Решение от 09.06.2010 года Дело №332/2010



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09.06.2010 года г.Ясногорск

Ясногорский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего: федерального судьи Курбатова Н.Н.,

при секретаре Хренцовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-332/2010 года по иску Дьяченко Алексея Викторовича к Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Тульской области, Государственному учреждению Тульской области (Управление Социальной защиты населения Ясногорского района) о возмещении морального вреда в связи с длительным не исполнением решений Ясногорского районного суда

установил:

Дьяченко А.В. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Тульской области, Государственному учреждению Тульской области (Управление Социальной защиты населения Ясногорского района) в котором просил взыскать с Министерства финансов РФ за счет средств федерального бюджета в его пользу в счет компенсации морального вреда, причиненного длительным неисполнением решений Ясногорского районного суда Тульской области от 26.11.2003 года в размере 16458 рублей, от 28.08.2006 года в размере 49375 рублей, от 19.03.2009 года 23041 рубль 54 копейки.

В обоснование исковых требований сослался на то, что принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В период работ по ликвидации аварии на ЧАЭС получил увечье, в связи с чем, признан инвалидом 2 группы.

Решением Ясногорского районного суда Тульской области от 02.02.2004 года в его пользу с Ясногорского отдела социальной защиты населения были взысканы недоплаченные суммы возмещения вреда в размере 77370 рублей 30 копеек.

Указанное решение суда было исполнено только 28.05.2005 года.

Определением Ясногорского районного суда Тульской области от 19.03.2009 года в его пользу с Ясногорского отдела социальной защиты населения были взысканы убытки, причиненные несвоевременной выплатой денежных сумм возмещения вреда в размере 451066 рублей 81 копейка.

Указанное определение суда было исполнено только 16.11.2008 года.

Таким образом, с момента вынесения решений до их фактического исполнения прошло соответственно по решению суда от 02.02.2004 года 14 месяцев, по решению суда от 28.08.2006 года -15 месяцев, по решению суда от 19.03.2009 года 7 месяцев, что, по его мнению, является длительным неисполнением решений суда.

Считает, что длительным неисполнением решений суда, ему причинен моральный вред, который подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с действующим законодательством. Ответственность за причинение морального вреда должно нести государство-Российская Федерация, за счет средств казны Российской Федерации. Уполномоченным представлять интересы РФ от имени казны РФ в исполнительном производстве является Министерство финансов РФ (ст.ст.125 ч.3, 151, 1069, 1071 ГК РФ).

В судебном заседании Дьяченко А.В. и его представитель по доверенности Павлов В.А. исковые требования и доводы изложенные в исковом заявлении поддержали.

Ответчики Министерство финансов РФ, Управление федерального казначейства по Тульской области в судебное заседание не явились о месте и времени судебного заседания извещены в установленном законом порядке. От их представителя по доверенности Плаховой Н.Е. в суд поступили письменные возражения, в которых она указала, что Министерство финансов РФ и Управление федерального казначейства не являются надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям, поскольку ответственность за своевременность выплаты истцу причитающейся по решению суда компенсации возложена на органы социальной защиты населения и Федеральную службу по труду и занятости. Возмещение вреда за счет средств казны РФ возможно только в случае незаконных действий государственных органов и должностных лиц. Считает, что истцу необходимо указать, какой именно федеральный государственный орган действовал незаконно (бездействовал) и чем выразились незаконные действия бездействие), не установил причинно-следственную связь вины соответствующих государственных органов власти. Поскольку Дьяченко А.В. не представлены доказательства причинения ему морального вреда Министерством финансов Российской Федерации, то и не имеется оснований для компенсации указанного вреда со стороны Минфина России.

Так же полагает, что следует учитывать то, чем подтвержден факт причинения потерпевшему нравственных и физических страданий перенесенных потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения данных спорных правоотношений.

Исходя из вышеизложенного, просила отказать в полном объеме в удовлетворении заявленных исковых требований о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации компенсации морального вреда в связи с длительным неисполнением решений суда.

Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области (Управление Социальной защиты населения Ясногорского района) по доверенности Мацнева И.И. иск не признала и пояснила, что отсутствуют правовые основания для применения ответственности, предусмотренной статьями 15, 16, 151, 1064 и 1069 ГК РФ. Считает, что истек срок исковой давности как для обжалования действий (бездействий) Ясногорского отдела социальной защиты населения департамента социального развития Тульской области, так и для предъявления иска по другим основаниям. Просила в иске отказать, в полном объеме.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом Дьяченко А.В. является инвалидом 2-ой группы в связи с увечьем, связанным с аварией на Чернобыльской АЭС.

Решением Ясногорского районного суда Тульской области от 02.02.2004 года в пользу Дьяченко А.В. с Ясногорского отдела социальной защиты населения были взысканы недоплаченные суммы возмещения вреда в размере 77370 рублей.

Исполнительный лист в Ясногорский отдел социальной защиты населения департамента социального развития Тульской области на исполнение поступил 10.08.2004 года и фактически был исполнен 28.05.2005 года.

Учитывая, что в соответствии с п.6 ст.242.2 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение, то задержка по выплате Дьяченко А.В. единовременной суммы взысканной по решению Ясногорского районного суда Тульской области от 02.02.2004 года составила 5,5 месяцев.

Определением Ясногорского районного суда Тульской области от 19.03.2009 года в пользу Дьяченко А.В. с Ясногорского отдела социальной защиты населения были взысканы убытки, причиненные несвоевременной выплатой денежных сумм возмещения вреда в размере 451066 рублей 81 копейка.

Исполнительный лист по данному определению суда в Ясногорский отдел социальной защиты населения департамента социального развития Тульской области на исполнение поступил 19.03.2009 года и фактически был исполнен 16.11.2009 года, в связи с чем, задержка по выплате составила 5 месяцев.

Указанные выше сроки задержки взысканных по решениям суда сумм, являются длительным неисполнением решений суда, то есть исполнение решений суда носило несвоевременный и длительный характер.

Статья 46 (часть1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. По смыслу данной конституционной нормы, исполнение судебного решения должно рассматриваться как элемент судебной защиты, а государство обязано принимать необходимые меры по обеспечению его реализации.

Глава 54 Гражданского кодекса РФ регулирует обязательства из причинения вреда (морального и (или) материального) и ответственность за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц.

Конституционный Суд РФ в своем определении от 03.07.2008 года №734-О-П отметил, что по смыслу ст.46 Конституции РФ и статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, нарушение права на защиту, а следовательно и права на исполнение судебных решений, исходя из его природы, возможно лишь со стороны государства как субъекта, призванного гарантировать и обеспечивать его реализацию посредством установления конкретных процедур, включая установления системы мер, позволяющих в своей совокупности организовать и обеспечить эффективное и своевременное исполнение судебных решений. В связи с чем, носит публично-правовой характер.

Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом. суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Конституционный Суд РФ, в вышеприведенном определении от 03.07.2008 года, указал на возможность применения ст.151 ГК РФ в отношениях, имеющих публично-правовую природу, в том числе при неисполнении Российской Федерацией вынесенных в отношении нее судебных решений о взыскании бюджетных средств.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ, государство обязано создать соответствующие процедуры, обеспечивающие реализацию права на судебную защиту, в том числе процедуры, по своевременному (в разумные сроки) исполнению судебных решений и следовательно компенсационных механизмов в случае, если созданные государством процедуры не привели к защите нарушенных прав граждан. Исключение ст.151 ГК РФ в системе действующего гражданско-правового регулирования из механизма обеспечения реального исполнения судебных решений, то есть понимание ее положений как увязывающих возможность компенсаций за счет казны морального вреда в случаях неисполнения судебных решений, возлагающих обязанности на органы публичной власти, с введением специального законодательного регулирования, приводило бы к нарушению прав граждан, гарантируемых ч.4 ст.15, ч.1,2 ст.46 Конституции РФ, и в конечном счете - к нарушению международных обязательств Российской Федерации по Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В Определении Конституционного Суда РФ №153-О-О от 20.03.2008 года указано, что неправомерная задержка исполнения судебного решения должна рассматриваться как нарушение права на справедливое правосудие в разумные сроки, что предполагает необходимость справедливой компенсации лицу, которому причинен вред нарушением этого права.

В статье 1 Федерального Закона №68-ФЗ от 30.04.2010 года «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок прямо указано, что граждане РФ и др., являющиеся в судебном процессе сторонами, при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в разумный срок могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Суд считает, что действующее гражданское законодательство РФ предусматривает компенсацию гражданину морального вреда в результате длительного неисполнения вынесенного в его пользу судебного решения.

Обязательство Российской Федерации по исполнению вынесенных в пользу Дьяченко А.В. и вступивших в законную силу решения суда от 02.02.2004 года и определения суда от 19.03.2009 года основано на ст.6 п.1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.46 Конституции РФ, ст.6 ч.1 и 2 Федерального Конституционного Закона РФ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральном законе «Об исполнительном производстве», Федеральном законе «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».

Указанные судебные решения по искам Дьяченко А.В., суд считает исполненными с существенными задержками. Каких-либо уважительных причин и убедительных доводов, препятствующих либо делающих невозможным исполнение указанных решений суда в разумные сроки, ответчики не представили.

Следовательно, государство в полной мере не обеспечило механизм своевременной реализации судебных решений, вынесенных в пользу Дьяченко А.В. и не гарантировало возможность получения задолженности по выплатам сумм возмещения вреда в полном размере, необходимом для восстановления и поддержания его здоровья.

Присужденные по решениям суда суммы представляют из себя судебный долг, и власти Российской Федерации обязаны его исполнить в полном объеме, на что неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих решениях, по аналогичным искам граждан РФ, поданным в указанный суд.

Суд приходит к мнению, что было нарушено личное неимущественное право Дьяченко А.В. на судебную защиту и ее неотъемлемый составной элемент -своевременное исполнение в разумные сроки вступившего в законную силу судебного решения, а также право Дьяченко А.В. на уважение его собственности, что является нарушением ст.6 параграфа 1 Европейской Конвенции и защите прав человека и основных свобод и статьи 1 Протокола №1 Конвенции.

Принимая во внимание длительность окончательного исполнения решений суда от 02.02.2004 года и от 19.03.2009 года, характер решений, по которому были присуждены денежные суммы на восстановление поврежденного здоровья, основываясь на принципах разумности и справедливости, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Дьяченко А.В. частично и присудить ему в счет компенсации морального вреда за длительное неисполнение решения Ясногорского районного суда Тульской области от 02.02.2004 года-1200 рублей, определения Ясногорского районного суда от 19.03.2009 года -1000 рублей.

При этом суд считает, что ответственность за длительное неисполнение решений суда перед Дьяченко А.В. должно нести государство - Российская Федерация за счет средств казны Российской Федерации. Уполномоченным представлять интересы Российской Федерации от имени казны Российской Федерации является Министерство финансов РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Дьяченко Алексея Викторовича к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Тульской области о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Дьяченко Алексея Викторовича компенсацию морального вреда, причиненного в результате длительного неисполнения решения Ясногорского районного суда Тульской области от 02.02.2004 года в размере 1200 рублей, определения Ясногорского районного суда Тульской области от 19.03.2009 года в размере 1000 рублей, что в общей сложности составит 2200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Ясногорский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в мотивированной форме.

Судья: