Незаконное бездействие администрации МО



                                                                                                                      2(1)-83/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Ясный 30 августа 2010 года

     Ясненский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Т.В.ЛЕВИНОЙ

при секретаре МАРТИРОСЯН А.С.

с участием помощника прокурора Ясненского района Оренбургской области МОРОЗ Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ясненского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Ясненский район о признании незаконным бездействия и обязании оборудования входа в здание администрации наружными лестницами и пандусами, имеющими поручни

У С Т А Н О В И Л :

            Прокурор Ясненского района обратился в суд с иском к администрации МО Ясненский район Оренбургской области о признании незаконным бездействия и обязании оборудования входа в здание администрации наружными лестницами и пандусами, имеющими поручни.

             В судебном заседании помощник прокурора Ясненского района Мороз Д.А. исковые требования поддержал. Суду показал, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в районе. В ходе проведения проверки установлено, что администрацией МО Ясненский район не соблюдаются нормы федерального законодательства в данной сфере.

            Согласно ст. 16 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» органы местного самоуправления создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям, сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

            В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

            Согласно ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

            Пункт 3 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является принцип обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

            Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам.

            В ходе проведенной проверки установлено, что вход в здание администрации МО Ясненский район, расположенной по ул.Ленина, д.17 в г.Ясном, не имеет приспособлений для маломобильных групп посетителей, отсутствуют пандусы для подъезда на инвалидных колясках, поручни для доступного входа инвалидов в помещение.

            Неисполнение данных норм закона ведет к прямому нарушении. Законодательства РФ.

Просит признать незаконным бездействие администрации МО Ясненский район, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанностей по соблюдению законодательства о социальной защите прав инвалидов, проживающих на территории муниципального образования; обязать ответчика устранить допущенные нарушения закона путем установки у входа в здание администрации наружных лестниц и пандусов, имеющих поручни.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился. В своем заявлении глава администрации МО Ясненский район К.А.И.. просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации МО Ясненский район, не возражает против исковых требований.

Из материалов дела усматривается следующее:

dd/mm/gg в адрес администрации МО Ясненский район прокурором Ясненского района было внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав инвалидов, по факту не оборудования входа в здание администрации наружных лестниц и пандусов, имеющих поручни.

В ответах .... на представление прокурора администрация МО Ясненский район указала, что ведутся проектные работы по оборудованию входа в здание администрации и наружные лестницы и пандусы, имеющие поручни будут установлены в ближайшее время.

Из справки прокуратуры района о результатах проведения проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в Ясненском районе от dd/mm/gg видно, что указанные наружные лестницы и пандусы, имеющие поручни не установлены и в настоящее время.

Суд, заслушав представителя истца, изучив материалы дела, находит иск законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно пунктам 1,3, 14 статьи 4 Устава муниципального образования Ясненский район Оренбургской области к вопросам местного значения муниципального района относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Статья 33 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданам Российской Федерации обращаться лично, а так же направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 2 Основного закона, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Свободная реализация гражданином права на обращение означает недопустимость установления каких-либо препятствий, введения цензов (имущественных, оседлости, службы в армии и т.д.).

Статьей 15 Федерального Закона " О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрена обязанность Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций создания условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130-133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).

 Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Это положение не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры и сроки решения поставленной задачи. Конкретизация данного положения, в частности в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере.

Одним из средств конкретизации оспариваемого положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступающего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.

Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (статьи 1 и 7, пункт "ж" части 1 статьи 72, статья 133 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; преамбула, часть третья статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Указанная правовая позиция закреплена в Определении Конституционного Суда РФ от 13 мая 2010 г. N 689-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа "Город Зеленогорск" Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Пункт 3 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является принцип обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Согласно требованиям Строительных норм и правил СниП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 года № 73, наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам (п. 3.14).

Оценивая действия ответчика по соблюдению требований указанного законодательства, суд признает, что ненадлежащее исполнение обязанностей по соблюдению законодательства о социальной защите прав инвалидов, проживающих на территории муниципального образования, является незаконным бездействием ответчика. Данное обстоятельство признает и сам ответчик, что следует из ответов главы администрации МО Ясненский район на внесенное представление прокурора района.

Разрешая требования истца об установлении трехмесячного срока для устранения допущенных нарушений закона, суд полагает, что с учетом характера действий, которые необходимо совершить, учитывая пределы полномочий органов местного самоуправления, данный срок является разумным и достаточным для надлежащего исполнения решения суда. Ответчик против установления указанного срока не возражал.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

            Иск прокурора Ясненского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Ясненский район Оренбургской области о признании незаконным бездействия и обязании оборудования входа в здание администрации наружными лестницами и пандусами, имеющими поручни, удовлетворить.

            Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Ясненский район Оренбургской области, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанностей по соблюдению законодательства о социальной защите прав инвалидов, проживающих на территории муниципального образования.

            Обязать администрацию муниципального образования Ясненский район Оренбургской области установить у входа в здание администрации муниципального образования Ясненский район Оренбургской области, расположенного по ул.Ленина, д.17 в г.Ясном Оренбургской области, с учетом требований строительных норм и правил доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения, наружные лестницы и пандусы, имеющие поручни, с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.

            Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Ясненский районный суд Оренбургской области.

Судья:  подпись

Решение в окончательной форме изготовлено 6.09.2010 года.

Судья: подпись