ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14.02.2011 года г.Ясногорск
Ясногорский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Курбатова Н.Н.,
при секретаре Рудой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-60/2011 по иску департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам, действующего в интересах РФ к Рощупкиной А.М. об освобождении самовольно захваченного участка лесного фонда,
установил:
Департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам в защиту интересов государства обратился в суд с иском к Рощупкиной А.М. об освобождении самовольно захваченного участка лесного фонда.
В обоснование исковых требований департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам указал, что 03.08.2010 года, старшим государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Тульской области Глазкиным И.Б., на основании письма от 02.08.2010 года №236 руководителя ГУ ТО «Ясногорское лесничество» Криволапова В.И., был установлен факт самовольного занятия участка лесного фонда в кв.26 выд.3 Ясногорской лесной дачи Народного участкового лесничества ГУ ТО «Ясногорское лесничество» на площади 0,03 га, которая установила бытовой вагончик и складировала тюки сена на данной территории.
В рамках предоставленных полномочий по осуществлению государственного лесного контроля и надзора Глазкиным И.Б. был составлен протокол об административном правонарушении №3-12 от 12.08.2010 года в отношении Рощупкиной А.М. по ст.7.9 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде штрафа в размере 500 рублей.
12.08.2010 года старшим государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Тульской области Глазкиным И.Б. было вынесено предписание №1-12 на имя Рощупкиной А.М., которым ей предписывалось освободить самовольно захваченный лесной участок.
21.10.2010 года была проведена проверка выполнения предписания №1-12 от 12.08.2010 года, и было установлено, что предписание Рощупкиной А.М. не исполнено.
В связи с этим 01.11.2010 года в отношении Рощупкиной А.М. составлен протокол об административном правонарушении по ст.19.5 КоАП РФ, который выслан Рощупкиной А.М. заказным письмом.
Постановлением мирового судьи судебного участка №53 Ясногорского района Тульской области №5-319 от 22.11.2010 года Рощупкина А.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.5 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
Несмотря на это Рощупкина А.М. до настоящего времени не освободила самовольно занимаемый участок лесного фонда. Незаконное занятие лесного участка нарушает интересы Российской Федерации, поскольку в силу ст.8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, и нарушенное право на земельный участок в соответствии со ст.60 Земельного кодекса РФ, ст.12 Гражданского кодекса РФ, подлежит восстановлению путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право.
В судебном заседании представитель истца Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам по доверенности Глазкин И.Б. исковые требования и доводы изложенные в исковом заявлении поддержал, просил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Ответчик Рощупкина А.М. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещалась в установленном законом порядке, возражений против исковых требований не представила.
Суд в соответствии со ст.ст.167, 233 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
В ст.4 Лесного кодекса РФ закреплено, что участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
От имени Российской Федерации, субъектов Российской федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Лесные участки в составе земель лесного фонда в соответствии со ст.8 Лесного кодекса РФ находятся в федеральной собственности.
Земли лесного фонда в соответствии со ст.91 Лесного кодекса РФ учитываются в государственном лесном реестре, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с п.1 положения о департаменте Тульской области по экологии и природным ресурсам, утвержденного постановлением администрации Тульской области от 05.05.2006 года №230, департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам является органом исполнительной власти Тульской области, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление и контроль в сфере охраны окружающей природной среды и рационального природопользования, обеспечения экологической и радиационной безопасности. Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Тульской области в области охраны окружающей среды, экологической экспертизы, в сфере лесных и водных отношений.
В соответствии с подп.42 п.5 Положения, департамент осуществляет государственный лесной контроль и надзор.
Согласно подп.10 и 11 п.6 Положения, департамент имеет право обращаться в суд с требованием об ограничении. О приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, предъявлять иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п.9 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 22.06.2007 года №394, главные государственные лесные инспектора в субъектах Российской федерации и их заместители имеют право предъявлять иски в суды в пределах своей компетенции.
В соответствии с Перечнем должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор на территории Тульской области, утвержденным постановлением администрации Тульской области от 12.10.2007 года №512, главный государственный инспектор отдела охраны окружающей среды, экологического контроля лесного и водного надзора департамента Тульской области по природным ресурсам, ведающий вопросами государственного лесного контроля и надзора, одновременно по должности является заместителем главного государственного лесного инспектора Тульской области.
ГУ ТО «Ясногорское лесничество» в соответствии с пунктом 2.3.1 Устава организует мероприятия по реализации лесохозяйственного регламента. Регламент Ясногорского лесничества утвержден Постановлением администрации Тульской области от 20.01.2009 года №23.
В соответствии с пунктом 2.3.6 Устава ГУ ТО «Ясногорское лесничество» осуществляет ведение государственного лесного реестра, мониторинга лесов в установленном порядке.
Территория Ясногорского лесничества в соответствии с Регламентом, утвержденным постановлением администрации Тульской области от 20.01.2009 года расположена в пределах Ясногорского административного района.
В силу статей 25, 26 Земельного кодекса РФ, статьей 9 и 91 Лесного кодекса РФ, права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, а право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
При этом в ст.71 Лесного кодекса РФ закреплено, что гражданам лесные участки предоставляются в аренду и безвозмездное срочное пользование.
Как установлено в судебном заседании никаких решений о предоставлении Рощупкиной А.М. в аренду или безвозмездное срочное пользование земельного участка, расположенного в квартале 26 выдел 3 Ясногорской лесной дачи Народного участкового лесничества не принималось и никаких договоров аренды на такой земельный участок с ней не заключалось.
В то же время из представленных материалов, в частности письма руководителя ГУ ТО «Ясногорское лесничество» от 08.02.2010 года №236 в адрес старшего государственного инспектора департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам, протокола №3-12 от 12.08.2010 года об административном правонарушении по ч.9 ст.7 КоАП РФ, составленного старшим государственным инспектором департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам Глазкиным И.Б., постановления №3-12 по делу об административном правонарушении от 19.08.2010 года, вынесенного заместителем директора департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам, предписания №1-12 от 12.08.2010 года об устранении выявленных нарушений, вынесенного старшим государственным инспектором департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам Глазкиным И.Б., актом №1-12 от 21.10.2010 года проведения проверки выполнения предписания №1-12 от 12.08.2010 года, протоколом №5-12 об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, следует, что Рощупкина А.М. действительно без законных на то оснований установила бытовой вагончик и складировала тюки сена на земельном участке площадью 0,03 га, расположенном в квартале 26 выдел 3 Ясногорской лесной дачи Народного участкового лесничества Ясногорского района Тульской области, то есть совершила самовольный захват территории лесного фонда, чем нарушила интересы Российской Федерации, за что была привлечена к административной ответственности.
В соответствии с подп.2 п.1 ст.60 Земельного кодекса РФ, ст.12 Гражданского кодекса РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право.
При этом согласно ст.99 Лесного кодекса РФ следует, что привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение.
Согласно ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Учитывая изложенное, положения ст.ст.301, 304 ГК РФ, исходя из полномочий возложенных на департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам, суд считает, что департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам вправе обратиться в суд с иском в защиту интересов государства об освобождении самовольно захваченного участка лесного фонда и при этом, заявленные Департаментом исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199, 235 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам, действующего в интересах Российской Федерации удовлетворить.
Обязать Рощупкину Аллу Михайловну освободить участок лесного фонда в выделе 3 квартала 26 Ясногорской лесной дачи Народного участкового лесничества ГУ ТО «Ясногорское лесничество» путем выноса с данной территории бытового вагончика и тюков сена.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано. В течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: