Дело № 2|1|-391/2011 Решение о признании незаконным бездействия администрации при организации сбора и вывоза бытовых отходов в 100 м. от станции `Горный Лен`дамбы водоема



2(1) -394/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ясный 5 июля 2011 года

Ясненский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи ЛН. Шмидт,

при секретаре Т.В. Никитиной,

с участием представителя истца Букаева И.А., представителя ответчика Тесля В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковые заявления прокурора Ясненского района к администрации муниципального образования г. Ясный об оспаривании бездействия администрации муниципального образования г. Ясный по непринятию мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза бытовых отходов и мусора

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Ясненского района обратился в суд с исковыми заявлениями, в которых просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Ясный при организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора. А также обязать администрацию муниципального образования г. Ясный устранить в полном объёме нарушение прав и свобод граждан путем ликвидации несанкционированных свалок на землях МО г. Ясный на северной окраине г. Ясный, ориентир – 100 метров от перекрёстка автодорог «Ясный-вертодром» и «Ясный-Кумак» (в сторону вертодрома) на территории между гаражным массивом («Северный блок») и водоёмом «Лягушатник» размером 200 кв.м.; на северной окраине г. Ясный, ориентир – 80 метров юго-западнее поворота автодороги «Ясный-Кумак» за гаражным массивом «Северный блок») размером около 100 кв.м.; на северной окраине г. Ясный, ориентир – граница гаражного массива («Южный блок») в сторону жилой территории г. Ясный, с левой стороны автодороги размером около 300 кв.м.; на южной окраине г. Ясный, в 100 м. от дамбы водоёма, предназначенного для полива садоводческих участков, с левой стороны автодороги размером около 20 кв.м.; на южной окраине г. Ясный в 800 метрах в южном направлении от станции «Горный Лен», в 100 м. от железнодорожного полотна, с левой стороны автодороги, размером около 100 кв. м.; в центральной части г. Ясный, в районе пересечения ул. Северной и ул. Свердлова в 15 м. от дома № 7 по ул. Свердлова, размером 10 кв.м. и приведении земельных участков в надлежащее состояние.

В судебном заседании помощник прокурора Ясненского района уточнил исковые требования, от требований в части обязания ответчика ликвидировать указанные выше несанкционированные свалки, и исковых требований о признании незаконным бездействия администрации МО ЗАТО Комаровский при организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в МО г. Ясный, обязании администрации МО г. Ясный устранить в полном объёме нарушение прав и свобод граждан путём ликвидации несанкционированной свалки в центральной части г. Ясный, в районе пересечения ул. Северной и ул. Свердлова в 15 м. от дома № 7 по ул. Свердлова, размером 10 кв.м. и приведении земельных участков в надлежащее состояние отказался, мотивировав тем, что нарушения были устранены. А в отношении свалки на пересечении улиц Северной и Свердлова ответственность администрации МО г. Ясный исключается.

В исковых заявлениях указал, в ходе проверки требований законодательства об отходах производства и потребления на территории муниципального образования г. Ясный и на прилегающих к границам города территориях было установлено, что администрацией г. Ясный ненадлежащим образом исполняются обязанности, вменённые органу местного самоуправления законом по организации сбора и вывоза мусора на подведомственной территории. В результате чего на территории муниципального образования г. Ясный образовались несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора.

Данный факт подтверждён справками о результатах проведённой проверки и фотоматериалами, составленными службой экологического контроля.

Согласно межгосударственному стандарту ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 г. № 607-ст), несанкционированные свалки отходов – это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

Указанные свалки существуют без соответвующего разрешения и согласования с уполномоченными органами, что свидетельствует о нарушении ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления». Свалки не отвечают требованиям ст.22 ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и СанПин-42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых пунктов».

Мониторинг по контролю состояния окружающей природной среды на территории объекта размещения не осуществлялся. Лимиты на размещение отходов в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду не установлены, что нарушает п.2 ст.18 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Вместе с тем, в соответствии с п.п. 18- 20 ч.1 ст.14 ФЗ от 6.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории городского поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель городского поселения.

Часть 1 ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обращения с отходами относит организацию сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов.

Аналогичное положение содержит ч.1 ст.7 ФЗ «Об охране окружающей среды». В силу ст.ст. 12,13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, запрещается захоронение отходов на территории городских поселений, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Проверка показала, что администрацией муниципального образования г. Ясный не предпринимается необходимых мер по ликвидации указанных несанкционированных свалок. Эксплуатацией несанкционированных свалок допускается нарушение предусмотренных ст.42 Конституции РФ прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании помощник прокурора Ясненского района Букаев И.А. исковые требования поддержал. В судебном заседании поддержал все, изложенное в исковых заявлениях.

Представитель ответчика администрации муниципального образования г. Ясный в Тесля В.С. иск не признал. Суду пояснил, одну свалку, указанную прокурором они не нашли. Остальные свалки убрали. Виновными в образовании свалок являются в основном граждане. Такого объекта как «Лягушатник» на территории г. Ясного нет. Данный водоём имеет название «Оздоровительный пруд».

Суд, выслушав представителя истца, ответчика, изучив имеющиеся в материалах дела документы, приходит к следующему.

Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду.

Ст.51 Закона РФ «Об охране окружающей среды» устанавливает требование о том, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Часть 2 ст.51 названного Закона запрещает сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.

Вместе с тем, из справок по результатам поверки по выявлению несанкционированных свалок на территории муниципального образования г. Ясный от 11.05.2010 года, составленных специалистом государственной инспекции по охране окружающей среды Марковым А.А. следует, что несанкционированные свалки бытовых отходов на территории г. Ясного имели место. Это обстоятельство подтверждается также имеющимися в материалах дела фотографиями, из которых видно, что места, на которых находится мусор, не являются специально оборудованной площадкой для складирования мусора.

В соответствии с п.п. 18,20 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичная норма закреплена и в Уставе муниципального образования г. Ясный Ясненского района (ст.5 ч.1 п.18). Согласно п.3.6.3. Положения об администрации муниципального образования к полномочиям администрации относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки промышленных и бытовых отходов.

Часть 1 ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обращения с отходами относит организацию сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов.

Аналогичное положение содержит ч.1 ст.7 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Таким образом, в судебном заседании установлено, что требования указанных выше норм закона ответчиком не выполнялись. Меры к организации в установленном порядке надлежащего сбора, вывоза бытовых отходов и мусора не принимались, что свидетельствует о незаконности бездействия администрации. Поэтому в этой части суд считает необходимым иск удовлетворить.

Руководствуясь ст.42 Конституции РФ, Законом РФ «Об охране окружающей среды», ст.12,67, 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

исковые заявления прокурора Ясненского района к администрации муниципального образования г. Ясный об оспаривании бездействия администрации муниципального образования г. Ясный по непринятию мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза бытовых отходов и мусора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Ясный по непринятию мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза бытовых отходов и мусора землях МО г. Ясный на северной окраине г. Ясный, ориентир – 100 метров от перекрёстка автодорог «Ясный-вертодром» и «Ясный-Кумак» (в сторону вертодрома) на территории между гаражным массивом («Северный блок») и водоёмом «Лягушатник» размером 200 кв.м.; на северной окраине г. Ясный, ориентир – 80 метров юго-западнее поворота автодороги «Ясный-Кумак» за гаражным массивом «Северный блок») размером около 100 кв.м.; на северной окраине г. Ясный, ориентир – граница гаражного массива («Южный блок») в сторону жилой территории г. Ясный, с левой стороны автодороги размером около 300 кв.м.; на южной окраине г. Ясный, в 100 м. от дамбы водоёма, предназначенного для полива садоводческих участков, с левой стороны автодороги размером около 20 кв.м.; на южной окраине г. Ясный в 800 метрах в южном направлении от станции «Горный Лен», в 100 м. от железнодорожного полотна, с левой стороны автодороги, размером около 100 кв. м.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ясненский районный суд.

Судья – подпись.

Мотивированное решение изготовлено 8 июля 2011 г.

Судья – подпись.