, предъявляемым Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 №715, что привело к иным нарушениям в сфере ПОД/ФТ, а именно к отсутствию проведения дополнительного инструктажа с сотрудниками Общества, а также невыявлению и непредставлению в Росфинмониторинг сведений по операции, подлежащей обязательному контролю. В нарушение установленных приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203 норм, дополнительный инструктаж специальным должностным лицом с сотрудниками общества при вступлении в силу 24.01.2011 изменений в Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ не проведен, что свидетельствует об отсутствии осуществления программ внутреннего контроля.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или имуществом, подлежащим обязательному контролю, указанным в статье 6 Федерального закона.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей.

Таким образом, ООО «ВИГС» нарушило требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля, что повлекло за собой непредставление в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операции, подлежащей обязательному контролю, что образует составы административных правонарушений, предусмотренных ч.3 и ч 4 ст. 15.27 КоАП РФ.

Вина ООО «ВИГС» в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.3 и ч.4 ст. 15.27 КоАП РФ, подтверждается протоколом №04-11/553/3 от 09 сентября 2011 года, протоколом №04-11/553/4 от 09 сентября 2011 года, актом проверки №79 от 07 сентября 2011 года, приказом №30 от 02 октября 2006 года о приеме на работу директора ООО «ВИГС», Правилами внутреннего контроля ООО «ВИГС» в новой редакции от 01 сентября 2010 года, приказами о назначении ответственного за соблюдение Правил внутреннего контроля и программ его осуществления за период с 30 июня 2006 г. по 30 июня 2011 года, копией Устава организации от 11 июля 2002 года, выпиской из ЕГРЮЛ, копией договора займа от 10 марта 2011 года на сумму <данные изъяты> руб.

Доводы представителя ООО «ВИГС» С. о том, что сведения по операции, подлежащей обязательному контролю в уполномоченный орган не направлены по причине того, что руководство не отнесло данную операцию к категории, подлежащей обязательному контролю, в связи с тем, что руководствовались письмом Центрального банка РФ от 11.04.2006 № 12/1-3/804, суд полагает несостоятельным, поскольку п.п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона предусматривает обязательный контроль всех операций по снятию со счета или зачислению на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

В соответствии с ч.3 ст. 15.27 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие непредставление в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

В соответствии с ч.4 ст. 15.27 КоАП РФ непредставление в уполномоченный орган информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Согласно уставным документам, ООО «ВИГС» не ликвидировано, имеет действующие расчетные счета (сведения о расчетных счетах Общества по состоянию на 01.07.2011, лист 59 административного дела), активно осуществляет различного рода операции с денежными средствами и иным имуществом, таким образом, осуществляет деятельность в отсутствии мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе по организации и осуществлению внутреннего контроля. Кроме того, бездействие ООО «ВИГС» в части организации и осуществления внутреннего контроля повлекли непредставление в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих контролю (Акт проверки от 07.09.2011 № 79, протокол об административном правонарушении от 09.09.2011 № 04-11/553/4), что создает реальную угрозу охраняемым законом общественным отношениям в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, поскольку организацией не выявляются операции, подлежащие контролю.

Умышленное бездействие ООО «ВИГС», а также пренебрежительное отношение к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, нарушает механизм установленного законодательством порядка противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; контроль со стороны уполномоченного органа, тем самым, создавая условия благоприятные для осуществления отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также создает угрозу жизни людей.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, учитывая конкретные обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного заявителем правонарушения, учитывая, что ООО «ВИГС» является организацией с высокими рисками совершения операций, направленных на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, судья приходит к выводу о назначении ООО «ВИГС» административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

Поскольку в действиях юридического лица установлена идеальная совокупность двух правонарушений, полагаю необходимым применить ч. 2 ст. 4.4. КоАП РФ, в соответствии с которой при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

В соответствии с санкцией ч.4 ст. 15.27 КоАП РФ, с учетом вышеизложенного, конкретных обстоятельств дела, суд полагает необходимым назначить административное приостановление деятельности ООО «ВИГС» сроком на 30 суток.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ООО «ВИГС», <данные изъяты>, виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 и ч.4 ст. 15.27 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности ООО «ВИГС» на срок тридцать суток, начиная с 9 часов 6 декабря 2011 г.

Настоящее постановление подлежит немедленному исполнению.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья Р.Т. Смоленцева