2(1)-194/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Ясный 19.04.2011 года Ясненский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Л.Н. Шмидт, при секретаре В.В. Мизюкевич, с участием помощника прокурора Ясненского района Храмшина С.Г., представителя органа опеки и попечительства Г.А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ясненского района к администрации муниципального образования г. Ясный Ясненского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия по ведению учета, принятия на учёт С.И.Н. в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма детям, оставшимся без попечения родителей У С Т А Н О В И Л: Прокурор Ясненского района в исковом заявлении указал, С.И.Н., дд.мм.гг. года рождения не имеет закреплённого жилья и относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать – О.Т.А. умерла дд.мм.гг., отец- С.Н.А. умер дд.мм.гг.. Распоряжением главы администрации Домбаровского района от дд.мм.гг. над С.И.Н. была установлена опека. В настоящее время С.И.Н. проживает в квартире, расположенной по адресу: Оренбургская область, г. Ясный, .... Имущественных и жилищных прав на данное жилое помещение С.И.Н. не имеет и нуждается в жилье. Администрацией МО г. Ясный С.И.Н. отказано в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма как детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», законом Оренбургской области «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» указанная категория детей должна обеспечиваться жилым помещением, если они признаны нуждающимися в жилых помещениях. При этом, ведение учёта таких лиц возлагается на администрации муниципальных образований поселений, входящих в состав муниципального образования Ясненский район. С.И.Н. неоднократно обращалась в администрацию г. Ясный с просьбой о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Однако до настоящего времени она на учёт не поставлена, в орган опеки и попечительства сведения о её постановке на учёт не поступали. В исковом заявлении прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Ясный Ясненского района Оренбургской области по принятию на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Просил обязать администрацию муниципального образования г. Ясный Ясненского района Оренбургской области устранить отмеченные нарушения и поставить С.И.Н., на регистрационный учёт в льготную очередь для получения жилья. В судебном заседании представитель истца отказался от исковых требований в части обязания ответчика поставить С.И.Н. на учет как ребёнка-сироту, нуждающуюся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма. В этой части судом вынесено определение о прекращении производства по делу. В судебном заседании помощник прокурора Ясненского района Храмшин С.Г. иск поддержал. Суду пояснил всё, что изложено в исковом заявлении. Третье лицо на стороне истца С.И.Н. в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. О причинах неявки суд в известность не поставила. Представитель ответчика администрации МО г. Ясный в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом. В отзыве на иск просил дело рассмотреть в его отсутствие, указав, что возражений против удовлетворения искового заявления не имеет. В отзыве также указал, что С.И.Н. согласно постановлению главы муниципального образования г. Ясный от 13.04.2011 года № 39-п принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. Представитель органа опеки и попечительства Г.А.В. иск поддержала. Суду пояснила, С.И.Н. обращалась в органы опеки и попечительства по поводу отказа в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении как ребёнок-сирота. До этого она проживала в п. Домбаровский, где состояла на учёте как нуждающаяся в жилом помещении. Жилое помещение за ней не закреплялось. Родители её умерли. В п. Домбаровский она не была обеспечена жилым помещением. В настоящее время она проживает на территории муниципального образования г. Ясный, где своего жилья не имеет. В судебном заседании были изучены документы, представленные сторонами в подтверждение своих доводов. Из постановления № 9 администрации МО Домбаровский поссовет Домбаровского района Оренбургской области от дд.мм.гг. следует, что на основании решения жилищно-бытовой комиссии администрации от дд.мм.гг. № и в соответствии с требованиями ст. 49, 50, 51, 52 Жилищного кодекса РФ, областной программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 г.» С.И.Н. признана нуждающейся в получении жилья и принята на учет на получение жилья. Из справки № выданной дд.мм.гг. Государственным унитарным предприятием «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» видно, что домовладения в г. Ясный и Ясненский район за С.И.Н. не значится. Из свидетельства о рождении выданного дд.мм.гг. ... ... видно, что С.И.Н. родилась дд.мм.гг. в .... Родителями указаны С.Н.А. и О.Т.А.. Из свидетельства о смерти, выданного отделом ЗАГС администрации ... дд.мм.гг. видно, что С.Н.А. умер дд.мм.гг., актовая запись № от дд.мм.гг.. Из свидетельства о смерти, выданного отделом ЗАГС администрации ... дд.мм.гг. видно, что О.Т.А. умерла дд.мм.гг., актовая запись № от дд.мм.гг.. С.И.Н. не имеет жилья на праве собственности, что подтверждается ответом из Управления Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области Ясненский отдел от дд.мм.гг. Из копии диплома о среднем профессиональном образовании выданном дд.мм.гг. ГОУ СПО «ПК» ..., следует, что решением государственной аттестационной комиссии от дд.мм.гг. С.И.Н. присвоена квалификация учитель начальных классов, воспитатель по специальности преподавание в начальных классах. Согласно справке № выданной дд.мм.гг. МДОУ детский сад № «...» С.И.Н. действительно работает в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «...» в должности воспитателя с дд.мм.гг. по настоящее время. Из решения Домбаровского районного суда Оренбургской области от дд.мм.гг. следует, что С.Н.А. лишен родительских прав в отношении С.И.Н., дд.мм.гг. года рождения и С.Н.А., дд.мм.гг. года рождения. Распоряжением администрации Домбаровского района от дд.мм.гг. № над несовершеннолетней С.И.Н. установлено опекунство в связи с тем, что её мать умерла, а отец не занимается воспитанием детей. Суд, выслушав стороны, изучив имеющиеся в материалах дела документы, приходит к следующему. Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание. При этом, в силу абзаца 2 п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью. Вместе с тем, согласно ч.3 ст.57 ЖК РФ, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения являются основанием для заключения договора социального найма. В соответствии со ст.19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, не отнесенные настоящим федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Согласно ст.2 Закона Оренбургской области от 26.11.2007 года «О наделении городских округов и муниципальных районов государственными полномочиями Оренбургской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними» городские и муниципальные округа наделены полномочиями по принятию исчерпывающих мер по защите прав подопечных, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23-х лет, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством. Субъектом Российской Федерации - Оренбургской области, принят закон, устанавливающий порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Так, в соответствии со ст.1,2 Закона Оренбургской области «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов наделены государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилого фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. В соответствии со ст. 5 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» учет и регистрацию граждан, проживающих на территории Оренбургской области и признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых в жилищном фонде Оренбургской области по договору социального найма, ведёт орган местного самоуправления муниципального образования в порядке, установленном законом Оренбургской области. Согласно п.2.4 Положения «О реализации государственных полномочий Оренбургской области по обеспечению жильём по договору социального найма отдельных категорий граждан», утверждённому решением Совета депутатов МО Ясненский район Оренбургской области от 24.03.2009 г. ведение учёта, принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется администрациями муниципальных образований поселений, входящих в состав муниципального образования Ясненский район. В судебном заседании установлено, что С.И.Н. обращалась к ответчику с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с тем, что осталась без попечения родителей. На момент обращения истице не исполнилось 23 лет. Она зарегистрирована по месту жительства на территории муниципального образования г. Ясный (...). И обратилась к ответчику по месту своей регистрации. Жилого помещения по договору социального найма не имеет. Поскольку истица имеет регистрацию по месту жительства на территории МО г. Ясный, суд полагает, что её обращение по постановке на учёт как ребёнка, оставшегося без попечения родителей именно в администрацию МО г. Ясный законно и обоснованно. Доказательства того, что С.И.Н. является ребёнком, оставшимся без попечения родителей, истицей суду представлены. Её мать умерла, что подтверждается свидетельством о смерти, отец также умер, ранее был лишён родительских прав решением Домбаровского районного суда Оренбургской области. Жилое помещение за ней не было закреплено. Иного жилья она не имеет. Администрацией Домбаровского поссовета она признавалась нуждающейся в жилом помещении. Жилым помещением не была обеспечена. Администрация муниципального образования г. Ясный не рассмотрела по существу заявление С.И.Н. о постановке её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. Не разъяснила истице, какие документы ей необходимо представить для разрешения её обращения по существу. Доказательств принятия каких-либо мер по её обращению ответчик суду не представил. Поэтому суд приходит к выводу о том, что в отношении С.И.Н. не было проведено каких либо действий, связанных с постановкой её на учёт как нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма. Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска, заявленного прокурором. Руководствуясь ст. 52, 57 ЖК РФ, ст.12,67, 194-198 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Ясненского района к администрации муниципального образования г. Ясный Ясненского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия по принятию на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма детям, оставшимся без попечения родителей удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Ясный Ясненского района Оренбургской области по принятию на учёт С.И.Н. в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма детям, оставшимся без попечения родителей. На решение может быть подана кассационная жалоба в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ясненский районный суд. Судья – Мотивированное решение изготовлено 22.04.2011 года. Судья –