Дело № 2(1)-191/2011 О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в сфере обеспечения безопасности КСА ГАС `Выборы`



2(1)-191/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ясный 19.04.2011 г.

Ясненский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Л.Н. Шмидт,

при секретаре В.В. Мизюкевич,

с участием представителя истца помощника прокурора Ясненского района Храмшина С.Г., представителя ответчика П.А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ясненского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Ясненский район Оренбургской области о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления в сфере обеспечения безопасности комплекса средств государственной автоматизированной системы «Выборы» и возложении обязанности по оборудованию помещения решётками

У С Т А Н О В И Л:

В исковом заявлении прокурор Ясненского района указал, что в ходе надзорных мероприятий за исполнением законодательства в период проведения избирательной компании по выборам в законодательное собрание Оренбургской области было установлено, что в администрации муниципального образования Ясненский район не исполняются требования ФЗ «О Государственной автоматизированной системе «Выборы».

В соответствии с указанным законом безопасность информации в ГАС «Выборы» обеспечивается посредством применения организационных и технических мер защиты. Одной из основных мер защиты является исключение несанкционированного доступа к государственной автоматизированной системе «Выборы». Центральная избирательная комиссия РФ устанавливает порядок обеспечения безопасности информации в государственной автоматизированной системе «Выборы». Центральная избирательная комиссия РФ в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты по вопросам использования, эксплуатации и развития государственной автоматизированной системы «Выборы».

В соответствии с п.4.4.2 Положения об обеспечении безопасности информации в государственной автоматизированной системе «Выборы», утверждённом постановлением Центральной избирательной комиссии РФ 23.07.2003 года, помещения, в которых размещается оборудование, предназначенное для обработки информационных ресурсов государственной автоматизированной системы «Выборы», и хранятся машиночитаемые носители и документы, содержащие конфиденциальную информацию, должны исключать возможность бесконтрольного проникновения в них посторонних лиц, обеспечивать сохранность оборудования, машиночитаемых носителей информации и документов и защиту конфиденциальной информации и несанкционированного доступа.

Для этого окна помещений, расположенных на первых и последних этажей зданий, а также окна, находящиеся около пожарных лестниц и других мест, откуда возможно проникновение в помещения посторонних лиц, должны быть защищены металлическими решётками.

В соответствии с договором от 30.12.2003 года о совместном использовании ресурсов государственной автоматизированной системы «Выборы», заключенном избирательной комиссией Оренбургской области и администрацией муниципального образования Ясненский район, администрация обязуется безвозмездно предоставить отдельно охраняемое помещение, оборудованное средствами ограничения доступа посторонних лиц, для размещения комплекса средства автоматизации государственной автоматизированной системы «Выборы».

В ходе проверки было установлено, что в нарушение указанных норм федерального законодательства, в помещении администрации МО Ясненский район, где на последнем этаже здания располагается комплекс средств автоматизации государственной автоматизированной системы «Выборы», на соответствующих окнах помещения отсутствуют металлические решётки.

Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации МО Ясненский район при обеспечении безопасности использования и сохранности ресурсов комплекса средства автоматизации государственной автоматизированной системы «Выборы». Обязать ответчика оборудовать окна помещения комплекса средства автоматизации государственной автоматизированной системы «Выборы» металлическими решётками.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Ясненского района Храмшин С.Г. исковое заявление поддержал. Суду изложил всё, что указано, в исковом заявлении.

Представитель ответчика П.А.Н. иск не признал. Суду пояснил, п.2 ст.7 ФЗ № 20 обязанность по обеспечению использования и эксплуатации государственной автоматизированной системы «Выборы» на территории субъекта РФ, а также за соблюдением требований безопасности информации и осуществление контроля за соблюдением требований безопасности информации в соответствующих фрагментах государственной автоматизированной системы «Выборы» возложена на избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. Между администрацией г. Ясного и Ясненский район и избирательной комиссией Оренбургской области 30.12.2002 года был заключен гражданско-правовой договор о совместном использовании имущества и ресурсов государственной автоматизированной системы «Выборы». В соответствии с п. 2.3.2. договора избирательной комиссии было предоставлено отдельное охраняемое помещение, оборудованное средствами связи и средствами ограничения доступа посторонний лиц, для размещения комплекса средства автоматизации государственной автоматизированной системы «Выборы». Все условия договора администрацией были соблюдены. Каких-либо соглашений об изменении условий договора или заключение нового договора не производилось. На момент заключения договора помещение соответствовало требованиям Положения об обеспечении информационной безопасности государственной автоматизированной системе «Выборы» от 9.07.1999 года. В помещении установлена охранная сигнализация. Кроме этого, помещение администрации района охраняется в ночное время сторожем. Также полагает, что прокурор не указал в иске, в чём заключается нарушение интересов неограниченного круга лиц и МО Ясненский район, не указано, какое право неопределенного круга лиц и МО Ясненский район нарушено, не указан закон, предусматривающий такой способ защиты.

Суд, выслушав стороны, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.

Статьей 74 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено при подготовке и проведении выборов, референдума, а также для осуществления иных полномочий комиссий по обеспечению избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации использование только ГАС "Выборы" в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы" - это автоматизированная информационная система, реализующая информационные процессы при подготовке и проведении выборов и референдума и направлена она именно на надлежащее обеспечение избирательных прав граждан РФ.

В целях гарантий реализации прав граждан Российской Федерации на основе обеспечения гласности, достоверности, оперативности и полноты информации о выборах и референдуме при подготовке и проведении выборов и референдума 10.01.2003 года принят Федеральный закон № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы".

В соответствии со ст.21 ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" безопасность информации в ГАС "Выборы" обеспечивается посредством применения организационных и технических мер защиты, а также посредством осуществления контроля за использованием ГАС "Выборы". Основными мерами защиты являются: сертификация ГАС "Выборы", а также средств ее защиты в порядке, установленном федеральным законодательством; применение сертифицированных специальных программных средств и лицензионных программных средств общего назначения, а также сертифицированных технических средств и средств связи; исключение несанкционированного доступа к ГАС "Выборы"; обеспечение подлинности и целостности информации в ГАС "Выборы"; защита информации при ее передаче по сетям связи; специальная всесторонняя проверка готовности ГАС "Выборы" и ее фрагментов перед подготовкой и проведением выборов и референдума; применение утвержденной в установленном порядке эксплуатационной документации; организация и проведение работ по обеспечению сохранности и работоспособности комплексов средств автоматизации; подготовка работников, подтвержденная сертификатом о праве эксплуатации комплекса средств автоматизации; установление ответственности за нарушение правил использования и эксплуатации ГАС "Выборы" и ее фрагментов.

Статья 6 названного закона вменяет в обязанность Центральной избирательной комиссии Российской Федерации устанавливать порядок обеспечения безопасности информации в ГАС «Выборы», издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам использования и развития ГАС «Выборы».

В соответствии с п. 4.4.2 Положения об обеспечении безопасности информации в Государственной автоматизированной системе «Выборы», утверждённом постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 23.07.2003 года № 19/137-4, помещения, в которых размещается оборудование, предназначенное для обработки информационных ресурсов ГАС «Выборы», и хранятся машиночитаемые носители и документы содержащие конфиденциальную информацию, должны исключать возможность бесконтрольного проникновения в них посторонних лиц, обеспечивать сохранность оборудования машиночитаемых носителей и документов и защиту конфиденциальной информации от несанкционированного доступа. Для этого, окна помещений, расположенных на первых и последних этажах зданий, а также окна, находящиеся около пожарных лестниц и других мест, откуда возможно проникновение в помещение посторонних лиц должны быть защищены металлическими решётками.

Из справки о результатах проверки исполнения законодательства в период проведения избирательной компании от 5.03.2011 года следует, что комплекс средств автоматизации ГАС «Выборы» располагается в помещении администрации муниципального образования Ясненский район на последнем этаже. Металлические решётки на окнах помещения, где расположен комплекс, отсутствуют. Это обстоятельство не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.

Согласно договору о совместном использовании имущества и ресурсов ГАС «Выборы», заключенному 30.12.2002 года между Избирательной комиссией Оренбургской области и администрацией г. Ясного и Ясненского района стороны совместно обеспечивают эксплуатацию и развитие комплекса средств автоматизации ГАС «Выборы» в соответствии с федеральными планами и программами, федеральными законами, Указом Президента РФ «О разработке и создании ГАС «Выборы от 23.08.1994 года № 1723, законодательством Оренбургской области, нормативными правовыми актами Центральной избирательной комиссии.

В соответствии с п.2.3.2 договора администрация обязалась безвозмездно предоставить отдельное охраняемое помещение, оборудованное средствами связи и средствами ограничения доступа посторонних лиц, для размещения комплекса средств автоматизации ГАС «Выборы» в соответствии с требованиями, предъявляемыми к комплексам ГАС «Выборы».

В соответствии с п.3.2 договора в случае утраты (хищений), выхода из строя программно-технических средств при использовании комплекса средств ГАС «Выборы» в интересах администрации, она за счёт собственных средств возмещает нанесённый ущерб путём перечисления денежных средств в размере балансовой стоимости утраченных программно-технических средств на расчётный счёт комиссии.

Исходя из положений договора о том, что стороны совместно обеспечивают эксплуатацию и развитие комплекса средств автоматизации ГАС «Выборы» в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами, обязанности администрации МО Ясненский район предоставить отдельное охраняемое помещение, оборудованное средствами ограничения доступа посторонних лиц для размещения комплекса, условий ответственности администрации МО Ясненский район в случае хищения, суд приходит к выводу о том, что обязанность по обеспечению безопасности использования и сохранности ресурсов комплекса средств автоматизации ГАС «Выборы» лежит на ответчике.

Каких-либо действий по оборудованию окон помещения ответчиком не предпринималось. Доказательств этому суду не представлено.

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что на них не лежит обязанность по оборудованию помещения комплекса решётками, т.к. помещение, предоставленное администрацией, соответствовало требованиям действовавшего на тот период закона. Поскольку из текста договора следует, что стороны совместно обеспечивают эксплуатацию и развитие комплекса средств автоматизации ГАС «Выборы», а администрация обязана обеспечивать сохранность программно-технических средств комплекса средств автоматизации ГАС «Выборы» (п.2.3.1 договора). Условия договора, как установлено в судебном заседании не изменялись и не дополнялись.

Суд также не может согласиться с доводами ответчика о том, что иск прокурора Ясненского района не обоснован, в нём отсутствует указание на нарушение конкретных прав и интересов неопределённого круга лиц и МО Ясненский район, не указан закон, предусматривающий такой способ защиты.

В силу п.1 ст.1 ГК РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является восстановление нарушенного права.

Гражданские права защищаются только теми способами, которые предусмотрены в законе.

Статья 11 Гражданского кодекса РФ предусматривает право на судебную защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав. Способы защиты гражданских прав перечислены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ, а также могут осуществляться иными способами, предусмотренными законами. В частности, одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" является одной из гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

С учётом изложенного суд считает необходимым иск прокурора удовлетворить.

Руководствуясь ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы", ст. 12,67,194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Ясненского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Ясненский район Оренбургской области о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления в сфере обеспечения безопасности комплекса средств государственной автоматизированной системы «Выборы» и возложении обязанности по оборудованию помещения решётками удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Ясненский район Оренбургской области в сфере обеспечения безопасности использования и сохранности ресурсов комплекса средств государственной автоматизированной системы «Выборы».

Обязать администрацию муниципального образования Ясненский район Оренбургской области оборудовать окна помещения комплекса средств государственной автоматизированной системы «Выборы» металлическими решётками,

На решение может быть подана кассационная жалоба в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ясненский районный суд.

Судья –

Мотивированное решение изготовлено 22.04.2011 года.

Судья –