Дело № 2(1)-244/2011 О снятии с кадастрового учета замельного участка



№ 2(1)- 244 /2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 мая 2011 г. г. Ясный

Ясненский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи О.Н.Барышниковой

при секретаре Т.В. Никитиной

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т.С.К. к администрации МО Ясненский район о снятии с кадастрового учета земельного участка

У С Т А Н О В И Л:

Т.С.К.. обратился в суд с иском к администрации МО Ясненский район о снятии с кадастрового учета земельного участка, указывая на то, что дд.мм.гг. он купил квартиру в многоквартирном доме, расположенной по адресу ... у Р.А.В. и Р.Л.В., о чем была сделана запись в Управлении Федеральной регистрационной службы Оренбургской области от дд.мм.гг. и выдано свидетельство о государственной регистрации права от дд.мм.гг..

В дд.мм.гг. он обратился в Администрацию с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен дом для последующего оформления его в собственность.

дд.мм.гг. он получил Постановление Администрации МО Ясненский район о снятии с кадастрового учета, в котором указывалось «снять с регистрационного учета земельные участки и сформировать единый земельный участок под всем жилым домом».

дд.мм.гг. подал заявление в ФГУ «ЗКП» по Оренбургской области о снятии с государственного кадастрового учета объект недвижимости . дд.мм.гг. было вынесено ... об отказе, так как земельный участок имеет статус «ранее учтенного».

Так же ему было предоставлено информационное письмо о вопросах предоставления прав на земельные участки под двухквартирными жилыми домами, в котором указывалось, что согласно п.6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 г., многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы, либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.

Соответственно, права на такие земельные участки, на которых расположены двухквартирные жилые дома, должны возникать в порядке, предусмотренном нормами ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».

Согласно информационному письму, на практике на сегодняшний день сформировать земельный участок под всем жилым домом не представляется возможным, если земельный участок под одной из квартир в двухквартирном жилом доме ранее уже был сформирован в качестве самостоятельного объекта недвижимости.

В соседней квартире ... земельный участок так же имеет свой кадастровый номер, они также обращались с заявлением о снятии с кадастрового учета этого участка и им тоже было отказано по той же причине.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами местного самоуправления. При обращении еще раз в Администрацию они получили устный отказ и рекомендацию обратиться в суд с данным вопросом. В связи, с чем он просит суд снять с регистрационного учета земельный участок с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м., месторасположение ...

Аршакян Г.М. обратился в суд с иском к ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Оренбургской области о снятии с кадастрового учета земельного участка, указывая на то, что дд.мм.гг. он купил квартиру в многоквартирном доме, расположенной по адресу ... у Б.А.М. и Б.Н.А., о чем была сделана запись в Управлении Федеральной регистрационной службы Оренбургской области от дд.мм.гг. и выданы свидетельства о государственной регистрации права по ... доли на каждого собственника : ... от дд.мм.гг., от дд.мм.гг., от дд.мм.гг., от дд.мм.гг..

В дд.мм.гг. он обратился в Администрацию с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен дом для последующего оформления его в собственность.

дд.мм.гг. он получил Постановление Администрации МО Ясненский район о снятии с кадастрового учета, в котором указывалось «снять с регистрационного учета земельные участки и сформировать единый земельный участок под всем жилым домом».

дд.мм.гг. подал заявление в ФГУ «ЗКП» по Оренбургской области о снятии с государственного кадастрового учета объект недвижимости . дд.мм.гг. было вынесено Решение об отказе, так как земельный участок имеет статус «ранее учтенного».

Ему также было отказано и рекомендовано обратиться в суд. В связи, с чем он просит суд снять с регистрационного учета земельный участок с кадастровым номером , площадью ..., местоположение ....

Определением от дд.мм.гг. произведена замена ненадлежащего ответчика МО Ясненский район на ФГУ «Земельная кадастровая палата» и привлечено в качестве соответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области.

Определением от дд.мм.гг. два дела объединены в одно производство.

Определением от дд.мм.гг. с согласия истца Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области исключено как ответчик и привлечено в качестве заинтересованного лица, также в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация МО Ясненский район, орган опеки и попечительства. В качестве соистцов к участию в деле по заявлению истца Аршакяна Г.М. привлечены к участию в деле его несовершеннолетние дети- А.Т.Г. и А.Г.Г., и он представляет их интересы как законный представитель, и его супруга- А.М.В.

Представитель истца- Т.А.С. действующий на основании доверенности исковые требования поддержал и суду показал, что его отец Тулегенов С.К. купил квартиру в двухквартирном доме по адресу .... На сегодняшний встал вопрос с землей, они хотели продлить договор аренды, но им отказали, сказав оформлять ее в собственность. Когда стали оформлять, то встал вопрос, что земельному участку ранее присвоен кадастровый номер и им разъяснили, что необходимо снять земельный участок с кадастрового учета. Они пытались это сделать, но везде получали отказ. Администрация МО Ясненский район вынесла решение о снятии с кадастрового учета, но ФГУ ЗКП дало ответ, что это решение незаконно и Росреестр вынес предписание об устранении нарушения земельного законодательства, при невыполнении будет наложен штраф.

Истец Аршакян Г.М. в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей А.Т.Г. и А.Г.Г., на исковых требованиях настаивал и суду показал, что они с Т.С.К. соседи, и при решении рассматриваемого вопроса они ходили по всем инстанциям вместе. Он и его семья приобрели в собственность квартиру, в доме по адресу: ..... У всех членов семьи в собственности по ? доли квартиры. У него также имеется решение об отказе в снятии с кадастрового учета земельный участок и предписание Росреестра об устранении нарушения земельного законодательства, при невыполнении будет наложен штраф. Выходит, что земля и их, и не их.

Соистец А.М.В. исковые требования поддержала, и суду показал, что полностью поддерживает мнению своего супруга и представителя Тулегенова А.С.. Подтверждает, что действительно такая ситуация имеет место, они не могут оформить земельный участок, так как им отказывают, и их наказывают за то, что они не оформляют землю.

Представитель ответчика ФГУ «ЗКП» в судебное заседание не явился, просят рассмотреть дело в отсутствии их представителя, в представленном отзыве просят суд разрешить вопрос о замене их на надлежащего ответчика, поскольку считают себя ненадлежащим ответчиком и включить их в состав третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований. Данное заявление суд считает необоснованным, поскольку в соответствии с приказом от 11.03.2010 г. № П/93 Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии Министерства экономического развития РФ «О наделении федеральных государственных учреждений « Земельная кадастровая палата» по субъектам РФ полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастровому учету недвижимого имущества, наделено ФГУ «Земельная кадастровая палата» Оренбургской области, а также истцы обращались с документами о снятии с кадастрового учета земельных участков, и согласно решений ФГУ «ЗКП» по Оренбургской области: от дд.мм.гг.. № ... и от дд.мм.гг. , истцам было отказано в снятии с кадастрового учета земельных участков.

Представитель заинтересованного лица Орган опеки и попечительства, Т.С.А., действующая на основании доверенности, не возражала против заявленных требований и суду показала, что считает необходимым снять с регистрационного учета земельные участки в целях защиты интересов детей.

Представитель заинтересованного лица администрации МО Ясненский район Ф.И.О13, действующий на основании доверенности, против заявленных исковых требований не возражал и суду показал, что администрацией Ясненского района в соответствии с ФЗ № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были поставлены на кадастровый учет спорные земельные участки. Но в нарушение ст.16 ЖК РФ данные земельные участки были поставлены на кадастровый учет незаконно, поскольку они были сформированы под многоквартирным домом, и в связи, с чем впоследствии администрация вынесла постановление о снятии их с регистрационного учета. Однако закон не предполагает такое снятие с учета, должен измениться либо объект недвижимости, либо снесен, либо как-то изменен по другому. Считает что оформление указанных двух земельных участков не соответствует ст.16 ЖК РФ. В связи, с чем исковые требования необходимо удовлетворить.

Порядок и условия перехода права собственности на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, в том числе дома жилищных и жилищно-строительных кооперативов, определены Федеральным законом от 22.12.2004 N 189-ФЗ "О введении действие Жилищного кодекса Российской Федерации". В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирном доме с момента его формирования и проведения государственного кадастрового учета.

Земельный участок, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Следовательно, необходимым условием возникновения права общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок является формирование этого земельного участка и постановка на кадастровый учет.

Как видно из договоров купли- продажи квартир ..., первоначальные собственники приобрели их в дд.мм.гг., следовательно, до указанного момента земельный участок был выделен под данный многоквартирный дом.

Согласно кадастровых выписок, земельный участок с кадастровым номером ... площадью ... кв.м был внесен в гос. кадастр недвижимости дд.мм.гг., а земельный участок с кадастровым номером :... площадью ... кв. м – дд.мм.гг..

Согласно императивной норме статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

В силу статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В пункте 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок (подпункт 3); площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с названным Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок (подпункт 6).

Статьей 68 Земельного кодекса Российской Федерации мероприятия по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства предусмотрены в качестве составляющих элементов землеустройства.

Таким образом, для приобретения прав на земельный участок он должен быть соответствующим образом индивидуализирован как объект права: определены его размер, границы и местоположение на местности. Установление границ земельного участка является важнейшим средством его индивидуализации как объекта вещных прав.

Как следует из кадастровых выписок о земельных участков с кадастровыми номерами ... и ..., они поставлены на кадастровый учет дд.мм.гг. и дд.мм.гг. соответственно, без установления границ в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В статье 6 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент внесения в государственный кадастр сведений о кадастровом учете земельного участка, было установлено, что земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшего на момент внесения в государственный кадастр сведений о кадастровом учете земельного участка, государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

При этом под земельным участком в названной статье того же Закона понимается часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом.

Но земельные участки с кадастровыми номерами ... и ... в установленном порядке не сформированы, как объекты гражданских прав не индивидуализированы, осуществлен только их государственный кадастровый учет в виде присвоения кадастрового номера без уточнения границ, согласно сведений Росреестра права на объект недвижимого имущества - земельного участка по адресу .... в Учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество не регистрировались.

Земельные участки с кадастровыми номерами площадью ... кв. м и площадью ... кв.м были выделены как два под двухквартирным домом, договора аренды между Т.С.К., Аршакяна Г.М. и МО Ясненский район не заключались, ранее заключенные договора аренды с первоначальными собственниками утратили свою силу в связи с переходом право собственности на объект недвижимости в дд.мм.гг. году, и данные земельные участки продолжали оставаться в государственной собственности с двумя кадастровыми номерами, и не были сформированы как единый земельный участок в установленном порядке именно под многоквартирным домом.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра и при использовании его сведений, регулируются Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре"

Статьей 7 названного федерального закона установлена обязательность государственного кадастрового учета земельных участков, при этом государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.

Согласно статьям 14, 15 Федерального закона "О государственном земельном кадастре", сведения о земельном участке могут быть внесены в единый государственный реестр земель только на основании кадастрового дела, представляющего собой совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка, как объекта государственного кадастрового учета.

Порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков установлен статьей 19 Федерального закона "О государственном земельном кадастре".

Согласно пункту 2 ст.19 ФЗ « О государственном земельном кадастре», для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица, подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.

Таким образом, основанием для проведения государственного кадастрового учета земельных участков является заявка правообладателя, правоустанавливающие документы на земельный участок и документы о межевании земельных участков.

В суде установлено, что кадастровое дело, на спорные участки не заводилось, межевание не проводилось, правообладатель не указан.

Также установлены и нарушения положений Закона о землеустройстве, повлекшие нарушения прав других землепользователей.

В силу пункта 2 статьи 17 Закона о земельном кадастре сведения о площади, местоположении земельных участков, об их иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра, в том числе на основании материалов проведения землеустроительных работ.

Статьями 3, 15, 17 Закона о землеустройстве предусмотрено обязательное проведение таких работ в случаях изменения границ объектов землеустройства, а также проведение работ по межеванию объектов землеустройства, т.е. установление на местности границ земельных участков, описание их местоположения, изготовление карты (плана) объекта землеустройства. Статьями 19, 22 указанного Закона определено обязательное формирование землеустроительного дела, включающего в себя наличие землеустроительной документации в отношении каждого объекта.

Между тем установлено, что землеустроительные работы для постановки на кадастровый учет спорных земельных участков не проводились, соответствующие документы о межевании не изготавливались, его границы с землепользователями земельных участков, вошедших в спорный участок, не согласовывались.

Пунктом 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N396, предусмотрено, что при проведении землеустроительных работ должен быть обеспечен учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты этими действиями.

Данное требование нарушено не извещением пользователей смежных участков о начале производства землеустроительных работ, а также отсутствием согласования границ спорного участка.

При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению для исправления нарушения прав иных пользователей земельных участков и приведения в соответствии с законодательством спорных земельных участков.

Руководствуясь ст. 196-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Т.С.К., Аршакяна Г.М. к ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Оренбургской области о снятии с кадастрового учета земельного участка, удовлетворить.

Снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером ..., площадью ..., местоположение ...

Снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером ..., площадью ..., местоположение ..., относящийся к категории земель населенных пунктов.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Оренбургский областной суд в течение 10 дней через Ясненский районный суд со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 12 мая 2011 года.

Судья