Дело №2(1)-131/2011 О прекращении договора найма служебного жилого помещения, выселении без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета по месту жительства



-(1)-131/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Г. Ясный 06 апреля 2011 г

Ясненский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего Барышниковой О.Н.

с участием прокурора Храмшина С.Г.

при секретаре Мизюкевич В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования ЗАТО Комаровский к Щ.Л.В., Ш.Е.А., Ш.А.Л. о прекращении договора найма служебного помещения, выселении без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета по месту жительства.

У С Т А Н О В И Л:

Администрация МО ЗАТО Комаровский обратилась в суд с иском к Щ.Л.В., Ш.Е.А., Ш.А.Л. о прекращении договора найма служебного помещения, выселении без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета по месту жительства, указывая на то, что дд.мм.гг. Щ.Л.В. в связи с прохождением военной службы в войсковой части ... на состав семьи из трех человек администрацией МО ЗАТО Комаровский было предоставлено жилое помещение по адресу: ЗАТО Комаровский ....

В соответствии с ч.2.1 ст.4 Закона РФ от 14.07.1992 г. № 3297-1 « О закрытом административно-территориальном образовании» органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования после отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду в порядке установленном Правительством РФ, имеют право предоставлять жилые помещения гражданам, проходящим службу или состоящим в трудовых отношениях с предприятиями и (или) обьектами.

В исполнение данной нормы права спорное жилое помещение распоряжением главы администрации МО ЗАТО Комаровский от 22.09.2009 г. № 237-р отнесено к разряду служебных. Указанное распоряжение издано до предоставления спорного жилого помещения ответчикам.

При предоставлении жилого помещения с нанимателем Щ.Л.В. был заключен договор найма служебного жилого помещения от дд.мм.гг., в п.2 которого указано, что жилое помещение предоставляется нанимателю в связи с прохождением им службы в войсковой части ....

Согласно выписки из приказа командующего ракетными войсками стратегического назначения от дд.мм.гг. Щ.Л.В. досрочно уволен с военной службы ....

В соответствии с ч.4 ст.104 ЖК РФ увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Аналогичная норма закреплена в пп.4 п.18 договора найма от дд.мм.гг. Таким образом по увольнению Щ.Л.В. и члены его семьи обязаны были освободить спорное жилое помещение.

В соответствии с ч.1 ст.1-3 ЖК РФ в случае прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.102, ч.2 ст.103 ЖК РФ. К гражданам, указанным в ч.2 ст.102, ч.2 ст.103 ЖК РФ ответчики не относятся, соответственно данные статьи не применимы. Аналогичная норма закреплена в п.19 договора найма служебного жилого помещения, и просят суд прекратить договора найма служебного помещения от дд.мм.гг. с Щ.Л.В., Ш.Е.А., Ш.А.Л., выселить их из занимаемого жилья по адресу: .... без предоставления другого жилого помещения и обязать территориальный пункт Управления Федеральной миграционной службы по Оренбургской области в ЗАТО Комаровский снять их с регистрационного учета по месту жительства.

Представитель истца Ш.В.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал и суду показал, что Щ.Л.В. и его семье, дд.мм.гг. была предоставлена служебная квартира по адресу: ...., в связи с прохождением им военной службы, и был заключен договор найма служебного жилого помещения от дд.мм.гг., ответчики были ознакомлены с договором, возражений у них не было, с условиями были согласны. Согласно выписки из приказа командующего ракетными войсками стратегического назначения от дд.мм.гг. Щ.Л.В. досрочно уволен с военной службы ...

В соответствии с ч.4 ст.104 ЖК РФ увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В соответствии с ч.1 ст.1-3 ЖК РФ в случае прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.102, ч.2 ст.103 ЖК РФ. К гражданам, указанным в ч.2 ст.102, ч.2 ст.103 ЖК РФ ответчики не относятся, соответственно данные статьи не применимы.

Когда рассматривали ходатайство Ш.Е.А. об улучшении жилья, то ему предоставили служебную квартиру, а не улучшили жилищные условия, поскольку в соответствии с ч.2 ст.4 Закона РФ от 14.07.1992 г. № 3297-1 « О закрытом административно-территориальном образовании» органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования после отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду в порядке установленном Правительством РФ, имеют право предоставлять жилые помещения гражданам, проходящим службу или состоящим в трудовых отношениях с предприятиями и (или) обьектами. Закон о статусе военнослужащих регулирует отношения между военнослужащими и органами, где они проходят службу, а не муниципальное образование, поэтому ответчики должны были обращаться с таким заявлением по месту службы. Вопрос по заявлению Ш.Е.А. о переселении комиссией по переселению был отложен до рассмотрения иска в суде, так как уже обратились в суд.

Они не просят выселить семью военнослужащего, поскольку Ш.Е.А. уже утратил этот статус. Кроме того на момент введения ЖК РФ, у Ш.Е.А. не было стажа 10 лет. Ссылка представителя ответчиков на ст.15 «О статусе военнослужащих» не состоятельна, так как она регулирует жилищные отношения между военнослужащими и федеральными органами исполнительной власти, где они проходят службу.

Ответчик Щ.Л.В. в судебное заседание не явился, от него поступило заявление о рассмотрении дела без его участия, возражает против заявленных исковых требований.

Ответчик Ш.Е.А. в судебное заседание не явилась, от нее поступило заявление, рассмотреть дело без ее участия, как ответчика и как законного представителя несовершеннолетнего Ш.А.Л., ее интересы по доверенности будет представлять П.Е.Н.

Представитель ответчиков П.Е.Н.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал и суду показал, что отношения по пользованию жильем у Ш.Е.А. возникли в дд.мм.гг., когда Щ.Л.В. был призван по контракту на службу в армию. Ш.Е.А. сейчас проживают в служебном жилом помещении, хотя должны проживать по договору социального найма, поскольку они подавали заявление об улучшении жилищных условий.

Первый контракт Щ.Л.В. заключил до дд.мм.гг. и на первые пять лет ему предоставляется служебное жилое помещение, а при продлении службы, жилье должно быть предоставлено на общих основаниях по договору социального найма, а данная спорная служебная квартира была выделена незаконно. Другого жилья у Ш.Е.А. нет, предоставлены все документы по службе Щ.Л.В., долгов по коммунальным услугам у них нет.

С дд.мм.гг. Щ.Л.В. начал проходить срочную военную службу ..., с дд.мм.гг. уже по контракту. дд.мм.гг. он получил по ордеру на 2-х человек квартиру ...; дд.мм.гг. по ордеру получил ....

дд.мм.гг. у них родился сын, на основании чего Щ.Л.В. подал рапорт на улучшение жилищных условий по месту службы, но по протоколу заседания жилищной комиссии МО ЗАТО Комаровский от дд.мм.гг. ему предоставили служебное жилое помещение по адресу ....

Согласно ст.40 Конституции РФ никто не имеет право быть произвольно лишен жилья.

Органы местного самоуправления обязаны создать условия для реализации гражданами права на жилье.

Согласно Закона о ЗАТО, Ш.Е.А. попадают под положение о переселении, но их не включили, решение вопроса отложено со ссылкой на то, что подан иск в суд. Но когда было подано заявление о переселении, иск в суд еще не поступал.

Представитель органа опеки и попечительства М.Л.В. считает, что удовлетворение исковых требований не будет соответствовать интересам ребенка, и суду показала, что в ходе обследования жилищно-бытовых условий семьи Ш.Е.А. было установлено, что семья состоит из трех человек: отец, мать и сын дд.мм.гг. года рождения. Проживают в двухкомнатной благоустроенной квартире. Для ребенка созданы все условия для проживания и воспитания. С дд.мм.гг., после досрочного увольнения с военной службы Щ.Л.В. не работает, Ш.Е.А. находится в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, источников дохода семья не имеет. Другого жилья нет и нет средств для решения жилищного вопроса в другой форме.

Выслушав стороны, представителя органа опеки и попечительства, заключение прокурора, полагавшего, что иск не обоснован и не подлежит удовлетворению, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений. Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

В судебном заседании установлено, что Щ.Л.В. начал проходить военную службу по контракту до дд.мм.гг., что видно из послужного списка ( ...).

Согласно ордера от дд.мм.гг. получил ..., по ордеру от дд.мм.гг. получил ..., обе квартиры являлись служебными, поскольку были предоставлены ответчикам в связи с прохождением службы Щ.Л.В.

Спорную ..., получил дд.мм.гг. на основании решения жилищной комиссии МО ЗАТО Комаровский от дд.мм.гг. при рассмотрении рапорта об улучшении жилищных условий по истечении почти одиннадцати лет службы, то есть в тот период, когда ему должны были предоставить не служебную жилую площадь, а на общих основаниях. Общая продолжительность военной службы капитана Щ.Л.В. в ВС РФ в календарном исчислении по состоянию на день увольнения по состоянию на дд.мм.гг., составила 15 лет 1 месяц 28 дней, что подтверждается выпиской из приказа и приказом от дд.мм.гг. командира в/ч ... Уволен в связи с ..." ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (...).

Довод представителя истца о том, что ответчики должны были обращаться с заявлением об улучшении жилищных условий по месту службы, а не в муниципальное образование, необоснован, поскольку рапорт об улучшении жилищных условий был подан Щ.Л.В. дд.мм.гг. в войсковую часть ... ( ... имеется виза командира в/ч ..., что он ходатайствует по существу рапорта капитана Ш.Е.А. о постановке его в очередь для улучшения жилищных условий.

Поскольку в соответствии с распоряжением Правительства РФ от дд.мм.гг. в муниципальную собственность ЗАТО Комаровский Оренбургская область были переданы объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения в/ч ... ВС РФ, расположенных в ..., то жилищная комиссия МО ЗАТО Комаровский должна была рассмотреть рапорт по существу и в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» и с учетом продолжительности военной службы, она составляла более 5 лет, но согласно выписки из протокола заседания жилищной комиссии МО ЗАТО Комаровский от дд.мм.гг. Щ.Л.В. было предоставлено жилое помещение по адресу: ..., которое согласно распоряжения администрации МО ЗАТО Комаровский Оренбургской области № 237-р от 22.09.2009 года было отнесено к категории служебных (...). Как видно из представленной справки МО ЗАТО Комаровский Шалаевский не стоит на учете по улучшению жилищных условий.

Кроме того, Щ.Л.В. дд.мм.гг. после увольнение было подано заявление принять его и членов его семьи на учет граждан желающих выехать на новое место жительства из ЗАТО Комаровский и обеспечить в порядке переселения при наличии возможности жилым помещением. Согласно протокола заседания комиссии по переселению МО ЗАТО Комаровский от дд.мм.гг., комиссия решила отложить решение вопроса до окончания проверки требований ст.104 ЖК РФ, где предусмотрено, что увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. И как видно из показаний представителя истца, решение вопроса было отложено в связи с обращением с иском в суд о выселении. Но как видно из штампа входящей корреспонденции на исковом заявлении, иск в суд поступил дд.мм.гг., после решения комиссии по переселению.

Согласно ч.1,2 ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии с ч.2.1 ст.4 Закона РФ от 14.07.1992 г. № 3297-1 « О закрытом административно-территориальном образовании» органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования после отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду в порядке установленном Правительством РФ, имеют право предоставлять жилые помещения гражданам, проходящим службу или состоящим в трудовых отношениях с предприятиями и (или) объектами, и на основании ч.5 ст.1 данного Закона, права граждан, проживающих или работающих в закрытом административно-территориальном образовании, не могут быть ограничены иначе как на основании законов Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.7 Закона РФ от 14.07.1992 г. № 3297-1, если согласно условиям особого режима закрытого административно-территориального образования в нем ограничено дальнейшее проживание граждан, утративших производственную, служебную связь с предприятиями и (или) объектами, то вопросы их переселения и обеспечения жильем решаются по согласованию с ними соответствующим предприятием, объектом, министерством или ведомством, в том числе за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на эти цели, с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия на строительство, органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения.

Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 11 января 2001 г. N 23
"Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам" решения о постановке на учет граждан, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования, и обеспечении их жильем принимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и оформляются соответствующим актом комиссии, состав которой утверждается руководителем органа местного самоуправления закрытого административно-территориального образования. При этом указанная комиссия руководствуется положением, утверждаемым руководителем органа местного самоуправления закрытого административно-территориального образования по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация (объект), в связи с деятельностью которого создано это административно-территориальное образование.

Право на первоочередное обеспечение жильем за пределами закрытого административно-территориального образования в случае переселения имеют:

лица, проработавшие 10 и более лет в организации (на объекте), расположенной в закрытом административно-территориальном образовании, и утратившие с ней служебную связь;.

В положении о порядке переселения граждан, утвержденного распоряжением главы администрации ЗАТО Комаровский № 235-р от 15.11.2002 г., п.п. 1.2, 2.1, предусмотрены аналогичные нормы (...).

Комиссия по переселению МО ЗАТО Комаровский при рассмотрении заявления Ш.Е.А. о переселении, должна была разрешить вопрос по существу, с учетом того, что продолжительности его военной службы, составила более ... лет.

В связи с чем и.о. прокурора Ясненского района П.В.В. главе администрации МО ЗАТО Комаровский было направлено предостережение о недопустимости нарушения закона от дд.мм.гг.. (л.д.91-92)

Как видно из представленных документов, по сведениям ГУП «ОЦИиОН» за Ш.Е.А. домовладения (приватизированной квартиры не значится) ( л.д.58-60), согласно уведомлений Росреестра по Оренбургской области Ясненский отдел в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения отсутствуют ( ...), из справки МП КЭП ЗАТО Комаровский задолженность по квартплате на дд.мм.гг. у Щ.Л.В. отсутствует (...).

При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку изначально Ш.Е.А. и его семье после ... лет службы по контракту должны были предоставить жилое помещение на общих основаниях, а не служебное жилое помещение, кроме того при подаче им заявления на переселение, оно должно было быть рассмотрено и принято решение о постановке его на учет граждан, желающих выехать на новое место жительство или об отказе.

Руководствуясь ст.ст. 196-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования ЗАТО Комаровский к Щ.Л.В., Ш.Е.А., Ш.А.Л. о прекращении договора найма служебного помещения, выселении без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета по месту жительства отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Ясненский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 11 апреля 2011 года.

Судья