РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20.01.2011 года г.Ясногорск
Ясногорский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Курбатова Н.Н.,
при секретаре Рудой М.В.,
с участием помощника прокурора Ясногорского района Тульской области
Парфенова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-33/2010 года по заявлению прокурора Ясногорского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Архангельское Ясногорского района Тульской области о признании незаконным бездействия администрации,
установил:
прокурор Ясногорского района Тульской области в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением, в защиту интересов неопределенного круга лиц в котором просил: признать незаконным бездействие администрации муниципальное образование Архангельское Ясногорского района Тульской области выразившееся в не принятии мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество о постановке на учет гидротехнических сооружений (плотины на верхнем пруду реки Воронка 0,4 км южнее населенного пункта Хвошня, плотины на нижнем пруду реки Воронка, левый приток реки Вашана возле населенного пункта Хвошня); обязать администрацию муниципального образования Архангельское обратиться в территориальный орган Федеральной регистрационной службы с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества вышеуказанных объектов недвижимого имущества.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Ясногорского района была проведена проверка соблюдения МО Архангельское Ясногорского района Тульской области законодательства о государственной и муниципальной собственности в сфере эксплуатации гидротехнических сооружений, по результатам которой установлено, что органами местного самоуправления муниципального образования Архангельское Ясногорского района не соблюдаются требования гражданского законодательства РФ, предъявляемые к учету бесхозяйных недвижимых вещей.
В нарушение положений закрепленных в п.8 ч.1 ст.14 Федерального закона №131- ФЗ от 06.10.2006 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьей 225 Гражданского кодекса РФ, п.5 Постановления Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», ст.3 федерального закона РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 года №117-ФЗ, возлагающих на органы местного самоуправления участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, администрация МО Архангельское Ясногорского района Тульской области каких-либо действенных мер по обеспечению безопасности, находящихся на территории муниципального образования двух гидротехнических сооружений, являющихся бесхозяйными, не принимает, что может привести к их разрушению и возникновению чрезвычайных ситуаций локального характера, чреватых опасными последствиями для жизни и здоровья людей.
По факту нахождения на территории МО Архангельское Ясногорского района тульской области бесхозяйных ГТС прокуратурой района 30.06.2010 года в адрес главы администрации МО Архангельское было вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, между тем действенных мер по устранению выявленных нарушений не последовало.
Таким образом, бездействие администрации МО Архангельское Ясногорского района Тульской области выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйных объектов ГТС, существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории МО Архангельское Ясногорского района Тульской области.
В судебном заседании помощник прокурора Парфенов Д.А. заявленные требования и доводы, изложенные в заявлении прокурора, поддержал.
Представитель администрации МО Архангельское Ясногорского района Тульской области Козлова М.И. против удовлетворения исковых требований возразила, пояснив, что на территории МО Архангельское Ясногорского района Тульской области действительно имеются указанные гидротехнические сооружения, на данный момент являющиеся бесхозяйными. Однако, в виду дефицита бюджета МО Архангельское ответственность за техническое состояние указанных гидротехнических сооружений должна нести администрация МО Ясногорский район, которая и должна выступать в качестве надлежащего ответчика по заявленным исковым требованиям.
Выслушав мнение сторон, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и данный факт никем не оспаривается на территории МО Архангельское Ясногорского района Тульской области действительно имеются гидротехнические сооружения: плотина на верхнем пруду реки Воронка 0,4 км южнее населенного пункта Хвошня и плотина на нижнем пруду реки Воронка, левый приток реки Вашана возле населенного пункта Хвошня, которые на данный момент являются бесхозяйными объектами и на балансе ни у одной организации не состоят.
В соответствии со ст.3 Федерального закона РФ от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся-плотины, водосбросные, водопускные и водовыпускные сооружения, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод. Учитывая изложенное, а также то, что перемещение указанных объектов без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, данные объекты относятся к объектам недвижимого имущества.
Данные обстоятельства подтверждаются и Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 года №359 (Код №12-4527324).
В соответствии со ст.14 Федерального закона №131- ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение жилищно-коммунальными услугами населения, участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных последствий в границах поселений относится к вопросам местного значения соответствующего муниципального образования, имеющего статус поселения.
Кроме того, к вопросам местного значения поселений согласно подпункту 23 п.1 указанной статьи относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст.2 Устава муниципального образования Ясногорский район Тульской области, принятого местным референдумом Ясногорского района 23.03.1997 года (с последующими изменениями и дополнениями) муниципальное образование Архангельское Ясногорского района Тульской области входит в состав территории муниципального образования Ясногорский район и имеет статус сельского поселения.
В соответствии с подп.8 п.1 ст.7 Устава муниципального образования Архангельское Ясногорского района Тульской области, принятого решением Собрания депутатов муниципального образования Архангельское Ясногорского района тульской области от 26.04.2006 года №15, к вопросам местного значения МО Архангельское Ясногорского района отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования.
В ст.8 Устава закреплено, что органы местного самоуправления МО Архангельское Ясногорского района в целях решения вопросов местного значения обладают и иными полномочиями в соответствии с федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Согласно подп.5 п.1 ст.47 Устава в собственности муниципального образования Архангельское может находиться имущество, предназначенное решения вопросов местного значения, в том числе для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования.
Таким образом ответственность за надлежащее техническое состояние гидротехнических сооружений, своевременное проведение необходимых регламентных работ в процессе их эксплуатации, является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Обязанность по осуществлению таких мер возложена указанными нормами на органы местного самоуправления.
Статья 225 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозной.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с п.5 Постановления Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании предоставляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов.
Однако как установлено в судебном заседании каких-либо действенных мер со стороны администрации МО Архангельское Ясногорского района Тульской области по обеспечению безопасности находящихся на территории муниципального образования гидротехнических сооружений: плотины на верхнем пруду реки Воронка 0,4 км южнее населенного пункта Хвошня и плотины на нижнем пруду реки Воронка, левый приток реки Вашана возле населенного пункта Хвошня, до настоящего времени не последовало.
Доводы прокурора Ясногорского района Тульской области о том, что дальнейшее бездействие со стороны администрации МО Архангельское Ясногорского района Тульской области может вызвать наступление тяжелых последствий – разрушение гидротехнических сооружений и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери, суд считает обоснованными.
Таким образом, бездействие администрации МО Архангельское Ясногорского района Тульской области выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений, существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории МО Архангельское Ясногорского района Тульской области.
В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.
В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Учитывая изложенное, требования прокурора Ясногорского района Тульской области суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ,
решил:
требования прокурора Ясногорского района Тульской области удовлетворить.
Признать бездействие администрации МО Архангельское Ясногорского района Тульской области выразившееся в не принятии мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество о постановке на учет гидротехнических сооружений (плотины на верхнем пруду реки Воронка 0,4 км южнее населенного пункта Хвошня, плотины на нижнем пруду реки Воронка, левый приток реки Вашана возле населенного пункта Хвошня) незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования Архангельское Ясногорского района Тульской области обратиться в территориальный орган Федеральной регистрационной службы с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества вышеуказанных объектов недвижимого имущества.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Ясногорский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения решения суда в мотивированной форме.
Председательствующий: