О признании незаконным бездействия и понуждении к устранению нарушения антитеррористического зак-ва



                                                                              2(1) – 25/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 19.08.2010 г. г. Ясный

               Ясненский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Л.Н. Шмидт,

при секретаре Т.В. Никитиной,

с участием представителя истца помощника прокурора Мороз Д.А., представителей ответчиков А.Н.И., К.О.М., представителей третьих лиц Х.П.В., С.Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ясненского района к муниципальному образованию г. Ясный, ООО «Г» (ООО «Г») о признании незаконным бездействия и понуждении к устранению нарушения законодательства в сфере антитеррористического законодательства путём проведения капитального и текущего ремонта на объектах «В» и «К»

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ясненского района Оренбургской области обратился в суд с исками, в которых просил признать незаконным бездействие муниципального образования г. Ясный и ООО «Г» по факту не соответствия нормам антитеррористической защищённости объектов «В» и «К».

В исковых заявлениях просил обязать муниципальное образование г. Ясный устранить имеющиеся недостатки в сфере антитеррористической безопасности на объекте «К», а именно провести работы, относящиеся к капитальному ремонту: строительство ограждения по периметру территории "К" из железобетонных плит высотой 2,5 м и козырьком из колючей проволоки шириной 40 см, установка других ворот (соответствующих требованиям РД), установка (монтаж) в помещении КПП концентратора с выводом на него охранно-пожарной сигнализации помещений "К" и склада хранения хлора, установка (монтаж) перед выездом на территорию противотаранных устройств, установка (строительство) смотровой площадки или эстакады для осмотра автотранспорта, усиление стен металлическими решётками с внутренней стороны склада по хранению хлора, установка ( монтаж) блокировки входной двери склад хранения хлора техническими средствами охраны раннего обнаружения, оборудование оконных проёмов здания "К" и склада хранения хлора техническими средствами охраны, оборудование территории "К" камерами видеонаблюдения с выводом на монитор, установленный в помещении охраны, оборудование здания "К" и склада хранения хлора двухрубежной системой охранной сигнализации.

В отношении объекта  «В» просил обязать муниципальное образование г. Ясный провести следующие работы, относящиеся к капитальному ремонту:

восстановить отсутствующие фрагменты ограждения по периметру территории, установить средства охранно-пожарной сигнализации в помещении "В", установить в помещении КПП концентратор с выводом на него охранно-пожарной сигнализации помещений "В" и склада хранения хлора, установить в помещении ХВО кнопку тревожной сигнализации, установить перед въездом на территорию противотаранные устройства, установить смотровую площадку или эстакаду для осмотра автотранспорта, усилить стены металлическими решетками с внутренней стороны склада по хранению хлора, установить блокировку входной двери склада хранения хлора техническими средствами охраны раннего обнаружения, оборудовать оконные проёмы здания "В" и склада хранения хлора техническими средствами охраны, установить на КПП кнопку тревожной сигнализации, оборудовать объект техническими средствами оповещения персонала, оборудовать территорию "В" камерами видеонаблюдения с выводом на монитор, установленный в помещении охраны, оборудовать здание "В" и склада хранения двухрубежной системой охранной сигнализации.

В исковых заявлениях прокурор просил также обязать ООО «Г» провести работы, относящиеся к текущему ремонту: установить металлические решётки на оконных проемах КПП и здания "В", склада хлора и КПП «К»; оборудовать входную дверь КПП "К" и "В" смотровым окошком или глазком; оборудовать проход через КПП турникетом, установить металлические двери вместо деревянных в складе хлора "К".

В исковых заявлениях истец указал, в ходе проверки исполнения требований в сфере антитеррористического законодательства прокуратурой Ясненского района были проверены объекты "К" и "В".

В ходе проверки было установлено, что данные объекты в соответствии со ст.2 закона Оренбургской области от 10.11.2006 года «Об утверждении перечня имущества муниципальной собственности Ясненского района, передаваемого в собственность вновь образованных поселений, находящихся на территории Ясненского района» переданы в муниципальную собственность муниципального образования г. Ясный.

В соответствии с договором № от dd/mm/gg года аренды объектов трубопроводного транспорта, производства, передачи распределения тепловой и электрической энергии, сопутствующего движимого оборудования и недвижимого имущества собственности муниципального образования г. Ясный Ясненского района Оренбургской области, объекты "К" и "В" администрацией муниципального образования г. Ясный переданы ООО «Г» во временное владение и пользование.

Согласно пп.7,13 ч.2 ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: приоритет мер предупреждения терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

В соответствии с ч. 3 ст.5 ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Согласно п.7.1, п.8 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно п.1.6, п.3.2.3, 3.2.4 договора аренды № от dd/mm/gg года стороны определили, что техническая и коммерческая эксплуатация арендованного имущества должна обеспечить его нормальное и безопасное использование в соответствии с его техническим назначением; арендатор (ООО «Г») обязан обеспечить надлежащее техническое состояние и эксплуатацию имущества, предоставленного в аренду в соответствии с действующими нормативными документами; в течение всего срока действия договора аренды нести расходы, возникающие в связи с эксплуатацией имущества, в том числе на оплату текущего ремонта и расходуемых в процессе эксплуатации материалов; за счёт собственных средств без дальнейшей их компенсации производить текущий ремонт имущества в установленные предписанием арендодателя и контролирующих органов сроки, в том числе поддерживать имущество в полной исправности и надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, выполняя требования иных правил и норм, действующих в отношении арендованного имущества.

Пунктом dd/mm/gg договора аренды за арендодателем закреплено проведение работ по капитальному ремонту имущества.

В ходе проверки объектов было установлено, что объекты не соответствуют нормам антитеррористической защищённости, регламентированных РД 78.36.003-2002 МВД России, а именно, на объекте «Канализационно-очистные сооружения» отсутствует ограждение по периметру территории "К" из железобетонных плит высотой 2,5 м и козырьком из колючей проволоки шириной 40 см, ворота КПП не соответствуют требованиям РД, в помещении КПП отсутствует концентратор с выводом на него охранно-пожарной сигнализации помещений "К" и склада хранения хлора, перед въездом на территорию отсутствуют противотаранные устройства, отсутствует смотровая площадка или эстакада для осмотра автотранспорта, с внутренней стороны склада по хранению хлора отсутствует усиление стен металлическими решётками, не заблокирована входная дверь склада хранения хлора техническими средствами охраны раннего обнаружения, оконные проёмы здания "К" и склада хранения хлора не оборудованы техническими средствами охраны, территория "К" не оборудована камерами видеонаблюдения с выводом на монитор, установленный в помещении охраны, здание "К" и склада хранения хлора не оборудованы двухрубежной системой охранной сигнализации;

на объекте  «Водоочистные сооружения» отсутствуют отдельные фрагменты ограждения по периметру территории, на территории имеется сухой травяной наст, в помещении "В" отсутствуют средства охранно-пожарной сигнализации, в помещении КПП отсутствует концентратор с выводом на него охранно-пожарной сигнализации помещений "В" и склада хранения хлора, в помещении ХВО отсутствует кнопка тревожной сигнализации, перед въездом на территорию не установлены противотаранные устройства, смотровая площадка или эстакада для осмотра автотранспорта не оборудована, отсутствует усиление стен металлическими решетками с внутренней стороны склада по хранению хлора, не установлена блокировка входной двери склада хранения хлора техническими средствами охраны раннего обнаружения, оконные проёмы здания "В" и склада хранения хлора не оборудованы техническими средствами охраны, на КПП отсутствует кнопка тревожной сигнализации, объект не оборудован техническими средствами оповещения персонала, территория "В" не оборудована камерами видеонаблюдения с выводом на монитор, установленный в помещении охраны, здание "В" и склада хранения не оборудованы двухрубежной системой охранной сигнализации.

Данные факты свидетельствуют об уязвимости объектов в диверсионно-террористическом отношении, что может привести к чрезвычайной ситуации.

Представитель истца помощник прокурора Мороз Д.А. иск поддержал. Просил его удовлетворить в полном объёме.

 Представитель ответчика администрации муниципального образования г. Ясный К.О.М. иск не признала. Суду пояснила, истец не указал, каким нормам законодательства об антитеррористической защищенности не соответствуют выявленные в ходе проверки нарушения на объектах водоочистных и канализационно-очистных сооружениях. Ссылку на РД 78.36.003-2002 МВД России считает необоснованной, поскольку данный документ распространяется лишь на вновь проектируемые, реконструируемые и технически перевооружаемые объекты различных форм собственности, охраняемые или подлежащие передаче под охрану подразделениям вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Согласно п. 1.3. указанного документа, инженерно-техническая укреплённость объектов, договоры об охране которых уже заключены, должны быть приведены в соответствие с требованиями названного документа в сроки, указанные в актах обследования. Объекты "К" и "В" находятся под охраной частных охранных предприятий с 2009 года на основании заключенных договоров. Договоров на охрану данных объектов с вневедомственной охраной не заключалось, в связи с чем полагает, что требования РД 78.36.2002 МВД России на них не распространяются.

Кроме этого, в соответствии с федеральной программой о реформировании жилищно-коммунального хозяйства на ремонт и реконструкцию "К" и "В" из федерального, областного и местного бюджета предусмотрено выделение денежных средств за период с 2011 по 2015 год в сумме 255 миллионов рублей. Администрацией города заключен контракт на разработку проектно-сметной документации канализационных очистных сооружений. В настоящее время он возвращен на доработку. После его утверждения будет проведена реконструкция канализационных очистных сооружений, где хлор применяться не будет в связи с применением другого метода очистки. Данные объекты охраняются. Какого-либо бездействия не усматривает.

Представитель ответчика ООО «Г» А.Н.И. иск не признала. Суду пояснила, истец не сослался на норму закона, которая нарушена в ходе проверки антитеррористической защищённости объектов. Полагает, что документ РД 78.36.003-2002 на указанные объекты не распространяется, т.к. канализационные очистные сооружения и водоочистные сооружения охраняются частными охранными предприятиями, с которыми заключены соответствующие договора. Договора на передачу данных объектах вневедомственной охране не заключены. Их передача под охрану вневедомственной охране не предусматривается. Текущий ремонт объектов проводится в соответствии с имеющимся планом работ.

Представители третьих лиц на стороне истца С.Р.А. и Х.П.В. иск поддержали.

С.Р.А. суду пояснил, согласно постановлению Правительства об утверждении перечня объектов, подлежащих государственной охране от dd/mm/gg года гидротехнические сооружения, коллекторы водохранилищ, водопроводные станции и объекты водоподготовки в городах областного подчинения подлежат государственной охране. Город Ясный является городом областного подчинения, поэтому объекты водообеспечения подлежат государственной охране. Водоочистные и канализационные очистные сооружения подлежат передаче под охрану вневедомственной охране. Поэтому они должны отвечать требованиями РД 78.36.2002 МВД России.

Из показаний специалиста Роспотребнадзора Е.Е.Г,, допрошенного dd/mm/gg г. (протокол судебного заседания л. 14), следует, что в случае нарушения очистки воды, аварийной ситуации возможно массовое отравление людей, вспышка инфекционных заболеваний. При нарушении технологии очистки воды сточных вод возможно загрязнение открытого водоёма реки Шандага, которая впадает в  реку Урал. Негативные последствия могут быть не только в Ясненском районе.

Из изученных в судебном заседании документов следует, что в соответствии с п.п. 4, 7.1, 8  п.1 ст.5 Устава муниципального образования г. Ясный Ясненского района Оренбургской области к вопросам местного значения города относятся организация в границах города электро-, газо-  и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах города, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах города. Согласно п.1 ст.1 Устава муниципальное образование город Ясный является городским поселением. Из ст.2 Устава следует, что территорию муниципального образования составляют городские земли, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития города и другие земли в границах города, независимо от форм собственности и целевого назначения. Территория города входит в состав территории Ясненского района.

Из договора № от dd/mm/gg года аренды объектов трубопроводного транспорта, производства, передачи, распределения тепловой и электрической энергии, сопутствующего движимого оборудования и недвижимого имущества собственности муниципального образования город Ясный Ясненского района Оренбургской области, заключенного между администрацией муниципального образования г. Ясный (арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью «Г» (арендатор) следует, что арендодатель предоставил арендатору указанные выше объекты во временное владение и пользование. Согласно п. 2.1.9 договора арендодатель несёт бремя расходов по капитальному ремонту переданного имущества, который проводится в сроки, указанные в технической документации имущества, а в случае, если капитальный ремонт вызван неотложной необходимостью – в разумный срок. Арендатор (в соответствии с п. 3.2.4. договора) обязан в течение всего срока действия договора нести расходы в связи с эксплуатацией имущества, в том числе на оплату текущего ремонта и расходуемых в процессе эксплуатации материалов.

Согласно акту от dd/mm/gg года администрация муниципального образования г. Ясный передала, а  ООО «Г» приняло объекты трубопроводного транспорта, производства, передачи, распределения тепловой и электрической энергии, сопутствующего движимого оборудования и недвижимого имущества собственности муниципального образования г. Ясный Ясненского района Оренбургской области.

Согласно договору на управление ООО «К» № от dd/mm/gg года и договору на управление ООО «ТВ» № от dd/mm/gg года ООО «Г»- управляющая компания, является исполнительным органом названных обществ.

Из актов комиссионного обследования ООО « К» от dd/mm/gg года, dd/mm/gg года, dd/mm/gg года видно, что данный объект не передан под государственную охрану, а охраняется частным охранным предприятием. Выявленные недостатки противоречат требованиям РД 78.36.003-2002 МВД России, как указано в актах.

Из актов комиссионного обследования ООО «ТВ» от dd/mm/gg года, dd/mm/gg года, dd/mm/gg года, dd/mm/gg года видно, что данный объект не передан под государственную охрану, а охраняется частным охранным предприятием. Выявленные недостатки противоречат требованиям РД 78.36.003-2002 МВД России, как указано в актах.

Согласно муниципальному контракту № от dd/mm/gg года администрация муниципального образования г. Ясный и ООО «Э» заключили договор на разработку проектно-сметной документации объекта «К».

dd/mm/gg года администрацией муниципального образования г. Ясный Ясненского района Оренбургской области заключен государственный контракт на проведение государственной экспертизы проектной документации, включая смету и результатов инженерных изысканий объекта: реконструкция "К".

Решением Совета депутатов муниципального образования Ясненский район Оренбургской области  № от dd/mm/gg г. утверждена муниципальная целевая программа «Оздоровление экологической обстановки Ясненского района Оренбургской области в 2011-2015 годах» которой предусмотрена реконструкция "К" в г. Ясном общей сметной стоимостью более 300 000 000 рублей.

Планом комплексного социально-экономического развития г. Ясного на 2011-2015 год кроме финансирования реконструкции "К" предусмотрено финансирование реконструкции и "В".

Согласно Списку объектов повышенной опасности, жизнеобеспечения от dd/mm/gg годаУправление вневедомственной охраны Оренбургской области к таковым относит склад хлора, включая хлораторное отделение ООО «ТВ» и склад хлора, включая хлораторное отделение ООО «К.

Согласно приказу УВД по Оренбургской области № от dd/mm/gg года "К" ООО «Г» и "В" ООО «Г»  в г. Ясном включены в перечень особо важных объектов и объектов повышенной опасности и жизнеобеспечения.

Из договора № на оказание услуг по охране имущества от dd/mm/gg года следует, что ООО «К» и ООО ЧОП «Р» заключили договор, согласно которому ООО ЧОП «Р» принял на себя обязательства по охране ООО «К».

Из договора № на оказание услуг по охране имущества от dd/mm/gg года следует, что ООО «ТВ» и ООО ЧОП «К» заключили договор, согласно которому ООО ЧОП «К» принял на себя обязательства по охране ООО «ТВ».

Суд, выслушав стороны, изучив имеющиеся в материалах гражданского дела документы, приходит к следующему.

             В соответствии с ч.4 ст.3 ФЗ «О противодействию терроризму» противодействием терроризму является деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

          Часть 3 ст. 5 названного закона определяет, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

         Так, п.7.1, п.8 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относят участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Как установлено в судебном заседании, на территории муниципального образования г. Ясный имеются объекты водоподготовки и водоотведения, которые находятся в ведении ООО  «ТВ» и ООО «К», управляющей организацией которыми является ООО «Г».

В исковом заявлении, поддержанном в судебном заседании представителем истца указано, что ответчики незаконно бездействуют по факту несоответствия нормам антитеррористической защищенности объектов «В» и «К», ссылаясь на требования к объектам, изложенные в РД 78.36.003-2002 МВД России.

Согласно ч.1 «Область применения» Руководящего документа МВД РФ РД 7836.003-2002 «Инженерно-техническая укреплённость. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств», данный документ распространяется на вновь проектируемые, реконструируемые и технически перевооружаемые объекты различных форм собственности, охраняемые или подлежащие передаче под охрану подразделениям вневедомственной охраны при органах внутренних дел на территории Российской Федерации.

Объекты ООО «ТВ» "В" и ООО «К» не являются вновь создаваемыми, проектируемыми либо реконструируемыми. Они не охраняются подразделениями вневедомственной охраной при органах внутренних дел и не передаются под охрану указанных органов. Поэтому суд приходит к выводу о том, что требования данного руководящего документа не могут быть распространены на "В" и "К".

             Суд не может согласиться с доводами третьих лиц о том, что указанные объекты подлежат государственной охране на основании перечня объектов, подлежащих государственной охране в редакции постановления Правительства РФ от dd/mm/gg года о внесении изменений в постановление Правительства РФ № ОТ dd/mm/gg года «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности".

             В соответствии с п. 14 указанного Перечня государственной охране подлежат гидротехнические сооружения, коллекторы водохранилищ, водопроводные станции и объекты водоподготовки в крупных промышленных центрах, в населённых пунктах краевого и областного подчинения, а также в закрытых административно-территориальных образованиях. Муниципальное образование г. Ясный не является крупным промышленным центром, а также не относится к населённым пунктам краевого и областного подчинения.

          Согласно ст. 5 Закона Оренбургской области «Об административно-территориальном устройстве Оренбургской области», Оренбургская область состоит из районов, в том числе и Ясненского. В состав Оренбургской области среди прочих городов входит и город Ясный. Сведений об отнесении населённых пунктов к объектам областного подчинения в данном законе не имеется.

          Статья 1 Закона Оренбургской области от 9.03.2005 года  «О муниципальных образованиях в составе муниципального образования Ясненский район» город Ясный относит в состав муниципального образования Ясненский район.

         Уставом Оренбургской области также не предусмотрено отнесение населённых пунктов области к  городам областного подчинения.

         С учётом названных законов суд не может принять во внимание ссылку третьих лиц на Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления, поскольку данный документ не является законодательным актом, а законами Оренбургской области отнесение города Ясного к городам областного подчинения не предусмотрено.

          Кроме этого, суд не усматривает бездействия ответчиков по соблюдению норм антитеррористической защищённости объектов "В" и "К". Данные объекты охраняются частными охранными предприятиями, что подтверждается заключенными договорами на охрану. Администрацией муниципального образования г. Ясный с 2008 года проводится работа, направленная на реконструкцию "К", что подтверждается муниципальным контрактом на разработку проектно-сметной документации, техническим заданием, сметой, дополнительными соглашениями, проведением государственной экспертизы к проекту реконструкции "К". Кроме этого, утверждена программа по оздоровлению экологической обстановки Ясненского района по 2015 год, согласно которой предусмотрено поэтапное финансирование из федерального, областного и местных бюджетов на реконструкцию "К" и "В".

         Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии бездействия муниципального образования г. Ясный и ООО «Г» по неприведению в соответствие с нормами об антитеррористической защищённости указанных в исковом заявлении объектов, а также в нарушении требований законодательных актов в области противодействия терроризму со стороны ответчиков.

        В связи с  изложенным, доказательств, представленных истцом для удовлетворения иска прокурора, суд не усматривает.

    Руководствуясь ФЗ  «О противодействии терроризму», ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», ст. 12,67,194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

             В удовлетворении иска прокурора Ясненского района к муниципальному образованию г. Ясный, ООО «Г» (ООО «Г») о признании незаконным бездействия и понуждении к устранению нарушения законодательства в сфере антитеррористического законодательства путём проведения капитального и текущего ремонта на объектах «В» и «К» отказать.

          Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ясненский районный суд.

          Судья   -

 

          Мотивированное решение изготовлено 24.08.2010 года.

         Судья –