2(1)-145/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Ясный 29.03.2011 года Ясненский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Л.Н. Шмидт, при секретаре А.С. Мартиросян, с участием заместителя прокурора Ясненского района Конновой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ясненского района в защиту интересов муниципального образования ЗАТО Комаровский и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования ЗАТО Комаровский, Совету депутатов МО ЗАТО Комаровский о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности У С Т А Н О В И Л: Прокурор Ясненского района в исковом заявлении указал, что в ходе проведения проверки в сфере исполнения законодательства органами местного самоуправления и предприятиями ЖКХ было установлено, что органами местного самоуправления МО ЗАТО Комаровский не исполняются законодательные нормы в области дорожной деятельности. В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Согласно п.п. 1,2,11 ст.13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и правил расчёта ассигнований местного бюджета на указанные цели. В ходе проверки было установлено, что органами местного самоуправления ЗАТО Комаровский инвестиционная политика в области развития автомобильных дорог местного значения не разрабатывалась, правила расчёта размера ассигнований местного бюджета на указанные цели не разработаны и не утверждены. Прокурор в исковом заявлении просил признать незаконным бездействие исполнительного (администрация) и представительного (Совет депутатов) органов местного самоуправления МО ЗАТО Комаровский в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения МО ЗАТО Комаровский. Обязать разработать инвестиционную политику в области развития автомобильных дорог местного значения МО ЗАТО Комаровский, разработать и утвердить правила расчёта размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. В судебном заседании заместитель прокурора Ясненского района Коннова О.Н. иск поддержала. Представители ответчиков в судебное заседание не явились. В своих заявлениях просили дело рассмотреть в отсутствие представителя. В возражениях на иск глава администрации муниципального образования ЗАТО Комаровский А.В. Ярыгин указал о несогласии с исковым заявлением. Возражения обосновал тем, что согласно ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления ЗАТО Комаровский в пределах своих полномочий в отношении развития автомобильных дорог исходят из следующего. Дорожная сеть ЗАТО Комаровский сформирована 45 лет назад, составляет всего 4 км. При этом автомобильных дорог местного значения фактически нет, т.к. дорожная сеть представляет собой проезды по жилой зоне. Площадь ЗАТО Комаровский составляет чуть больше 300 га. В городском округе ЗАТО Комаровский не стоит задача прокладки дорог от райцентра до сёл, как в муниципальных районах. Утверждение инвестиционной политики, правила расчета размера ассигнований не находятся в компетенции администрации. Кроме того городской округ имеет статус закрытого административно-территориального образования. Для подобных субъектов действует постановление Правительства РФ № 232 от 2005 года, регулирующее расчёт размера субвенций местному бюджету и на развитие инженерной инфраструктуры. Из возражений председателя Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Комаровский на исковое заявление прокурора следует, что ответчик не согласен с исковыми требованиями. В возражениях председатель Совета депутатов Кузембаев Э.М. со ссылкой на ст.10, 12, 130, 132 Конституции РФ указал, что государственная власть в Российской федерации подразделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий. Иск, заявленный прокурором, нарушает принцип разделения властей. В судебном заседании были исследованы документы, имеющиеся в материалах гражданского дела. Так, из ответа администрации МО ЗАТО Комаровский прокурору Ясненского района от 11.02.2011 года № 242 следует, что инвестиционная политика в области развития автомобильных дорог не разрабатывалась органами местного самоуправления, т.к. все дороги ЗАТО Комаровский обустроены, имеют асфальтовое покрытие. В 2011 году обеспечено финансирование дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог за счёт средств бюджета муниципального образования предусмотрено. Из ответа администрации МО ЗАТО Комаровский от 18.02.2011 года № 311 следует, что органами местного самоуправления нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения, правила расчёта размера ассигнований местного бюджета на указанные цели не разрабатывались. Финансирование названных работ осуществляется за счёт средств федерального бюджета и бюджета Оренбургской области. Из сообщения ОеВД ЗАТО Комаровский от 29.03.2011 года видно, что согласно «Плана МО ЗАТО п. Комаровский литер 1», утвержденного Орским межмуниципальным отделением ФГУП «Ростехинвентаризация», общая протяжённость дорог с асфальтовым покрытием составляет 4265 м.п: - улица Комарова от КПП № 1 до магазина «Радар» протяженность составляет 596 м.п.; - улица Южная от ОЕВД ЗАТО Комаровский до д.26 по ул. Южная составляет 897 м.п.; - от спорткомплекса «Дельфин» до поста ВАИ составляет 1338 м.п.; - объездная дорога от поста ВАИ до ул. Южная, 29 составляет 328 м.п.; -протяженность внутри дворовых улиц с асфальтовым покрытием составляет 1106 м.п. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные суду материалы, суд приходит к следующему выводу. В силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения. Из п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» следует, что к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Из п.п. 1,5 ст.16 Федерального закона «Об автомобильных дорогах» и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Согласно статье 37 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, наделена администрация муниципального образования. В соответствии со ст. 34 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения может осуществляться как за счет средств местного бюджета так за счет иных предусмотренных законодательством РФ источников финансирования. Судом установлено, что в соответствии с требованием законодательства и Уставом муниципального образования ЗАТО Комаровский Оренбургской области (ст.28) Совет депутатов является представительным органом, на который законом и Уставом муниципального образования возложен ряд полномочий, а именно: принятие Устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и иные полномочия. Соответственно, основываясь на положениях Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Устав МО ЗАТО Комаровский, представительный орган МО ЗАТО Комаровский наделен следующими функциями в рамках которых реализуются их полномочия: правотворческая функция, которая заключается в деятельности по изданию правовых актов представительного органа как нормативного, так и ненормативного характера, а также реализации права законодательной инициативы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта; контрольная функция, в рамках которой реализуются полномочия по контролю за деятельностью других органов и должностных лиц местного самоуправления; организационная функция, в рамках которой реализуются полномочия, связанные с участием представительного органа в формировании других органов муниципального образования, а также прекращении их полномочий, назначении выборов и референдума, реализации инициативы изменения границ муниципального образования. В статье10 Конституции Российской Федерации закреплено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. По смыслу приведенной правовой нормы органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. На этом основании суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти принять или дополнить какой-либо нормативный акт. В статье12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления. В соответствии со статьей7 Федерального закона от 6 октября 2003года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Из названных норм следует, что суд также не вправе обязать и орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления. Из приведённых положений также следует, что суд не вправе вмешиваться во внутреннюю деятельность Совета, а именно, возлагать обязанность по разработке инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения ЗАТО Комаровский, разработке и утверждении правил расчёта размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Поэтому в удовлетворении исковых требований прокурора ... к Совету депутатов муниципального образования ЗАТО Комаровский суд считает необходимым отказать. В судебном заседании достоверно установлено, что со стороны администрации муниципального образования ЗАТО Комаровский Ясненский район Оренбургской области проводились мероприятия и действия по содержанию улично-дорожной сети. Так, согласно муниципальным контрактам № от дд.мм.гг., № от дд.мм.гг. были проведены работы по ремонту дорог в рамках благоустройства территории ЗАТО Комаровский на сумму ... ... руб.; по капитальному ремонту улично-дорожной сети в границах ЗАТО Комаровский на сумму ... руб. Из данных документов можно сделать вывод о том, что администрация МО ЗАТО Комаровский осуществляет действия по содержанию и ремонту дорог городского округа. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что администрация ЗАТО Комаровский не бездействует в вопросах дорожной деятельности в границах городского округа. Из справки ОеВД ЗАТО п. Комаровский от 29.03.2011 года видно, что в муниципальном образовании ЗАТО Комаровский имеются дороги на территории населённого пункта п. Комаровский (улицы) и во дворах. Сведений об иных дорогах не имеется. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Истцом не представлены доказательства наличия иных автомобильных дорог, находящихся на территории городского округа ЗАТО Комаровский. При таких обстоятельствах исковые требования в части признания незаконным бездействия исполнительного (администрация) органа местного самоуправления в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения ЗАТО Комаровский не подлежат удовлетворению. Вместе с тем, инвестиционная политика – это составная часть экономической политики, проводимой государством, органами местного самоуправления и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня. Судом установлено, что инвестиционная политика дорожной отрасли в ЗАТО Комаровский не разрабатывалась. Тогда как в соответствии со ст.13 ФЗ «Об автомобильных дорогах» и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по разработке основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения лежит на органе местного самоуправления. Суду не были предоставлены планы и сметы привлечения инвестиций, не разработаны основные направления инвестиционной политики, не определены объекты, на которые необходимо направлять инвестиции. Межбюджетные трансферты бюджетам закрытых административно-территориальных образований из федерального бюджета выделяются с учетом финансирования дополнительных расходов, связанных с особым режимом безопасного функционирования закрытых административно-территориальных образований. Дополнительные расходы и (или) потери бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанные с их статусом, компенсируются из федерального бюджета в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Указанные межбюджетные трансферты направляются на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, а также на приобретение для них основных средств стоимостью свыше 1000 рублей. Таким образом, на ремонт и строительство в дорожной сфере денежные средства ЗАТО предоставляются из федерального бюджета. С учетом изложенного, оснований для удовлетворения иска прокурора суд не усматривает. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194- 198, ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении иска прокурора Ясненского района о признании бездействия исполнительного (администрация) и представительного (Совет депутатов) органов местного самоуправления МО Ясненский район, в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района отказать. На решение может быть подана кассационная жалоба в Оренбургский областной суд через Ясненский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья - подпись. Мотивированное решение изготовлено дд.мм.гг. Судья- подпись.