Решение от 02.07.2010 года Дело №2-403/2010



Р Е Ш Е Н ИЕ

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

02.07.2010 года г.Ясногорск

Ясногорский районный суд Тульской области Курбатов Н.Н.,

при секретаре ФИО0,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-403/2010 года по заявлению прокурора Ясногорского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц о понуждении администрации МО Архангельское Ясногорского района Тульской области к принятию на учет в качестве бесхозного объекта недвижимого имущества линии электропередач д.Тайдаково и регистрации права муниципальной собственности на него

установил:

прокурор Ясногорского района Тульской области в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением, в котором просил: признать бездействие администрации МО Архангельское Ясногорского района Тульской области, выразившееся в непринятии мер по приему в муниципальную собственность бесхозяйного имущества (линий электропередач 1,4 км ВА 0,4 кв, ЛЭП 0380 КВТ) и регистрации на него права муниципальной собственности противоречащим закону; обязать администрацию муниципального образования Архангельское Ясногорского района Тульской области принять меры к приему в муниципальную собственность бесхозяйного имущества (линий электропередач 1,4 км ВА 0,4 кв, ЛЭП 0380 КВТ) и регистрации на него права муниципальной собственности.

В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе проведения проверки по обращению жителей д.Тайдаково Ясногорского района Тульской области о соблюдении законодательства о защите прав потребителей было установлено, что на территории д.Тайдаково муниципального образования Архангельское Ясногорского района расположены линии электропередач, которые на основании протокола Номер обезличен заседания правления СПК "Зыбино" от Дата обезличена года были списаны с баланса СПК "Зыбино".

После списания линии электропередач председателем СПК ПЗ "Зыбино" ФИО1 были направлены письма от Дата обезличена года главе администрации муниципального образования Ясногорский район, главе администрации муниципального образования Архангельское Ясногорского района, которыми они были уведомлены о списании линий электропередач нового поселка 1,4 км ВА 0,4 кв. ЛЭП 0,380 кВ., линии электропередач ... ВА 0,4 кВ с баланса СПК ПЗ "Зыбино", а также о том, что данное имущество является бесхозяйным.

Из переписки между СПК ПЗ "Зыбино" и администрацией МО Архангельское следует, что Дата обезличена года проектная документация на бесхозный объект недвижимости линию электропередач 1,4 км ВА 0,4 кв, ЛЭП 0380 КВТ н.п.Тайдаково, ул.набережная были переданы главе администрации муниципального образования Архангельское Ясногорского района Тульской области, однако до настоящего времени администрацией муниципального образования Архангельское меры к принятию в муниципальную собственность бесхозяйного имущества и регистрации права на него принято не было.

Из информации ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" Номер обезличен от Дата обезличена года следует, что в архиве Ясногорского производственного участка Алексинского отделения Тульского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" информация о собственнике электрических сетей в д.... ... отсутствует.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст.225 ГК РФ, Постановлением Правительства РФ от Дата обезличена года Номер обезличен "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей" администрация муниципального образования Архангельское Ясногорского района Тульской области обязано было принять меры к постановке на учет указанной лини электропередач как бесхозяйного имущества и признания на нее права муниципальной собственности.

В судебном заседании помощник прокурора ... ... ФИО2 заявление прокурора и доводы изложенные в заявлении поддержал.

Представитель администрации МО Архангельское Ясногорского района Тульской области по доверенности ФИО3 против удовлетворения требований заявленных прокурором Ясногорского района Тульской области возразил, мотивировав свои доводы тем, что отсутствуют документы подтверждающие тот факт, что оспариваемые линии электропередач являются объектом недвижимого имущества. У линий электропередач имеется фактический собственник СПК ПЗ "Зыбино" которое в установленном законом порядке линию электропередач в эксплуатацию не вводило и право собственности за собой на эту линию электропередач не регистрировало. Кроме того в установленном законом порядке заявлений об отказе от этого имущества не подавало, в связи с чем, данное имущество не может считаться бесхозяйным.

Представитель СПК ПЗ "Зыбино" ФИО4 заявленные прокурором требования и доводы поддержал, пояснив, что заказчиком проекта данной линии электропередач действительно являлось СПК ПЗ "Зыбино". Однако данная линия электропередач проектировалась и строилась для обеспечения электроэнергией жителей новой застройки д.Тайдаково Ясногорского района Тульской области и в период, когда СПК ПЗ "Зыбино" осуществляло активную производственную деятельность. В настоящий момент производство СПК ПЗ "Зыбино" пришло в упадок, содержать данные линии электропередач для кооператива стало убыточным, поскольку за потребляемую жителями жилых домов подключенных к данной лини электропередач электроэнергию кооператив вынужден вносить плату поставщику электроэнергии по расценкам отпуска электроэнергии для предприятий, при этом соответствующих специалистов, которые могут осуществлять эксплуатацию данных линий электропередач в кооперативе нет, в связи с чем, правлением СПК ПЗ "Зыбино" было принято решение о списании данной лини электропередач с баланса кооператива, о чем были уведомлены как администрация МО Ясногорский район, так и администрация МО Архангельское Ясногорского района, на которые в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" возложены функции по обеспечению населения данных муниципальных образований жилищно- коммунальными услугами, в том числе и электроснабжением.

Выслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы суд приходит к следующему.

Согласно рабочего проекта инженерных сетей жилого поселка (новая застройка) н.п. Тайдаково Ясногорского района Тульской области "Электроснабжение-ВЛ-0,38 кВ" разработанного АООТ институт "Тулаагропромпроект" и пояснительной записки к нему, акта по разграничению балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электроустановок, предназначенных для электроснабжения жилого поселка н.п.Тайдаково между электрическими сетями Тулэнерго и абонентом ТОО "Зыбино" от октября 1996 года, инвентарной карточки Номер обезличен учета основных средств следует, что СПК ПЗ "Зыбино" являлось собственником линий электропередач 1,4 км ВА 0,4 кв, ЛЭП 0380 КВТ, по которым поставлялась электроэнергия для жителей нового поселка д.Тайдаково Ясногорского района Тульской области.

Согласно ст.236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Из протокола заседания правления СПК ПЗ "Зыбино" от Дата обезличена года, акта Номер обезличен от Дата обезличена года о списании объекта основных средств, следует, что линия электропередач 1,4 км ВА 0,4 кв, ЛЭП 0380 КВТ была списана с баланса СПК ПЗ "Зыбино". Данные решения были приняты в соответствии с полномочиями предоставленными правлению СПК ПЗ "Зыбино" Уставом СПК ПЗ "Зыбино".

Из писем СПК ПЗ "Зыбино" Номер обезличен от Дата обезличена года, Номер обезличен от Дата обезличена года, Номер обезличен от Дата обезличена года, Номер обезличен и 15 от Дата обезличена года и Дата обезличена года, Номер обезличен от Дата обезличена года, Номер обезличен от Дата обезличена года видно, что СПК ПЗ "Зыбино" неоднократно ставило в известность администрацию МО Ясногорский район Тульской области и администрацию МО Архангельское Ясногорского района Тульской области, ОАО "Тулэнерго" о спиасании с баланса СПК ПЗ "Зыбино" указанной линии электропередач и о необходимости принятия указанной линии электропередач на учет как бесхозяйного имущества.

Учитывая данные обстоятельства, суд считает, что СПК ПЗ "Зыбино" таким образом устранилось от владения пользования и распоряжения линией электропередач 1,4 км ВА 0,4 кв, ЛЭП 0380 КВТ без намерения сохранить какие-либо права на это имущество, то есть отказалось от права собственности на него.

В п.1 ст.225 ГК РФ определено, что вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной вещью.

Согласно п. 3 указанной статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Постановлением Правительства РФ от Дата обезличена года Номер обезличен "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей" утвержден порядок признания недвижимого имущества бесхозяйным, в соответствии с которым принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

В соответствии с пунктами 4, 7 ст.14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Номер обезличенФЗ от Дата обезличена года в редакции Федерального закона Номер обезличенФЗ от Дата обезличена года к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных последствий в границах поселений.

Кроме того, к вопросам местного значения поселений согласно подпункту 23 п.1 указанной статьи относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В пункте 4 ст.7 Устава муниципального образования Архангельское Ясногорского района Тульской области также закреплено, что к вопросам местного значения муниципального образования наряду с прочими относятся организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.

Согласно подп.1 п.1 ст.47 Устава в собственности муниципального образования архангельское может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.

Органы местного самоуправления в соответствии со ст.48 Устава от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Ответственность за надлежащее техническое состояние объектов энергоснабжения, своевременное проведение необходимых регламентных работ в процессе их эксплуатации, является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Обязанность по осуществлению таких мер возложена указанными нормами закона на органы местного самоуправления.

Статья 225 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с п.5 Постановления Правительства РФ от Дата обезличена г. Номер обезличен «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании предоставляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов.

Однако как установлено в судебном заседании каких-либо действенных мер по принятию на учет линии электропередач д.Тайдаково как бесхозяйного имущества и обеспечению безопасности объектов энергоснабжения со стороны органа местного самоуправления до настоящего времени не последовало.

Суд считает, что дальнейшее бездействие со стороны администрации МО Архангельское Ясногорского района Тульской области может вызвать наступление тяжелых последствий и возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой причинение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери.

Таким образом, бездействие администрации МО Архангельское Ясногорского района Тульской области выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйных объектов энергоснабжения, существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории МО Архангельское Ясногорского района Тульской области.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Учитывая изложенное, требования прокурора Ясногорского района Тульской области суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом доводы представителя администрации муниципального образования Архангельское Ясногорского района Тульской области по доверенности ФИО3 о том, что данная линия электропередач не может быть поставлена администрацией МО Архангельское на учет как бесхозяйное недвижимое имущество по тем основаниям, что заявителем и СПК ПЗ "Зыбино" не представлены доказательства того, что данная линия электропередач является объектом недвижимого имущества, в частности правоустанавливающих документов и что СПК ПЗ "Зыбино" в установленном законом порядке не отказалось от прав на это недвижимое имущество, суд считает не состоятельными, поскольку факт отказа от права собственности на это имущество подтвержден выше изложенными доказательствами, а предоставление необходимых документов для постановки объекта недвижимого имущества на учет как бесхозяйного имущества действующим законодательством, в том числе и Постановлением Правительства РФ Номер обезличен от Дата обезличена года возлагается на орган местного самоуправления на территории которого расположен данный объект. Доводы представителя администрации МО Архангельское о том, что линия электропередач не является объектом недвижимого имущества опровергаются теми обстоятельствами, что данная линия электропередач непосредственно связана с землей и ее перемещение без несоразмерного ущерба ее назначению невозможно, то есть линия электропередач отвечает признакам недвижимого имущества согласно ст.130 ГК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Ясногорского района Тульской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации МО Архангельское Ясногорского района тульской области, выразившееся в непринятии мер по приему в муниципальную собственность бесхозяйного имущества (линий электропередач 1,4 км ВА 0,4 кв, ЛЭП 0380 КВТ) и регистрации на него права муниципальной собственности противоречащим закону.

Обязать администрацию муниципального образования Архангельское Ясногорского района Тульской области принять меры к приему в муниципальную собственность бесхозяйного имущества (линий электропередач 1,4 км ВА 0,4 кв, ЛЭП 0380 КВТ) и регистрации на него права муниципальной собственности.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Ясногорский районный суд Тульской области в течение 10 дней с момента вынесения решения суда в мотивированной форме.

Председательствующий: