решение по делу №2-932/2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 ноября 2011 года <адрес>

Ясногорский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего Попова А.Н.,

при секретаре Шамовой И.Н.,

с участием представителя истца согласно ордера адвоката ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседание гражданское дело по иску Чеботаревой Надежды Ильиничны к администрации муниципального образования <адрес>, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом, установлении факта принятия наследства и признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования по закону,

установил:

Чеботарева Н.И. обратилась в суд с иском об установлении факта владения и пользования ФИО3 жилым домом общей площадью 38,4 кв.м с надворными постройками и земельным участком площадью 3000 кв.м., из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства в кадастровом квартале , расположенными по адресу: <адрес>; установлении факта принятия ФИО5 и ФИО4 наследства, открывшегося после смерти матери ФИО3, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ; установлении факта владения и пользования ФИО4 и ФИО5 на праве собственности после смерти матери ФИО3, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, в праве долевой собственности, доля в праве каждого 1/2, жилым домом общей площадью 38,4 кв.м с надворными постройками и земельным участком площадью 3000 кв.м., из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства в кадастровом квартале , расположенными по адресу: <адрес>; установлении факта принятия ФИО5 наследства, открывшегося после смерти брата ФИО4, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ; установлении факта владения и пользования ФИО5 на праве собственности после смерти брата ФИО4, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, 1/2 долей в праве долевой собственности, в жилом доме общей площадью 38,4 кв.м с надворными постройками и земельном участке площадью 3000 кв.м., из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства в кадастровом квартале , расположенными по адресу: <адрес>; установлении факта владения и пользования ФИО6 на праве собственности после смерти отца ФИО5, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ жилым домом общей площадью 38,4 кв.м с надворными постройками и земельным участком площадью 3000 кв.м., из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства в кадастровом квартале , расположенными по адресу: <адрес>; признании за ней, ФИО2, права собственности в порядке наследования по закону после смерти сына ФИО6, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, на жилой дом общей площадью 38,4 кв.м с надворными постройками и земельный участок, площадью 3000 кв.м., из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства в кадастровом квартале , расположенными по адресу: <адрес>.

Свои требования мотивировала тем, что она приходится матерью умершему ФИО6 и единственным наследником по закону. Свои наследственные права на часть принадлежащего ФИО6 имущества она оформила в нотариальном порядке. В связи с отсутствием правоустанавливающих документов на жилой дом и земельный участок при нем на имя ФИО3, она вынуждена обратиться в суд.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, обратилась с заявлением о рассмотрении дела в её отсутствие, исковые требования поддерживает.

Представитель истца согласно ордера адвокат ФИО9 в судебном заседании исковые требования ФИО2 поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчики – представители администрации муниципального образования <адрес> и межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены в установленном законом порядке, представили заявления о рассмотрении дела без их участия, возражений относительно удовлетворения заявленных требований не имеется.

В соответствие со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Из ч.2 ст.218 ГК РФ следует, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Как установлено в судебном заседании, ФИО3 на основании договора купли-продажи, удостоверенного ДД.ММ.ГГГГ секретарем Бураковского сельского <адрес>, и зарегистрированного в реестре за , принадлежал жилой дом с надворными постройками. В БТИ данный договор не регистрировался. Вышеуказанный жилой дом с надворными постройками при нём расположен на земельном участке, которым ФИО3 пользовалась постоянно.

Согласно справки , выданной ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования <адрес>, домовладению, принадлежавшему ФИО3, расположенному в <адрес> присвоен на основании постановления администратора Бураковской сельской территории муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ

Из выписки (справки) из технического паспорта на объект капитального строительства (недвижимого имущества) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, имеет общую площадь 38,4 кв.м.

Из справки , выданной ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования <адрес> следует, что ФИО3 имела земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно карты (плана) границ земельного участка, составленного ООО «Спектр», фактически площадь земельного участка, расположенного в кадастровом квартале по адресу: <адрес>, составляет 3000 кв.м.

В силу ст.37 ЗК РСФСР (в редакции 1991 года) собственником земельного участка, на котором расположено строение, мог быть только гражданин, являющийся собственником этого строения.

На основании п.4 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенными ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Разъясняя порядок применения указанной нормы, Верховный Суд РФ указал, что «под сделками в данном случае понимаются любые действия, которые привели к правомерному пользованию земельным участком». Согласно пп.5 п.1 ст.1 ЗК РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов, поэтому во всех случаях, когда осуществляется правомерное пользование земельным участком или расположенным на нем домом, возникает право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка.

Таким образом, вышеуказанный земельный участок должен был быть передан в собственность ФИО3, вместе с тем, соответствующее свидетельство о праве собственности на землю ей выдано не было, что подтверждается выданным Ясногорским отделом Управления Росреестра по <адрес> уведомлением об отказе в выдаче копии свидетельства о праве собственности на землю.

При жизни ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 составила завещание, удостоверенное секретарем Бураковского сельского Совета, и зарегистрированное в реестре за , согласно которого все свое имущество, какое ко дню её смерти окажется ей принадлежащим, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось, в том числе жилой кирпичный дом со всеми при нем надворными постройками, находящийся в д.Горшково Бураковского сельского Совета она завещала сыновьям ФИО4 и ФИО5

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умерла, что подтверждается представленным повторным свидетельством о смерти II-БО , выданным Бураковской сельской администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

Как видно из представленной справки , выданной ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования <адрес>, ФИО3 постоянно и по день смерти, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, проживала совместно с сыновьями ФИО4 и ФИО5, что свидетельствует о фактическом принятии ими наследства, открывшегося со смертью матери.

ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО4. Факт его смерти подтверждается представленным свидетельством о смерти I-БО , выданным Бураковской сельской администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

Единственным наследником второй очереди являлся его брат ФИО5, с которым ФИО4 постоянно и по день смерти проживал, что свидетельствует о фактическом принятии ФИО5 наследства, открывшегося со смертью брата. Данный факт подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией муниципального образования <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО5. Факт его смерти подтверждается повторным свидетельством о смерти II-БО , выданным ДД.ММ.ГГГГ администрацией Бураковской сельской территории муниципального образования «<адрес>» <адрес>.

После его смерти открылось наследство, состоящее из неоформленных после смерти матери и брата долей жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.

Единственным наследником первой очереди после смерти ФИО5 являлся его сын ФИО6, который в установленный законом срок обратился к нотариусу ФИО10 за оформлением своих наследственных прав.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 умер, не успев получить свидетельство о праве на наследство по закону после смерти отца ФИО5 Факт его смерти подтверждается свидетельством о смерти I-БО , выданным отделом ЗАГС муниципального образования <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

Факт родственных отношений истицы с наследодателем подтверждается представленными свидетельством о рождении ФИО6, где в графе «мать» указана ФИО2

В соответствии со ст.265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

В соответствии с ч.2 ст.1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

В силу п.2 ст.1153 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.

Факт принятия Чеботаревой Н.И. наследства, оставшегося после смерти сына ФИО6, подтверждается представленным в судебном заседании свидетельством о праве на наследство по закону, выданным нотариусом <адрес> ФИО11, и зарегистрированным в реестре за .

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Чеботаервой Н.И. требований и удовлетворяет их в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Чеботаревой Надежды Ильиничны удовлетворить.

Установить факт владения и пользования ФИО3 на праве собственности жилым домом общей площадью 38,4 кв.м с надворными постройками и земельным участком площадью 3000 кв.м., из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства в кадастровом квартале , расположенными по адресу: <адрес>.

Установить факт принятия ФИО5 и ФИО4 наследства, открывшегося после смерти матери ФИО3, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ.

Установить факт владения и пользования ФИО4 и ФИО5 на праве собственности после смерти матери ФИО3, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, на праве долевой собственности, доля в праве каждого 1/2, жилым домом общей площадью 38,4 кв.м с надворными постройками и земельным участком площадью 3000 кв.м., из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства в кадастровом квартале , расположенными по адресу: <адрес>.

Установить факт принятия ФИО5 наследства, открывшегося после смерти брата ФИО4, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ.

Установить факт владения и пользования ФИО5 на праве собственности после смерти брата ФИО4, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, 1/2 долей в праве долевой собственности, жилым домом общей площадью 38,4 кв.м с надворными постройками и земельным участком площадью 3000 кв.м., из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства в кадастровом квартале , расположенными по адресу: <адрес>.

Установить факт владения и пользования ФИО6 на праве собственности после смерти отца ФИО5, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ жилым домом общей площадью 38,4 кв.м с надворными постройками и земельным участком, площадью 3000 кв.м., из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства в кадастровом квартале , расположенными по адресу: <адрес>.

Признать за Чеботаревой Надеждой Ильиничной право собственности в порядке наследования по закону после смерти сына ФИО6, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, на жилой дом общей площадью 38,4 кв.м с надворными постройками и земельный участок площадью 3000 кв.м., из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства в кадастровом квартале , расположенными по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Ясногорский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий А.Н.Попов