ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14.10.2011 года г.Ясногорск Ясногорский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Курбатова Н.Н., при секретаре Рудой М.В., с участием представителя истца по доверенности Глазкина И.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-820/2011 по иску департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам, действующего в интересах РФ к Рощупкиной А.М. об освобождении самовольно захваченного участка лесного фонда, установил: Департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам в защиту интересов государства обратился в суд с иском к Рощупкиной А.М. об освобождении самовольно захваченного участка лесного фонда. В обоснование исковых требований департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам указал, что 03.08.2010 года, старшим государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Тульской области Глазкиным И.Б., на основании письма от 02.08.2010 года №236 руководителя ГУ ТО «Ясногорское лесничество» ФИО3, был установлен факт самовольного занятия участка лесного фонда в кв.26 выд.3 Ясногорской лесной дачи Народного участкового лесничества ГУ ТО «Ясногорское лесничество» на площади 0,03 га, которая установила бытовой вагончик и складировала тюки сена на данной территории. В рамках предоставленных полномочий по осуществлению государственного лесного контроля и надзора Глазкиным И.Б. был составлен протокол об административном правонарушении №3-12 от 12.08.2010 года в отношении Рощупкиной А.М. по ст.7.9 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде штрафа в размере 500 рублей. 12.08.2010 года старшим государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Тульской области Глазкиным И.Б. было вынесено предписание №1-12 на имя Рощупкиной А.М., которым ей предписывалось освободить самовольно захваченный лесной участок. 21.10.2010 года была проведена проверка выполнения предписания №1-12 от 12.08.2010 года, и было установлено, что предписание Рощупкиной А.М. не исполнено. В связи с этим 01.11.2010 года в отношении Рощупкиной А.М. составлен протокол об административном правонарушении по ст.19.5 КоАП РФ, который выслан Рощупкиной А.М. заказным письмом. Постановлением мирового судьи судебного участка №53 Ясногорского района Тульской области №5-319 от 22.11.2010 года Рощупкина А.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.5 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей. Несмотря на это Рощупкина А.М. до настоящего времени не освободила самовольно занимаемый участок лесного фонда. Незаконное занятие лесного участка нарушает интересы Российской Федерации, поскольку в силу ст.8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, и нарушенное право на земельный участок в соответствии со ст.60 Земельного кодекса РФ, ст.12 Гражданского кодекса РФ, подлежит восстановлению путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право. В судебном заседании представитель истца Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам по доверенности Глазкин И.Б. исковые требования и доводы изложенные в исковом заявлении поддержал, просил рассмотреть дело в отсутствие ответчика Рощупкиной А.М. в порядке заочного производства, мотивировав это тем, что ответчица намеренно уклоняется от явки в суд для разрешения спорных правоотношений, о чем свидетельствует тот факт, что она ранее отказалась участвовать при составлении акта от 02.08.2010 года осмотра участка лесного фонда Ясногорской лесной дачи Народного участкового лесничества ГУ ТО «Ясногорское лесничество», впоследствии уклонялась от явки в ГУ ТО «Ясногорское лесничество» для составления протокола об административном правонарушении по выявленному факту самовольного захвата участка лесного фонда и от участия в рассмотрении административного материала по данному правонарушению заместителем директора департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам. По результатам рассмотрения административного материала Рощупкиной А.М. было выдано предписание об устранении выявленных нарушений, которое ей исполнено не было. В связи с невыполнением предписания об устранении выявленных нарушений, на Рощупкину А.М. был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, который был направлен для рассмотрения мировому судье судебного участка №52 Ясногорского района Тульской области. Однако, от явки в мировой суд для рассмотрения данного материала об административном правонарушении Рощупкина А.М. под различными предлогами, также уклонялась, в связи с чем, материал был рассмотрен в ее отсутствие. По настоящему гражданскому делу Рощупкиной А.М. с 29.09.2011 года также предоставлялась возможность для заключения соглашения с адвокатом на представление ее интересов в суде и представление своих возражений на исковые требования, однако она этим правом не воспользовалась, никаких возражений и документов в опровержение заявленных исковых требований не представила. Считает, что данные обстоятельства свидетельствуют о намеренном уклонении Рощупкиной А.М. от явки в судебное заседание и рассмотрения дела по существу. Ответчик Рощупкина А.М. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена в установленном законом порядке, представила заявление об отложении судебного разбирательствав связи с болезнью ребенка, возражений против исковых требований и каких-либо документов, опровергающих обоснованность исковых требований, не представила. Суд в соответствии со ст.ст.167, 233 ГПК РФ, учитывая, что Рощупкина А.М. и ранее уклонялась от явки в различные инстанции для разрешения возникших спорных правоотношений, признав причины неявки в судебное заседание ответчика Рощупкиной А.М. неуважительными, определил рассмотреть дело в ее отсутствие, в порядке заочного производства. Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему. В ст.4 Лесного кодекса РФ закреплено, что участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица. От имени Российской Федерации, субъектов Российской федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами. Лесные участки в составе земель лесного фонда в соответствии со ст.8 Лесного кодекса РФ находятся в федеральной собственности. Земли лесного фонда в соответствии со ст.91 Лесного кодекса РФ учитываются в государственном лесном реестре, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии с п.1 положения о департаменте Тульской области по экологии и природным ресурсам, утвержденного постановлением администрации Тульской области от 05.05.2006 года №230, департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам является органом исполнительной власти Тульской области, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление и контроль в сфере охраны окружающей природной среды и рационального природопользования, обеспечения экологической и радиационной безопасности. Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Тульской области в области охраны окружающей среды, экологической экспертизы, в сфере лесных и водных отношений. В соответствии с подп.42 п.5 Положения, департамент осуществляет государственный лесной контроль и надзор. Согласно подп.10 и 11 п.6 Положения, департамент имеет право обращаться в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, предъявлять иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. В соответствии с п.9 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 22.06.2007 года №394, главные государственные лесные инспектора в субъектах Российской федерации и их заместители имеют право предъявлять иски в суды в пределах своей компетенции. В соответствии с Перечнем должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор на территории Тульской области, утвержденным постановлением администрации Тульской области от 12.10.2007 года №512, главный государственный инспектор отдела охраны окружающей среды, экологического контроля лесного и водного надзора департамента Тульской области по природным ресурсам, ведающий вопросами государственного лесного контроля и надзора, одновременно по должности является заместителем главного государственного лесного инспектора Тульской области. ГУ ТО «Ясногорское лесничество» в соответствии с пунктом 2.3.1 Устава организует мероприятия по реализации лесохозяйственного регламента. Регламент Ясногорского лесничества утвержден Постановлением администрации Тульской области от 20.01.2009 года №23. В соответствии с пунктом 2.3.6 Устава ГУ ТО «Ясногорское лесничество» осуществляет ведение государственного лесного реестра, мониторинга лесов в установленном порядке. Территория Ясногорского лесничества в соответствии с Регламентом, утвержденным постановлением администрации Тульской области от 20.01.2009 года расположена в пределах Ясногорского административного района. В силу статей 25, 26 Земельного кодекса РФ, статьей 9 и 91 Лесного кодекса РФ, права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, а право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». При этом в ст.71 Лесного кодекса РФ закреплено, что гражданам лесные участки предоставляются в аренду и безвозмездное срочное пользование. Как установлено в судебном заседании никаких решений о предоставлении Рощупкиной А.М. в аренду или безвозмездное срочное пользование земельного участка, расположенного в квартале 26 выдел 3 Ясногорской лесной дачи Народного участкового лесничества не принималось и никаких договоров аренды на такой земельный участок с ней не заключалось. В то же время из представленных материалов, в частности акта осмотра участка лесного фонда Ясногорской лесной дачи Народного участкового лесничества ГУ ТО «Ясногорское лесничество» от 02.08.2010 года, письма руководителя ГУ ТО «Ясногорское лесничество» от 02.08.2010 года №236 в адрес старшего государственного инспектора департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам, протокола №3-12 от 12.08.2010 года об административном правонарушении по ч.9 ст.7 КоАП РФ, составленного старшим государственным инспектором департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам Глазкиным И.Б., постановления №3-12 по делу об административном правонарушении от 19.08.2010 года, вынесенного заместителем директора департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам, предписания №1-12 от 12.08.2010 года об устранении выявленных нарушений, вынесенного старшим государственным инспектором департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам Глазкиным И.Б., актом №1-12 от 21.10.2010 года проведения проверки выполнения предписания №1-12 от 12.08.2010 года, протоколом №5-12 об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ от 01.11.2010 года, составленным старшим государственным инспектором департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам Глазкиным И.Б., постановлением №5-319-2010 от 22.11.2010 года мирового судьи судебного участка №53 Ясногорского района Тульской области о привлечении Рощупкиной А.М. к административной ответственности в виде штрафа по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, письма руководителя ГУ ТО «Ясногорское лесничество» от 03.08.2011 года №269-а в адрес старшего государственного инспектора департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам, следует, что Рощупкина А.М. действительно без законных на то оснований установила бытовой вагончик и складировала тюки сена на земельном участке площадью 0,03 га, расположенном в квартале 26 выдел 3 Ясногорской лесной дачи Народного участкового лесничества Ясногорского района Тульской области, то есть совершила самовольный захват территории лесного фонда, чем нарушила интересы Российской Федерации, за что была привлечена к административной ответственности. В соответствии с подп.2 п.1 ст.60 Земельного кодекса РФ, ст.12 Гражданского кодекса РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право. При этом согласно ст.99 Лесного кодекса РФ следует, что привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение. Согласно ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Учитывая изложенное, положения ст.ст.301, 304 ГК РФ, исходя из полномочий возложенных на департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам, суд считает, что департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам вправе обратиться в суд с иском в защиту интересов государства об освобождении самовольно захваченного участка лесного фонда и при этом, заявленные Департаментом исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.194-199, 235 ГПК РФ, суд решил: исковые требования департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам, действующего в интересах Российской Федерации удовлетворить. Обязать Рощупкину Аллу Михайловну освободить участок лесного фонда в выделе 3 квартала 26 Ясногорской лесной дачи Народного участкового лесничества ГУ ТО «Ясногорское лесничество» путем выноса с данной территории бытового вагончика и тюков сена. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения, одновременно с которым должен представить доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано. В течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Председательствующий: