Решение от 31.08.2010 года Дело №2-599/2010



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31.08.2010года г.Ясногорск

Ясногорский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Курбатова Н.Н.,

при секретаре Рудой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-599/2010 года по иску ФИО2 действующего по доверенности в интересах ФИО3 к администрации МО Ясногорский район Тульской области о признании права коллективно-долевой собственности на земельную долю

установил:

ФИО2 действующий по доверенности в интересах ФИО4 обратился в суд с иском к администрации МО Ясногорский район Тульской области, в котором просил: признать за ФИО3 право коллективно-долевой собственности на земельную долю общей площадью 5,5 га, из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе 4,9 га пашни, 0,4 га сенокосов, 0,2 га пастбищ, расположенную на землях ТОО "Ленинский путь" Ясногорского района Тульской области.

Свои исковые требования истец мотивировал тем, что в период с 25августа 1987 года по 1 июля 1993 года ФИО3 работала учителем начальных классов в Архангельской средней школе Ясногорского района Тульской области, после чего уволилась по собственному желанию в связи с переменой места жительства.

В соответствии с Указом Президента РФ №323 от 27.12.1991 года, Постановлением Правительства РФ №708 от 04.09.1992 года, решением малого Совета Ясногорского районного Совета народных депутатов от 02.11.1992 года №13-193 ТОО "Ленинский путь" был создан в результате реорганизации колхоза "Ленинский путь".

В соответствии с Постановлением малого Совета районного Совета народных депутатов и главы администрации ... ... от Дата обезличена года Номер обезличен ТОО "Ленинский путь" для ведения сельскохозяйственного производства в коллективно-долевую собственность было передано 2767 гектар земель сельскохозяйственного назначения, в том числе 2767 гектар сельхозугодий, 2497 гектар пашни.

На момент принятия данных решений, ФИО3 значилась в списках работников соцкультбыта ТОО "Ленинский путь" под номером 17, что подтверждается архивной справкой №99 от 20.02.2009 года и справкой Ясногорского территориального отдела Управления Роснедвижимости по Тульской области №205 от 16.03.2009 года и ей наряду с другими работниками товарищества должна была быть предоставлена в собственность земельная доля. Однако свидетельство на право собственности на земельную она своевременно не получила, поскольку переменила место жительства.

В настоящее время территориальный отдел Управления Роснедвижимости по Тульской области, в соответствии с Указом Президента РФ от 25.01.1999 года "о признании утративших силу и об изменении некоторых актов Президента РФ", не производит выдачу свидетельств на право собственности на землю, в связи с чем разрешить данный вопрос во внесудебном порядке не представляется возможным.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал.

Ответчик администрация МО Ясногорский район Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен в установленном законом порядке, возражений против исковых требований не представил.

Третье лицо Управление Росреестра по Тульской области, в судебное заседание не явилось, о месте и времени судебного заседания извещено в установленном законом порядке возражений против исковых требований не представило.

Суд в соответствие со ст.167 ГПК РФ принял решение рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Возможность приватизации земель бывших колхозов и других сельскохозяйственных предприятий предусматривалась еще ст.8 и 9 ЗК РСФСР 1991 года. На практике процесс приватизации земель сельскохозяйственного назначения начался с Указа Президента РФ от 27.12.1991 года №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и принятых Правительством РФ в его развитие Постановлений от 29.12.1991 года №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов и от 4.09.1992 года №708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса». Действующие на тот период колхозы и совхозы должны были сами в срок до 1.01.1993 года провести реорганизацию, а вновь образованные в результате этой реорганизации предприятия-зарегистрировать свою организационно-правовую форму.

Одновременно члены реорганизуемых хозяйств (по решению трудового коллектива также пенсионеры, работники социальной сферы и т.п.) наделялись имущественными паями и земельными долями, которые они могли получить в натуре при выходе из хозяйства либо внести их в уставный капитал или паевой фонд вновь образованных сельскохозяйственных организаций.

В дальнейшем был принят ряд нормативных правовых актов, которыми предписывались выдача всем собственникам земельных долей по их заявлению свидетельств о праве собственности на земельную долю по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 27.10.1993 года №1767 и заключение соответствующих письменных соглашений (договоров), в случае передачи земельных долей в уставный капитал сельскохозяйственной организации (Указ Президента РФ от 7.03.1996 года №337, Постановление Правительства РФ от 1.02.1995 года №96).

С учетом приведенных нормативных актов и судебной практики по делам данной категории, право на земельную долю может быть подтверждено решением общего собрания коллектива о реорганизации сельскохозяйственного предприятия со списком участников долевой собственности, решением органов местного самоуправления о передаче сельскохозяйственных земель в общую собственность с планом земельного участка, свидетельством о праве собственности на земельную долю, выданным в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 года №177 либо Указом Президента РФ от 27.10.1993 года, а также справкой из сельскохозяйственного предприятия о том, что земельная доля не была внесена в уставный капитал.

Как установлено в судебном заседание реорганизация колхоза "Ленинский путь" и передача земель сельскохозяйственного назначения в коллективно-долевую собственность ТОО "Ленинский путь" были проведены в строгом соответствии с действовавшим на тот момент законодательством.

Решением общего собрания трудового коллектива от 20.02.1992 года были утверждены списки участников долевой собственности, имеющих право на получение земельной доли в ТОО "Ленинский путь" и размер земельной доли причитающейся каждому из сособственников, который составлял 5,5 га сельхозугодий, в том числе 4,9 га пашни, 0,4 га сенокосов, 0,2 пастбищ.

С принятием Федерального закона №101-ФЗ от 24.07.2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также ряда других (от 8.12.1995 года №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» и от 21.12.2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»), все приведенные выше Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ по реорганизации совхозов и колхозов утратили силу и не могут применяться, даже если реорганизация в свое время не была проведена, поскольку для реорганизации были определены временные рамки, за пределами которых независимо от причин такая реорганизация, с учетом нового законодательства, исключена.

Свидетельство на право собственности на земельную долю ФИО3 в установленном законом порядке также не выдавалось, хотя она как работник соцкультбыта ТОО "Ленинский путь" в соответствии с указанным выше законодательством имела право на получение земельной доли.

Вместе с тем в точном значении этого слова к числу правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности на земельный участок или земельную долю из всех выше перечисленных, можно отнести лишь акт органов местного самоуправления о передаче земли в общую собственность. Решение общего собрания трудового коллектива о круге лиц, имеющих право на земельную долю, и ее размере служило лишь базой для принятия указанного решения в органах местного самоуправления. Изложенное вытекает из Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, одобренных Постановлением Правительства РФ от 01.02.1995 года, пунктом 18 которых момент возникновения права собственности на земельную долю определен датой принятия администрацией района решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия).

Данный вывод в полной мере согласуется со ст.8 ГК РФ, содержащей перечень оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, в том числе и такое, как акт органов местного самоуправления.

Выдаваемые на основании Указа Президента РФ от 27.10.1993 года свидетельства о праве собственности на земельные доли были призваны закрепить и удостоверить уже существующие права бывших работников реорганизуемых колхозов и совхозов, поэтому их можно рассматривать в качестве правозакрепляющих или правоудостоверяющих документов.

Статья 44 ЗК РФ содержит основания прекращения права собственности на земельный участок. Перечень оснований прекращения права собственности на земельный участок достаточно краток и включает такие основания, как отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам, добровольный отказ собственника от права собственности на земельный участок и принудительное изъятие у собственника его земельного участка, порядок которого установлен гражданским законодательством (в частности в статьях 235,237-239, 242,243, п.2 ст.272, 278-282, 284-286 ГК РФ).

Указанный в ст.44 ЗК РФ перечень соответствует основаниям прекращения права собственности в целом, закрепленным в ст.235 ГК РФ и является исчерпывающим.

Как установлено в судебном заседание земельная доля ФИО3 не отчуждалась и она от нее не отказывалась.

Принудительное изъятие у собственника его имущества, по общему правилу, не допускается, за исключением случаев. Перечисленных в п.2 ст.252 ГК РФ в случае выплаты участнику долевой собственности остальными собственниками компенсации вместо выдела его доли в натуре.

При этом по факту изъятия у собственника земельного участка при ненадлежащем его использовании, следует обратить внимание на следующие вопросы. Ст. 45 ЗК РФ содержит основания изъятия земельных участков в подобных случаях у землевладельцев и землепользователей, но не распространяет их на собственников. Основания же прекращения права собственности на земельный участок, который не используется в соответствии с его назначением либо используется с нарушением законодательства, прописаны в ст.284 и 285 ГК РФ. Так, земельный участок предназначенный для сельскохозяйственного производства и не используемый для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом (ст.284 ГК РФ) может быть изъят у собственника. То есть изъятие земельного участка как крайняя мера земельно-правовой ответственности применяется лишь в случаях грубого нарушения земельного законодательства.

Никаких данных подтверждающих тот факт, что земельная доля у ФИО3 была изъята или внесена в уставный капитал суду не представлено и в ходе судебного заседания установлено не было.

В соответствии с Рекомендациями о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями, одобренными Постановлением Правительства РФ от 1.02.1995 года №96 (утратили силу Пост. Правительства от 20.12.2002 №912) предусматривалась передача невостребованных земельных долей, то есть долей собственники которых в установленный срок не получили свидетельства о праве собственности либо, получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению земельными долями, по решению комиссии образованным в ходе реорганизации сельскохозяйственным коммерческим организациям с их согласия для осуществления ими представительства в отношении указанных долей в соответствии со ст.183 ГК РФ, а в случае отказа сельскохозяйственной коммерческой организации от использования этих земельных долей, их зачисление в фонд перераспределения земель района.

В Указе Президента РФ от 7.03.1996 года №337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» также отмечалось, что невостребованные земельные доли, на которые не поступили заявления на получение свидетельств на право собственности, подлежали передаче (сохранялись за) сельскохозяйственным организациям, которые могли использовать их в течение трех лет, а затем еще в течение трех лет, если в течение этого времени собственник указанной земельной доли не подал заявление на получение свидетельства на право собственности на земельную долю и не принял решения об использовании земельной долей.

Из выписки из единого государственного реестра юридических лиц от 16.03.2010 года №11079 В выданной МРИ ФНС №10 по Тульской области следует, что ТОО "Ленинский путь" было ликвидировано 10.10.2006 года вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

В ст.18 Федерального закона от 24.07.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с последующими изменениями) определено, что свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Учитывая изложенное, суд считает, что исковые требования ФИО2 действующего по доверенности в интересах ФИО3 о признании за ней права коллективно-долевой собственности на земельную долю в ТОО "Ленинский путь" являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО2 действующего по доверенности в интересах ФИО3 удовлетворить.

Признать за ФИО3 право коллективно-долевой собственности на земельную долю общей площадью 5,5 га, из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе 4,9 га пашни, 0,4 га сенокосов, 0,2 га пастбищ, расположенную на землях ТОО "Ленинский путь" Ясногорского района Тульской области.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Ясногорский районный суд Тульской области в течение 10 дней.

Судья: подпись