О признании незаконным бездействия администрации МО Ясненский район по работе с заявлениями граждан



                                                                                        2(1)-23/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ясный 8.07.2010 г.

 

              Ясненский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Л.Н. Шмидт,

при секретаре Т.В. Никитиной,

с участием помощника прокурора Ясненского района С.Г. Храмшина, представителя ответчика П.А.Н.., представителя третьего лица А.Т.Ф..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ясненского района к администрации муниципального образования Ясненский район о признании незаконным бездействия по работе с заявлениями граждан, связанных с земельными правоотношениями, со сроками их рассмотрения и обязании устранения допущенных нарушений

У С Т А Н О В И Л:

 Прокурор обратился с иском, в котором просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Ясненский район, выраженное в непредоставлении отделом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования Ясненский район ответов на обращение и предоставление ответов с нарушением установленного срока. Обязать ответчика своевременно рассматривать обращения граждан и своевременно направлять ответы на обращения.

В судебном заседании истец уточнил свои требования, просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Ясненский район в части соблюдения сроков рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земельных участков гражданам для строительства и целей, не связанных со строительством и обязать ответчика устранить нарушения.

В исковом заявлении указал, прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан в администрации МО Ясненский район. В результате было установлено, что данным органом местного самоуправления нарушаются требования законодательства в указанной сфере.

Согласно ч.1 ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам.

Согласно ч.1 ст.45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Согласно ст.32 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст.5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.

Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

08.06.2010 года в ходе проверки установлено, что при администрации МО Ясненский район создана комиссия по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков.

В 2010 году, первое заседание комиссии состоялось 01.04.2010 г., на нем были рассмотрены заявления, поступившие с ноября 2009 г. по март 2010 г в отдел по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО Ясненский район.

В нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства, заявления в установленный срок не рассматриваются, заявителям направляются выписки из протокола заседания комиссии с нарушенным 30-дневным сроком.

Кроме того, отделом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО Ясненский район, ответы по обращениям граждан на оформление прав под существующими объектами или переоформлению прав, заявителям в письменном виде не даются.

Согласно ст.14 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

В результате незаконного бездействия органа местного самоуправления, происходит нарушение законодательно закрепленного права граждан на своевременное рассмотрение и получение ответов на обращения.

Таким образом, администрацией МО Ясненский район грубо нарушается федеральное законодательство в сфере рассмотрения обращений граждан, что является не допустимым.

Представитель истца Храмшин С.Г. изменил исковые требования, просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования в части соблюдения сроков рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков и обязать ответчика устранить имеющиеся нарушения. Суду пояснил, в ходе проверки исполнения законодательства, связанного с обращениями граждан было установлено, что ответчиком нарушаются сроки рассмотрения заявлений. Так, из протокола заседания комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков от 1.04.2010 года было установлено, что на данном заседании рассматривались заявления, поступившие в ноябре, декабре 2009 года, а также в январе, феврале и марте 2010 года. Рассмотрение заявлений свыше трёх месяцев превышает все разумные сроки. Полагает, что для решения вопроса о рассмотрении заявлений о предоставлении земельных участков в связи с окончанием сроков аренды рассмотрение данных заявлений необоснованно затягивается.

Представитель ответчика П.А,Н.. иск не признал, суду пояснил, все заявления, которые поступаются в отдел по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям, рассматриваются на основе Земельного Кодекса РФ. Существует определенная процедура рассмотрения поступивших заявлений. При переоформлении права на земельный участок выносится постановление главы по закреплению земельного участка, либо расторжения договора аренды. В рассылке указывается заявитель. Сам письменный ответ заявителю не направляется. Считает, что постановление главы администрации и есть ответ на обращение. Постановление направляют либо по почте, либо лично вручают. Все заявления делятся на 2 категории: на вновь образованные земельные участки, либо переоформление прав на земельный участок. Предоставление земельных участок, находящихся в муниципальной или государственной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1. без проведения предварительного согласования мест размещения объектов;

2. с предварительным согласованием мест размещения объектов;

Рассмотрение заявлений граждан на предоставление земельных участков предполагают процедуру предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов. В соответствии с п. 5 ст. 30 Земельного Кодекса РФ, основанием для совершения органом исполнительной власти и местного самоуправления соответствующих действий является заявление заинтересованного лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются орган власти, обладающий соответствующим правом, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно - защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Затем орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимают решение о предварительном согласовании места размещения объекта. Копия этого решения выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. Оно служит основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение 3 лет.

Решение о предварительном согласовании, а также утвержденный проект границ земельного участка являются основанием для проведения межевых работ по установлению местности границы испрашиваемого земельного участка в порядке, аналогичном применяемому при предоставлении земельного участка без предварительного согласования.

После проведения межевания земельного участка и составления межевого плана необходимо осуществить государственный кадастровый учет этого участка в том же порядке, как и при предоставлении земли для строительства без проведения предварительного согласования размещения объекта.

Следующая стадия – принятие соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления заинтересованного лица и приложенной кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства. На основании данного решения заключается договор аренды (или безвозмездного срочного пользования) земельного участка, который подлежит государственной регистрации в соответствующем подразделения Федеральной регистрационной службы.

В случае, если участок уже сформирован, но не закреплен за определенным предприятием, то такой участок предоставляется, минуя этап его формирования, т.к. он предоставляется на торгах.

Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или заключения договоров купли-продажи или аренды и последующей государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок или договора аренды.

Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.

Положения о работе комиссии не имеется. При поступлении заявления о предоставлении земельного участка, выдается акт выбора земельного участка. Заинтересованное лицо ходит с этим актом по службам для его подписания. Комиссия дублирует подписи в этом акте. Если участок формирует администрация, то этим занимаются работники администрации. Этот акт направляется начальнику Юго-Восточного территориального округа по защите прав потребителей в г. Оренбург. Этот акт находится на рассмотрении в Оренбурге длительное время. Это сильно затягивает оформление участка. Длительное рассмотрение заявлений о предоставлении земельных участков связано с заседанием комиссии, поскольку комиссия состоит из представителей многих служб. Считает, что в комиссии должны быть только работники администрации. Проблем по межеванию и получению кадастрового паспорта нет. Не согласен с тем, что в данном случае нарушается Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Закон нарушается в том, что рассматриваются заявления о предоставлении земельных участков длительно. С этим он согласен.

Третье лицо на стороне ответчика А.Т.Ф.. иск не признала. Суду пояснила, согласно протоколу № 1 заявление "О В" от 27.11.2009 г. рассматривалось 01.04.2010 г.. Почему в течение такого длительного периода заявление не рассматривалось, пояснить не может, т.к. в этот период она не работала. Собирать комиссию для рассмотрения одного заявления нецелесообразно. У "О В" краткосрочная аренда. Они подали заявление о долгосрочной аренде, которая подразумевает межевание, прохождение кадастрового учета. Они все это проходили. Затем комиссия решает, заключать договор или нет. Комиссия заседает сейчас один раз в неделю. Ранее она собиралась 1 раз в один-два месяца. Положения о работе комиссии с заявлениями граждан нет, т.к. комиссия создана в соответствии с Земельным Кодексом РФ. В комиссию входят представители разных служб. Документы по межеванию, кадастровому учету готовятся в течение одной недели – двух недель. Их срок зависит от исполнения межевой организации. Для оформления прав на земельный участок требуется паспорт. Затем составляется план-схема земельного участка. Все эти документы прикладываются к заявлению. Кадастровый паспорт делается бесплатно. Межевание оплачивается. Когда формирует администрация земельный участок, то все расходы несёт администрация. Пакет документов на заключение долгосрочной аренды у "О В" был. Но для заключения долгосрочной аренды нужно было проводить заседание комиссии.

          В судебном заседании были исследованы имеющиеся в материалах гражданского дела документы.

           Так, из Положения об отделе по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования Ясненский район следует, что основными задачами отдела является осуществление прав собственника в отношении муниципальной собственности от имени администрации муниципального образования Ясненский район, участие в подготовке нормативных актов местного самоуправления, направленных на правовое обеспечение земельных отношений, выступает продавцом земельных участков при приватизации муниципальных предприятий, участвует в ведении государственного земельного кадастра, организует выдачу планов (чертежей) границ земельных участков.

            Постановлением главы администрации муниципального образования Ясненский район от 20.09.2006 года  № 485-к создана совместная комиссия по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков для строительства и целей, не связанных со строительством.

           Из протокола № 1 заседания комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков для строительства и целей, не связанных со строительством от 1.04.2010 года видно, что на данном заседании рассматривались заявления о выделении земельных участков на территории муниципального образования Ясненский район от Ясненского райотделения "О В" от 27.11.2009 г. о заключении договора аренды земельного участка сроком на 20 лет для размещения временной автостоянки; Ф.О.И.. от 30.11.2009 года – о предоставлении земельного участка для установки киоска; Н.Г.В. о предоставлении в аренду участка для ведения личного подсобного хозяйства;  23.12.2008 года ОАО «О»  об изменении вида разрешённого использования части земельного участка под с/п «Л»- земли рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения на жилищное строительство и другие.

            Из журнала регистрации заявлений по выделению земельных участков, начатого 18.05.2009 года видно, что срок обращения с заявлениями о предоставлении земельных участков, указанный в протоколе заседания комиссии соответствует срокам, указанным в данном журнале.

           Суд, выслушав стороны, изучив имеющиеся в материалах дела документы, приходит к следующему.

           Согласно ч.1 ст.17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам.

           Часть 1 статьи 45 Конституции РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

           Часть 2 статьи 1  ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» порядок рассмотрения обращений граждан распространяет на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

            Правоотношения в области предоставления земельных участков регулируются земельным кодексом РФ.

            Статья 11 Земельного кодекса РФ наделяет органы местного самоуправления правами управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Земельный кодекс РФ также регулирует порядок предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков для использования в различных целях.

             Так, ст.34 Земельного кодекса РФ регулирует порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством. Срок рассмотрения заявления граждан также установлен в данной статье.

            Согласно п. 4, 5 указанной статьи орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

              Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

             В судебном заседании установлено, что заявления граждан Ф.О.И.., Н.Г.В.. о предоставлении в аренду земельных участков, не связанных со строительством рассматривались более 4-х месяцев.

              Из пояснений третьего лица на стороне ответчика Ануфриевой Т.В. видно, что такое длительное рассмотрение заявлений и обращений граждан связано со сложностью созыва членов комиссии по рассмотрению заявлений о  предоставлении земельных участков, что свидетельствует о нарушении установленных законом сроков рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земельных участков.

               В силу ст. 30.1 Земельного кодекса РФ Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

               В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

              В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

            Из протокола заседания комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков для жилищного строительства № 1 от 1.04.2010 г. видно, что в данном заседании рассматривались заявления граждан о предоставлении земельных участков для индивидуального строительства, поступившие 2.12.2009 года (Н.С.Н..), 12.01.2010 г. (Б.З.Ф..). Данные заявления в нарушение ст.30.1 Земельного кодекса РФ рассматривались свыше установленных сроков.

                 Таким образом, суд приходит к выводу о незаконности бездействия ответчика, выразившееся в нарушении сроков рассмотрения заявлений о предоставлении участков для строительства и для целей, не связанных со строительством.

                     Руководствуясь ст.30.1, 34 Земельного кодекса РФ, ст. 12, 67, 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

              Иск прокурора Ясненского района к администрации муниципального образования Ясненский район о признании незаконным бездействия по работе с заявлениями граждан, связанных с земельными правоотношениями, а именно, со сроками их рассмотрения и обязании устранения допущенных нарушений удовлетворить.

              Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Ясненский район по работе с заявлениями граждан, связанных с земельными правоотношениями, а именно со сроками их рассмотрения.

              Возложить на администрацию муниципального образования обязанность по устранению нарушений сроков рассмотрения заявлений граждан, связанных с предоставлением земельных участков для строительства и для целей, не связанных со строительством.

              На решение может быть подана кассационная жалоба в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом через Ясненский районный суд.

       

         Судья –

 Мотивированное решение суда изготовлено 12.07.2010 г.

       Судья –