Дело № 2|1|-110/2011 О признании незаконными действий по эксплуатации скважины питьевого водозабора с нарушениями санитарного законодательства и об обязании устранить выявленные нарушения.



2(1)-110/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ясный 24.02.2011 г.

Ясненский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Л.Н. Шмидт,

при секретаре А.С. Мартиросян,

с участием представителя ответчика А.Н.Р., специалиста Е.Е.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора к МУП «СЖКУ Акжарский» МО Ясненский районн о признании незаконными действий по эксплуатации скважины питьевого забора с нарушениями санитарного законодательства и обязании устранения выявленных нарушений

У С Т А Н О В И Л:

Орский межрайонный природоохранный прокурор в исковом заявлении указал: в ходе плановой проверки было установлено, что муниципальное унитарное предприятие "Сельский жилищно-коммунальный участок Акжарский" МО Ясненский район Оренбургской области осуществляет деятельность по добыче питьевых подземных вод для водоснабжения пос. Акжарский на основании устава, свидетельства о государственной регистрации юридического лица , лицензии серии на право пользования недрами для добычи питьевых подземных вод.

Согласно Уставу МУП "СЖКУ Акжарский" МО Ясненский район Оренбургской области, постановлению главы администрации МО Акжарский сельсовет Ясненского района -п от дд.мм.гг. и -п от дд.мм.гг., справке от дд.мм.гг., деятельность по питьевому водоснабжению населения с. Акжарское осуществляется МУП "СЖКУ Акжарский" МО Ясненский район Оренбургской области.

Проверкой исполнения МУП "СЖКУ Акжарский" МО Ясненский район Оренбургской области санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питьевого водоснабжения на территории МО Акжарский сельсовет, результаты которой отражены в справке от дд.мм.гг., установлено, что на территории поссовета для водоснабжения населения используется водозабор (3 скважины инв. ), расположенный у с. Акжарское. Система водоснабжения централизованная, в указанном поселке имеется водовод.

Производственный контроль, в том числе с лабораторно-инструментальными исследованиями качества питьевой воды на микробиологические и санитарно-химические показатели организован. Лабораторный контроль осуществляется по договору отделением Орского филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» в г.Ясный и Ясненском районе.

Проверкой водозаборных скважин инв. и водовода с. Акжарское установлено следующее:

зоны санитарной охраны (далее: ЗСО) скважины, а также водонапорной башни не организованы. Территория первого пояса ЗСО не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, не озеленена, не ограждена и не обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия, (нарушение п. 3.2.1. 1.СанПиН 2.1.4.1110-02);

водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, не оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через люк, оголовки и устья скважин (нарушение п. 3.2.1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02);

водозабор не оборудован аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности (нарушение п.3.2.1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02);

проект ЗСО для действующего водопровода в настоящее время разрабатывается специально (нарушение п. 1.1 "Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН2.1.4.1110-02").

Выявленные нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об охране окружающей среды нарушают право граждан на благоприятную окружающую среду, право на обеспечение безопасной, безвредной, благоприятной питьевой водой, создает опасность причинения вреда здоровью граждан в будущем.

Прокурор просил признать незаконными действия МУП "СЖКУ Акжарское" МО Ясненский района Оренбургской области по эксплуатации скважин инв. питьевого водозабора, расположенного у с. Акжарское с нарушениями санитарного законодательства.

Обязать МУП "СЖКУ Акжарское " МО Ясненский район Оренбургской области устранить выявленные нарушения санитарного законодательства на эксплуатируемых скважинах инв. питьевого водозабора, расположенного у с. Акжарское, а именно:

- организовать зоны санитарной охраны скважин,

- спланировать территорию первого пояса ЗСО для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленить, огородить и обеспечить охраной. Дорожки к сооружениям обеспечить твердым покрытием.

- оборудовать водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин.

- оборудовать водозабор аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности.

В судебное заседание Орский межрайонный природоохранный прокурор не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом. В своём заявлении от дд.мм.гг. просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика директор МУП «СЖКУ Акжарское» А.Н.Р. иск признал частично. Суду пояснил, с нарушениями, которые были выявлены в ходе проверки, проводившейся прокуратурой он согласен. Дорожки к скважинам они обсыпали, на люках установили замки. Установить забор из иного материала, кроме колючей проволоки он не имеет возможности в связи с отсутствием денежных средств. На установку счётчиков также нет денег. Но в текущем году они заказали 2 прибора, которые должны поступить в мае 2011 года. Для создания зоны санитарной охраны необходимо утвердить проект такой зоны. Для чего также необходимы значительные денежные средства – ... рублей. Таких денег у них нет. В настоящее время им выделили 2 устройства для замера забора воды.

Специалист «Роспотребнадзора» Е.Е.Г. суду пояснил, территория скважин у с. Акжарское не имеет надлежащего ограждения, отсутствуют зона санитарной охраны скважин, водозапорные сооружения. Территория вокруг скважин не благоустроена. Были ли устранены ответчиком нарушения санитарного законодательства, пояснить не может, т.к. после проверки скважины не осматривал.

В судебном заседании были исследованы имеющиеся в материалах дела документы, представленные истцом.

Из свидетельства о государственной регистрации юридического лица, выданного межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 9 по Оренбургской области видно, что в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица Муниципальное унитарное предприятие «Сельский жилищно-коммунальный участок «Акжарский» МО Ясненский район дд.мм.гг..

Из лицензии на право пользования недрами серии , выданной дд.мм.гг. Министерством природных ресурсов Российской Федерации следует, что МУП «Сельский жилищно-коммунальный участок «Акжарский» предоставлено право пользования земельным участком для добычи питьевых подземных вод для водоснабжения с. Акжарское, п.п. Рассвет, Алимбай, Каракульский. Лицензия выдана сроком до дд.мм.гг..

Из перечня муниципального недвижимого имущества муниципального образования Акжарский сельсовет Ясненского района Оренбургской области, передаваемого в хозяйственное ведение, принятых в собственность муниципального образования Акжарский сельсовет Ясненского района (приложение к постановлению администрации МО Акжарский сельсовет от дд.мм.гг. -п) видно, что в собственности муниципального образования находятся три скважины у с. Акжарское.

Из справки заместителя Орского межрайонного природоохранного прокурора, составленной совместно со специалистом Юго-восточного территориального отдела Роспотребнадзора по Оренбургской области Е.Е.Г. дд.мм.гг. видно, что зоны санитарной охраны (далее: ЗСО) скважины, а также водонапорной башни не организованы. Территория первого пояса ЗСО не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, не озеленена, не ограждена и не обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия (нарушение п. 3.2.1. 1.СанПиН 2.1.4.1110-02).

Водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, не оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через люк, оголовки и устья скважин (нарушение п. 3.2.1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02).

Водозабор не оборудован аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности (нарушение п.3.2.1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02).

Проект ЗСО для действующего водопровода в настоящее время разрабатывается специально (нарушение п. 1.1 "Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН2.1.4.1110-02").

Суд, выслушав представителя ответчика, специалиста, изучив имеющиеся в материалах дела документы, приходит к следующему.

Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со статьей 39 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Согласно ст.ст. 3, 7 Постановления Правительства РФ № 554 от 24 июля 2000 года «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.

В соответствии с п. 1.3-1.6 «Санитарных правил и норм «Зоны охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 10 от 14 марта 2002 года, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Зоны санитарной охраны (далее ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Пунктами 3.2.1.1- 3.2.1.5 вышеуказанных санитарных правил установлено, что территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе ЗСО, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки, переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.

Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» названное благополучие, в том числе право на обеспечение безопасной, безвредной, благоприятной питьевой водой, обеспечивается соблюдением юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Как установлено в судебном заседании, нарушения указанных нормативно-правовых актов имели место. Это подтверждается справкой, составленной заместителем прокурора с участием специалиста Роспотребнадзора. Кроме этого, представитель ответчика в судебном заседании также подтвердил, что выявленные нарушения законодательства имеют место в действительности. Часть из них была устранена, к устранению остальных нарушений принимаются соответствующие меры. Нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питьевого водоснабжения на территории муниципального образования Акжарский сельсовет, выявленные в ходе проверки соответствуют пунктам «Санитарных правил и норм», указанных в справке от дд.мм.гг..

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что эксплуатация скважин МУП «СЖКУ Акжарский», расположенных у с. Акжарское, производится с нарушением санитарного законодательства, что создаёт угрозу здоровью населения.

Каких-либо доказательств уважительности причин неисполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения ответчиком суду не представлено.

Доводы представителя ответчика об отсутствии денежных средств, необходимых для надлежащего обустройства скважин суд не находит убедительными, поскольку данное нарушение законодательства является длящимся, а доказательств принятия мер к выполнению требований закона ответчиком суду не представлено.

Доводы, изложенные прокурором в исковом заявлении, нашли своё подтверждение в судебном заседании, в связи с чем суд находит заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Руководствуясь ст.12,67,194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Иск Орского межрайонного природоохранного прокурора к МУП «СЖКУ Акжарский» МО Ясненский район о признании незаконными действий по эксплуатации скважины питьевого забора с нарушениями санитарного законодательства и обязании устранения выявленных нарушений удовлетворить.

Признать незаконными действия МУП "СЖКУ Акжарский" МО Ясненский район Оренбургской области по эксплуатации скважин инв. питьевого водозабора, расположенного у с. Акжарское с нарушениями санитарного законодательства.

Обязать МУП "СЖКУ Акжарское" МО Ясненский район Оренбургской области устранить выявленные нарушения санитарного законодательства на эксплуатируемых скважинах инв. ... питьевого водозабора, расположенных у с. Акжарское, а именно:

организовать зоны санитарной охраны скважин до дд.мм.гг.;

спланировать территорию первого пояса ЗСО для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленить, огородить и обеспечить охраной. Дорожки к сооружениям обеспечить твердым покрытием до дд.мм.гг.;

оборудовать водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин до дд.мм.гг.;

оборудовать водозабор аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности до дд.мм.гг..

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ясненский районный суд.

Судья –

Мотивированное решение изготовлено 1.03.2011 г.

Судья –