РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09.06.2010 года г.Ясногорск
Ясногорский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Курбатова Н.Н.,
при секретаре Хренцовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-329/2010 года по иску Каранфилова Валерия Петровича к Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Тульской области, Государственному учреждению Тульской области (Управление Социальной защиты населения Ясногорского района) о возмещении морального вреда в связи с длительным не исполнением решений Ясногорского районного суда
установил:
Каранфилов В.П. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Тульской области, Государственному учреждению Тульской области (Управление Социальной защиты населения Ясногорского района) в котором просил взыскать с Министерства финансов РФ за счет средств федерального бюджета в его пользу в счет компенсации морального вреда, причиненного длительным неисполнением решений Ясногорского районного суда Тульской области от 26.11.2003 года в размере 16458 рублей, от 28.08.2006 года в размере 49375 рублей, от 19.03.2009 года 23041 рубль 54 копейки.
В обоснование исковых требований сослался на то, что принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В период работ по ликвидации аварии на ЧАЭС получил увечье, в связи с чем, признан инвалидом 1 группы.
Решением Ясногорского районного суда Тульской области от 26.11.2003 года в его пользу с Ясногорского отдела социальной защиты населения были взысканы недоплаченные суммы возмещения вреда в размере 544423 рубля 60 копеек.
Указанное решение суда было исполнено только 28.05.2005 года.
Решением Ясногорского районного суда Тульской области от 28.08.2006 года в его пользу с Ясногорского отдела социальной защиты населения были взысканы недоплаченные суммы возмещения вреда в размере 1045595 рублей.
Указанное решение суда было исполнено только 04.12.2007 года.
Определением ясногорского районного суда Тульской области от 19.03.2009 года в его пользу с Ясногорского отдела социальной защиты населения были взысканы убытки, причиненные несвоевременной выплатой денежных сумм возмещения вреда за период с 01.04.1997 года по 31.01.2008 года в размере 2271415 рублей 94 копейки.
Указанное определение суда было исполнено только 16.11.2008 года.
Таким образом, с момента вынесения решений до их фактического исполнения прошло соответственно по решению суда от 26.11.2003 года 5 месяцев, по решению суда от 28.08.2006 года -15 месяцев, по решению суда от 19.03.2009 года 7 месяцев, что по его мнению, является длительным неисполнением решений суда.
Считает, что длительным неисполнением решений суда, ему причинен моральный вред, который подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с действующим законодательством. Ответственность за причинение морального вреда должно нести государство-Российская Федерация, за счет средств казны Российской Федерации. Уполномоченным представлять интересы РФ от имени казны РФ в исполнительном производстве является Министерство финансов РФ (ст.ст.125 ч.3, 151, 1069, 1071 ГК РФ).
В судебном заседании Каранфилов В.П. и его представитель по доверенности Павлов В.А. исковые требования и доводы изложенные в исковом заявлении поддержали.
Ответчики Министерство финансов РФ, Управление федерального казначейства по Тульской области в судебное заседание не явились о месте и времени судебного заседания извещены в установленном законом порядке. От их представителя по доверенности Плаховой Н.Е. в суд поступили письменые возражения, в которых она указала, что Министерство финансов РФ и Управление федерального казначейства не являются надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям, поскольку ответственность за своевременность выплаты истцу причитающейся по решению суда компенсации возложена на органы социальной защиты населения и Федеральную службу по труду и занятости. Возмещение вреда за счет средств казны РФ возможно только в случае незаконных действий государственных органов и должностных лиц. Считает, что истцу необходимо указать, какой именно федеральный государственный орган действовал незаконно (бездействовал) и чем выразились незаконные действия бездействие), не установил причинно-следственную связь вины соответствующих государственных органов власти. Поскольку Каранфиловым В.П. не представлены доказательства причинения ему морального вреда Министерством финансов Российской Федерации, то и не имеется оснований для компенсации указанного вреда со стороны Минфина России.
Так же полагает, что следует учитывать то, чем подтвержден факт причинения потерпевшему нравственных и физических страданий перенесенных потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения данных спорных правоотношений.
Исходя из вышеизложенного, просила отказать в полном объеме в удовлетворении заявленных исковых требований о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации компенсации морального вреда в связи с длительным неисполнением решений суда.
Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области (Управление Социальной защиты населения Ясногорского района) по доверенности Мацнева И.И. иск не признала и пояснила, что отсутствуют правовые основания для применения ответственности, предусмотренной статьями 15, 16, 151, 1064 и 1069 ГК РФ. Считает, что истек срок исковой давности как для обжалования действий (бездействий) Ясногорского отдела социальной защиты населения департамента социального развития Тульской области, так и для предъявления иска по другим основаниям. Просила в иске отказать, в полном объеме.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом Каранфилов В.П. является инвалидом 1-ой группы в связи с увечьем, связанным с аварией на Чернобыльской АЭС.
Решением Ясногорского районного суда Тульской области от 26.11.2003 года в пользу Каранфилова В.П. с Ясногорского отдела социальной защиты населения были взысканы недоплаченные суммы возмещения вреда в размере 544423 рубля 60 копеек.
Исполнительный лист в Ясногорский отдел социальной защиты населения департамента социального развития Тульской области на исполнение поступил 29.07.2004 года и фактически был исполнен 28.05.2005 года.
Учитывая, что в соответствии с п.6 ст.242.2 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение, то задержка по выплате Каранфилову В.П. единовременной суммы взысканной по решению Ясногорского районного суда Тульской области от 26.11.2003 года составила 5 месяцев.
Решением Ясногорского районного суда Тульской области от 28.08.2006 года в пользу Каранфилова В.П. с Ясногорского отдела социальной защиты населения были взысканы недоплаченные суммы возмещения вреда в размере 1045595 рублей.
Исполнительный лист по данному решению суда в Ясногорский отдел социальной защиты населения департамента социального развития Тульской области на исполнение поступил 29.09.2006 года и фактически был исполнен 04.12.2007 года. В связи с чем, задержка по выплате составила около 11 месяцев.
Определением Ясногорского районного суда Тульской области от 19.03.2009 года в пользу Каранфилова В.П. с Ясногорского отдела социальной защиты населения были взысканы убытки, причиненные несвоевременной выплатой денежных сумм возмещения вреда за период с 01.04.1997 года по 31.01.2008 года в размере 2271415 рублей 94 копейки.
Исполнительный лист по данному определению суда в Ясногорский отдел социальной защиты населения департамента социального развития Тульской области на исполнение поступил 23.03.2009 года и фактически был исполнен 16.11.2009 года. В связи с чем, задержка по выплате составила 4,5 месяца.
Указанные выше сроки задержки взысканных по решениям суда сумм, являются длительным неисполнением решений суда, то есть исполнение решений суда носило несвоевременный и длительный характер.
Статья 46 (часть1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. По смыслу данной конституционной нормы, исполнение судебного решения должно рассматриваться как элемент судебной защиты, а государство обязано принимать необходимые меры по обеспечению его реализации.
Глава 54 Гражданского кодекса РФ регулирует обязательства из причинения вреда (морального и (или) материального) и ответственность за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц.
Конституционный Суд РФ в своем определении от 03.07.2008 года №734-О-П отметил, что по смыслу ст.46 Конституции РФ и статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, нарушение права на защиту, а следовательно и права на исполнение судебных решений, исходя из его природы, возможно лишь со стороны государства как субъекта, призванного гарантировать и обеспечивать его реализацию посредством установления конкретных процедур, включая установления системы мер, позволяющих в своей совокупности организовать и обеспечить эффективное и своевременное исполнение судебных решений. В связи с чем, носит публично-правовой характер.
Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом. суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Конституционный Суд РФ, в вышеприведенном определении от 03.07.2008 года, указал на возможность применения ст.151 ГК РФ в отношениях, имеющих публично-правовую природу, в том числе при неисполнении Российской Федерацией вынесенных в отношении нее судебных решений о взыскании бюджетных средств.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ, государство обязано создать соответствующие процедуры, обеспечивающие реализацию права на судебную защиту, в том числе процедуры, по своевременному (в разумные сроки) исполнению судебных решений и следовательно компенсационных механизмов в случае, если созданные государством процедуры не привели к защите нарушенных прав граждан. Исключение ст.151 ГК РФ в системе действующего гражданско-правового регулирования из механизма обеспечения реального исполнения судебных решений, то есть понимание ее положений как увязывающих возможность компенсаций за счет казны морального вреда в случаях неисполнения судебных решений, возлагающих обязанности на органы публичной власти, с введением специального законодательного регулирования, приводило бы к нарушению прав граждан, гарантируемых ч.4 ст.15, ч.1,2 ст.46 Конституции РФ, и в конечном счете- к нарушению международных обязательств Российской Федерации по Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В Определении Конституционного Суда РФ №153-О-О от 20.03.2008 года указано, что неправомерная задержка исполнения судебного решения должна рассматриваться как нарушение права на справедливое правосудие в разумные сроки, что предполагает необходимость справедливой компенсации лицу, которому причинен вред нарушением этого права.
В статье 1 Федерального Закона №68-ФЗ от 30.04.2010 года «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок прямо указано, что граждане РФ и др., являющиеся в судебном процессе сторонами, при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в разумный срок могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Суд считает, что действующее гражданское законодательство РФ предусматривает компенсацию гражданину морального вреда в результате длительного неисполнения вынесенного в его пользу судебного решения.
Обязательство Российской Федерации по исполнению вынесенных в пользу Каранфилова В.П. и вступивших в законную силу решений суда от 26.11.2003 года и от 28.08.2006 года и определения суда от 19.03.2009 года основано на ст.6 п.1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.46 Конституции РФ, ст.6 ч.1 и 2 Федерального Конституционного Закона РФ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральном законе «Об исполнительном производстве», Федеральном законе «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».
Указанные судебные решения по искам Каранфилова В.П., суд считает исполненными с существенными задержками. Каких-либо уважительных причин и убедительных доводов, препятствующих либо делающих невозможным исполнение указанных решений суда в разумные сроки, ответчики не представили.
Следовательно, государство в полной мере не обеспечило механизм своевременной реализации судебных решений, вынесенных в пользу Каранфилова В.П. и не гарантировало возможность получения задолженности по выплатам сумм возмещения вреда в полном размере, необходимом для восстановления и поддержания его здоровья.
Присужденные по решениям суда суммы представляют из себя судебный долг, и власти Российской Федерации обязаны его исполнить в полном объеме, на что неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих решениях, по аналогичным искам граждан РФ, поданным в указанный суд.
Суд приходит к мнению, что было нарушено личное неимущественное право Каранфилова В.П. на судебную защиту и ее неотъемлемый составной элемент-своевременное исполнение в разумные сроки вступившего в законную силу судебного решения, а также право Каранфилова В.П. на уважение его собственности, что является нарушением ст.6 параграфа 1 Европейской Конвенции и защите прав человека и основных свобод и статьи 1 Протокола №1 Конвенции.
Принимая во внимание длительность окончательного исполнения решений суда от 26.11.2003 года, от 28.08.2006 года и от 19.03.2009 года, характер решений, по которому Каранфилову В.П. были присуждены денежные суммы на восстановление поврежденного здоровья, основываясь на принципах разумности и справедливости, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Каранфилова В.П. частично и присудить ему в счет компенсации морального вреда за длительное неисполнение решения Ясногорского районного суда Тульской области от 26.11.2003 года- 2000 рублей, решения Ясногорского районного суда от 28.08.2006 года-3000 рублей, определения Ясногорского районного суда от 19.03.2009 года -1000 рублей.
При этом суд считает, что ответственность за длительное неисполнение решений суда перед Каранфиловым В.П. должно нести государство- Российская Федерация за счет средств казны Российской Федерации. Уполномоченным представлять интересы Российской Федерации от имени казны Российской Федерации является Министерство финансов РФ.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Каранфилова Валерия Петровича к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Тульской области о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Каранфилова Валерия Петровича компенсацию морального вреда, причиненного в результате длительного неисполнения решения Ясногорского районного суда Тульской области от 26.11.2003 года в размере 2000 рублей, решения Ясногорского районного суда Тульской области от 28.08.2006 года в размере 3000 рублей, определения Ясногорского районного суда Тульской области от 19.03.2009 года в размере 1000 рублей, что в общей сложности составит 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Ясногорский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в мотивированной форме.
Судья: