иск о непринятии мер по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора



                                                                                                                 Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ясный dd/mm/gg года

             Ясненский городской суд ### в составе: председательствующего судьи ЛН. Шмидт,

при секретаре ФИО2

с участием представителя истца Мороз Д.А., представителя ответчика ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора ### к администрации муниципального образования ### об оспаривании бездействия администрации муниципального образования ### по непринятию мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза бытовых отходов и мусора, обязании ликвидации несанкционированных свалок и  приведении земельных участков в надлежащее состояние

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор ### обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования ### по непринятию мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза бытовых отходов и мусора. А также обязать администрацию муниципального образования ### устранить в полном объёме нарушение прав и свобод граждан путем ликвидации несанкционированных свалок и приведении земельных участков в надлежащее состояние.

 В исковом заявлении указал, в ходе проверки требований законодательства об отходах производства и потребления на территории муниципального образования ### и  на прилегающих к границам поселка территориях было установлено, что администрацией ### ненадлежащим образом исполняются обязанности, вменённые органу местного самоуправления законом по организации сбора и вывоза мусора на подведомственной территории. В результате чего на территории поселка ### с декабря dd/mm/gg года по май dd/mm/gg образовались несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора.

Данный факт подтверждён справками о результатах проведённой проверки и фотоматериалами, составленными службой экологического контроля.

Согласно межгосударственному стандарту ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 г. № 607-ст), несанкционированные свалки отходов – это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

Указанные свалки существуют без соответвующего разрешения и согласования с уполномоченными органами, что свидетельствует о  нарушении ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления». Свалки не отвечают требованиям ст.22 ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и СанПин-42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых пунктов».

В нарушение п.1 ст.35, п.2 ст.51ФЗ «Об охране окружающей среды», не соблюдаются требования в области охраны окружающей среды по обеспечению экологической безопасности, допущен сброс отходов потребления и производства на почву.

Мониторинг по контролю состояния окружающей природной среды на территории объекта размещения не осуществлялся. Лимиты на размещение отходов в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду не установлены, что нарушает п.2 ст.18 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Вместе с тем, в соответствии с п.п. 18, 20 ч.1 ст.14 ФЗ от 6.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории городского поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель городского поселения.

  Часть 1 ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обращения с отходами относит организацию сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов.

Аналогичное положение содержит ч.1 ст.7 ФЗ «Об охране окружающей среды». В силу ст.ст. 12,13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, запрещается захоронение отходов на территории городских поселений, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Проверка показала, что администрацией муниципального образования ### не предпринимается необходимых мер по ликвидации указанных несанкционированных свалок. Эксплуатацией несанкционированных свалок допускается нарушение предусмотренных ст.42 Конституции РФ прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании помощник прокурора ### Мороз Д.А. исковые требования поддержал. В судебном заседании поддержал все, изложенное в исковом заявлении. Просил обязать администрацию ### ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на северной окраине посёлка, в 20 метрах от обочины обводной дороги ### в 100 метрах от ориентира территории нефтебазы размером около 100 кв.м.; в центральной части ### в 20 метрах от ориентира здания магазина продукты около 10 кв.м.; на восточной окраине ### в трёх метрах от обочины обводной дороги ###, в двух метрах от ориентира – указатель названия населённого пункта около 10 кв.м.; на южной окраине ### со стороны домов, в двух метрах от обочины дороги размером около 10 кв.м.; на восточной окраине ### в 100 метрах на юг от автодороги ###, в 150 м от ориентира указатель населённого пункта ### размером около 50 кв. м.

Представитель ответчика администрации муниципального образования ### ФИО4. иск не признала. Суду пояснила, возражений против ликвидации несанкционированных свалок не имеет. Также указал, что несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора, образованы в период с декабря dd/mm/gg года по май dd/mm/gg года из-за несознательности и безответственности жителей поселка. На территории посёлка имеется специальный полигон для накопления и хранения твёрдых бытовых отходов. Документы на земельный участок для накопления и хранения твердых бытовых отходов находятся в стадии оформления. Отведенные места для сбора ТБО около многоквартирных домов приведены в порядок. Несанкционированные свалки мусора на территории поселка в ближайшее время будут убраны. Кроме полигона для твёрдых отходов. Они ликвидировали следующие свалки :расположенные на северной окраине посёлка, в 20 метрах от обочины обводной дороги ###, в 100 метрах от ориентира территории нефтебазы размером около 100 кв.м.; в центральной части ### в 20 метрах от ориентира здания магазина продукты около 10 кв.м.

В судебном заседании были исследованы имеющиеся в материалах дела документы.

В соответствии с договором от dd/mm/gg., заключенным администрацией муниципального образования ### с МУП ### выполнены работы по вывозу бытового мусора поселка ###

В соответствии с договором от dd/mm/gg заключенным администрацией муниципального образования ### с МУП ### вывоз бытового мусора и его захоронение на полигоне ТБО поселка ### будет произведен в срок с dd/mm/gg года по dd/mm/gg года.

В соответствии с договором от dd/mm/gg., заключенным администрацией муниципального образования ### с гражданином ФИО5, сбор и вывоз бытового мусора в поселке ### будет произведен в срок с dd/mm/gg года по dd/mm/gg года.

В соответствии с договором от dd/mm/gg заключенным администрацией муниципального образования ### с гражданином ФИО6, сбор и вывоз бытового мусора в поселке ### будет произведен в срок с dd/mm/gg года по dd/mm/gg года.

Суд, выслушав представителя истца, изучив имеющиеся в материалах дела документы, приходит к следующему.

Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду.

Ст.51 Закона РФ «Об охране окружающей среды» устанавливает требование о том, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Часть 2 ст.51 названного Закона запрещает сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.

Вместе с тем, из справки по результатам проверки по выявлению несанкционированных свалок на территории муниципального образования ### от dd/mm/gg года следует, что несанкционированные свалки бытовых отходов на территории муниципального образования ### имели место. Это обстоятельство подтверждается также имеющимися в  материалах дела фотографиями, а также объяснением ответчика, из которого следует, что факт наличия свалок мусора и бытовых отходов в указанных прокурором района местах ответчик признает и принял меры к их ликвидации. Указанные территории не предназначены для складирования отходов.

Факт ликвидации несанкционированных свалок подтверждается и договорами от dd/mm/gg г., dd/mm/gg г., затратами по очистке мусора, согласно которым мусор с мест, указанных прокурором в исковых заявлениях, был собран, вывезен и утилизирован.

В соответствии с п.п. 18,20 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории городского поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель городского поселения. Аналогичная норма закреплена и в Уставе муниципального образования ###  (ст.5 ч.1 п.18, 20).

Часть 1 ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обращения с отходами относит организацию сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов.

Аналогичное положение содержит ч.1 ст.7 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Из подпункта 5.18 Положения об администрации муниципального образования ### следует, что в полномочия администрации муниципального образования ### входит организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что требования указанных выше норм закона ответчиком не выполнялись. Меры к организации в установленном порядке сбора, вывоза бытовых отходов и мусора не принимались, что свидетельствует о незаконности бездействия администрации. Поэтому в этой части суд считает необходимым иск удовлетворить.

 В то же время в судебном заседании установлено, что на день рассмотрения дела часть несанкционированных свалок ликвидирована ответчиком, в связи с чем оснований для удовлетворения иска в этой части суд не усматривает.

  Руководствуясь ст.42 Конституции РФ, Законом РФ «Об охране окружающей среды», ст.12,67, 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

         Исковое заявление прокурора ### к администрации муниципального образования ### об оспаривании бездействия администрации муниципального образования ### по непринятию мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза бытовых отходов и мусора, обязании ликвидации несанкционированных свалок и  приведении земельных участков в надлежащее состояние удовлетворить частично.

       Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования ### по непринятию мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза бытовых отходов и мусора.

          Обязать администрацию муниципального образования ### ликвидировать несанкционированные свалки, находящиеся на восточной окраине посёлка ### в трёх метрах от обочины обводной дороги ###, в двух метрах от ориентира – указатель названия населённого пункта; на южной окраине посёлка со стороны домов в двух метрах от обочины дороги; в 100 метрах на юг от автодороги ### в 150 м. от ориентира указатель названия населённого пункта ###.

        В удовлетворении исковых требований в оставшейся части отказать.

         Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ясненский городской суд.

        Судья –

Мотивированное решение изготовлено dd/mm/gg г.

       Судья –