2(1)-442/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г.Ясный 09 августа 2011 года Ясненский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Л.Н. Шмидт, при секретаре В.В. Мизюкевич, с участием представителя истца заместителя прокурора Ясненского района Букаева И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Ясненского района к Правительству Оренбургской области об оспаривании бездействия Правительства Оренбургской области в непринятии мер к приведению скотомогильника в надлежащее состояние УСТАНОВИЛ: И.о. прокурора Ясненского района Оренбургской области Павлов В.В. обратился в суд с исковым заявлением к Правительству Оренбургской области, администрации МО «... сельсовет» Ясненского района об оспаривании бездействия органов местного самоуправления и Правительства Оренбургской области. В исковом заявлении указал, что прокуратурой Ясненского района с привлечением специалистов ГУ «Ясненское районное управление ветеринарии» проведена проверка соблюдения ветеринарного и санитарного законодательства по содержанию и эксплуатации мест, отведенных для захоронения биологических отходов – скотомогильников. В ходе проверки установлено, что на территории МО «... сельский совет» имеется скотомогильник, который используется жителями МО и никем не обслуживается. Согласно справке заместителя начальника ГУ «Ясненское районное управление ветеринарии» М.А.В., действующий скотомогильник не соответствует ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденным Главным госветинспектором РФ 04.12.1995 г. №13-7-2/469 и зарегистрированным в Минюсте РФ 05.01.1996 г. №1005, а именно: отсутствует ограждение проволочное высотой 1,5 м с въездными воротами, что предоставляет возможность свободного доступа к скотомогильнику людям и животным, отсутствуют помещение для вскрытия трупов животных, помещение для хранения дезрастворов и инвентаря. Скотомогильник эксплуатируется на протяжении длительного времени, хотя фактически он надлежаще не оборудован, что создает угрозу загрязнения окружающей природной среды и распространению опасных инфекционных заболеваний. Согласно указанным правилам, скотомогильник – это место, отведенное для захоронения биологических отходов. Действующее законодательство вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) возлагает на собственника указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерации и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003 года №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает. Согласно положениям Ветеринарно–санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным инспектором РФ, от 04.12.1995 г. №13-7-2/469, к полномочиям органов местного самоуправления отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно – эпидемиологического надзора. В связи с тем. что действующее законодательство не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющихся на территории муниципального округа мест захоронения биологических отходов, которые остались от бывшего производства, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 года №131 для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника МО «... сельский совет» Оренбургской области не передавались, поэтому нет оснований для возложения на администрацию МО «... сельский совет» обязанности по оборудованию скотомогильника (биотермической ямы). Однако бездействие органов местного самоуправления заключается в том, что они не принимают мер к обращению в Правительство Оренбургской области в целях выделения денежных средств на обустройство и содержание скотомогильников. На основании изложенного просил суд признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего обустройства и содержания скотомогильника в МО «... сельский совет». Обязать Правительство Оренбургской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем принятия мер к приведению скотомогильника, в надлежащее состояние либо к его консервации. Признать незаконным бездействие администрации МО «... сельский совет», выразившееся в непринятии мер к обращению в Правительство Оренбургской области для выделения денежных средств на обустройство и содержание указанного скотомогильника, либо на его консервацию. В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора Ясненского района Букаев И.А. отказался от исковых требований в отношении ответчика администрации муниципального образования «... сельсовет» Ясненского района. В этой части определением суда производство по делу прекращено. В судебном заседании представитель истца Букаев И.А. исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении в отношении ответчика Правительства Оренбургской области. Представитель ответчика Правительства Оренбургской области, надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещён 22.07.2011 года, что следует из почтового уведомления о вручении извещения. В судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил. В судебном заседании были изучены имеющиеся в материалах дела документы. Согласно письму ГУ «Ясненское районное управление ветеринарии» г. Ясный Оренбургской области от 10.06.2011 года № 47, ограждение скотомогильника в ... разрушено, территория обвалована, имеются въездные распашные ворота, которые закрываются на замок. Яма перекрыта плитами, имеется люк закрытый на замок. Над вскрывочной плитой навес разрушен. Отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Скотомогильник не имеет балансосодержателя. Суд, выслушав представителя истца, изучив имеющиеся в материалах дела документы, приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению. В силу ст.72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно ст.ст. 5 и 6 Федерального закона от 06.10.2003 года №131 –ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ч.2 ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999г. №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В силу п.п.49 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно п.п. «ц» п.2 ст.26.11 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с п.2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993г. № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает. Таким образом, в судебном заседании установлено, что требования указанных выше норм закона относятся к Правительству Оренбургской области, так как Оренбургская область является собственником скотомогильника (биотермической ямы) в ..., и ответчиком – Правительством Оренбургской области никаких действий по обустройству и содержанию не выполнялось. Меры к организации в установленном порядке надлежащего функционирования, либо к его консервации не принимались, что свидетельствует о незаконности бездействия Правительства Оренбургской области. Также судом установлено, что согласно п.п.5.1, 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995г. N13-7-2/469, к полномочиям органов местного самоуправления отнесены выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Имеющиеся на территории МО «... сельсовет» место захоронения биологических отходов на балансе администрации МО «... сельсовет» не состоит. Федеральный закон №52-ФЗ «О санитарно –эпидемиологическом благополучии населения» и Федеральный закон №7-ФЗ от дд.мм.гг. «Об охране окружающей среды», не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории МО «... сельсовет» скотомогильника (биотермической ямы). Главой администрации МО «... сельсовет» были предприняты меры к обустройству скотомогильника, к его ограждению и обваловке, а также к содержанию не смотря на то, что собственником данного скотомогильника МО ... сельсовет не является. В этой связи не имеется оснований для признания незаконным бездействия администрации МО «... сельсовет», выразившегося в непринятии мер по обращению в Правительство Оренбургской области для выделения денежных средств на обустройство и содержание указанного скотомогильника, либо на его консервацию, так как данные действия должны быть произведены собственником, коим в соответствии с законодательством является субъект Российской Федерации – Оренбургская область. Руководствуясь ст.72 Конституции РФ, ст. ст 5, 6, Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Законом РФ «О санитарно – эпидемиологическом благополучия населения» ст.2 ч.2, Законом РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 194-198 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Ясненского района к Правительству Оренбургской области, Ясненского района об оспаривании бездействия Правительства Оренбургской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего обустройства и содержания скотомогильника в ... МО «... сельсовет» Ясненского района. Обязать Правительство Оренбургской области устранить допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем принятия мер к приведению скотомогильника расположенного в ... МО «... сельсовет» в надлежащее состояние, либо к его консервации. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ясненский районный суд. Судья – Мотивированное решение изготовлено 12.08.2011 г. Судья -