РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2010 года. г.Ясногорск
Ясногорский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Кулешова С.В.
при секретаре Кирьяновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по иску прокурора Ясногорского района Тульской области в интересах Балконовой О.В., Клевлеевой Э.М., Токарева Д.В., Токаревой К.Д., Балконова С.В. и Токаревой Д.Д. к администрации муниципального образования город Ясногорск Ясногорского района об отмене решения администрации муниципального образования город Ясногорск Ясногорского района и обязании принять Балконову О.В. с семьей на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
установил:
Прокурор Ясногорского района Тульской области обратился в суд с иском в интересах Балконовой О.В., Клевлеевой Э.М., Токарева Д.В., Токаревой К.Д., Балконова С.В. и Балконовой Д.Д. к администрации муниципального образования город Ясногорск Ясногорского района об отмене постановления администрации муниципального образования город Ясногорск Ясногорского района от 8 октября 2009 года № 74 «Об отказе Балконовой О.В. в принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма» и обязании принять Балконову О.В. с семьей из 4-х человек на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, ссылаясь на то, что 21 сентября 2009 года в администрацию муниципального образования город Ясногорск Ясногорского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма обратилась Балконова О.В., которой 8 октября 2009 года было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в связи с не предоставлением всех необходимых документов. Отказ является незаконным, так как с нее были потребованы документы, подтверждающие право пользования жилым помещением и выписку из технического паспорта жилого помещения, которые она предоставить не имеет возможности, поскольку не имеет жилья.
Помощник прокурора Ясногорского района Тульской области Баранов М.С. в судебном заседании иск поддержал.
Представитель администрации муниципального образования город Ясногорск Ясногорского района по доверенности Ковалевская Е.А. иск не признала, пояснив, что в представленных Балконной О.В. материалах о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отсутствовали документы, подтверждающими право пользования жилым помещением и выписка из домовой книги, Балконова О.В. зарегистрированы на территории г. Ясногорска временно по месту пребывания. Основным фактором, позволяющим установить место жительства гражданина в целях принятия на учет является регистрация гражданина по месту жительства, которая у Балконовой О.В. отсутствует.
Балконова О.В., Клевлеева Э.М. и Токарев Д.В. в обращенных суду заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно заявления от 21 сентября 2009 года Балконова О.В. обратилась в администрацию муниципального образования город Ясногорск Ясногорского района, в котором просила поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с отсутствием жилья.
Согласно справки ФГУП «Ростехинветраризация - Федеральное БТИ» Балконова О.В., Балконов С.В., Токарев Д.В., Токарева К.Д. и Клевлеева Э.М. жилой площади на праве собственности не имеют.
Из свидетельств о регистрации по месту пребывания Балконова О.В., Балконов С.В., Токарев Д.В., Токарева К.Д. и Клевлеева Э.М., которые являются гражданами Российской Федерации, зарегистрированы по месту пребывания на срок с 16 сентября 2009 года по 16 сентября 2010 года в доме Номер обезличен по ... ... области.
Из постановления главы администрации муниципального образования город Ясногорск Ясногорского района от 8 октября 2009 года следует, что Балконовой О.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п. 2 части 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В Соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 3 Закона Тульской области от 7 июля 2006 года №722-ЗТО «О порядке признания граждан малоимущими в целях учета и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений» органы местного самоуправления поселений и городских округов предоставляют гражданам жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в случае признания их малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.
Граждане в целях реализации их права на получение жилых помещений по договорам социального найма обращаются с заявлением в орган учета по месту жительства.
К заявлению прилагаются следующие документы:
1) документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о заключении брака, свидетельства о рождении детей, судебное решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи, о вселении (если таковые имеются), копии паспортов, свидетельств о рождении несовершеннолетних членов семьи;
2) выписка из домовой книги, выписка из лицевого счета, документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином-заявителем и членами его семьи (договор либо иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением), выписка из технического паспорта, выданная организацией технической инвентаризации, для граждан, проживающих в домах, принадлежащих им на праве собственности, справка органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности заявителю и членам его семьи в Тульской области;
3) справка о доходе гражданина с учетом среднедушевого дохода семьи (о доходе одиноко проживающего гражданина) и стоимости имущества, находящегося в собственности членов его семьи и подлежащего налогообложению, полученная в порядке, установленном статьей 4 настоящего Закона;
4) заявление о том, что гражданин-заявитель и (или) члены его семьи с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет, предшествующих году обращения в органы учета, не совершал (не совершали) действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых им (ими) жилых помещений или к их отчуждению;
5) заявление о согласии на проверку сведений, содержащихся в документах, представленных в орган учета, по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону.
В соответствии определением Конституционного Суда РФ от 5 октября 2000 года №199-О место жительства гражданина может быть установлено может быть установлно судом на основан различных юридических фактов, е обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами. Согласно ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Росткой Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условий реализации других прав граждан и свобод.
В соответствии со ст.ст. 17, 18, 27 и 40 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что иск прокурора Ясногорского района подлежит удовлетворению, поскольку отсутствие у Балконовой О.В. и членов ее семьи регистрации по месту жительства не может служить основанием для отказа им постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Постановлении главы администрации город Ясногорск Ясногорского района № 74 от 18 октября 2009 года «Об отказе Балконовой О.В. в принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма» отменить.
Обязать администрацию муниципального образования город Ясногорск Ясногорского района Тульской области принять Балконову Оксану Владимировну с составом семьи из пяти человек (Токарев Дмитрий Владимирович, Клевлеева Эльмара Мухамеджановна, Балконов Сергей Витальевич, Токарева Кристина Дмитриевна, Токарева Диана Дмитриеевна) на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тульский областной суд через Ясногорский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий: