Номер обезличен Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ### dd/mm/gg года ### городской суд ### в составе: председательствующего судьи Т.В.ЛЕВИНОЙ при секретаре ФИО3, с участием представителя истца помощника прокурора ### ### МОРОЗ Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора ### к администрации муниципального образования ### сельский совет ### ### об оспаривании бездействия администрации муниципального образования ### сельский совет по непринятию мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза бытовых отходов и мусора, обязании ликвидации несанкционированных свалок и приведении земельных участков в надлежащее состояние У С Т А Н О В И Л : Прокурор ### района обратился в суд с исковым заявлением об оспаривании бездействия администрации муниципального образования ### сельский совет по непринятию мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза бытовых отходов и мусора. Свои требования обосновал тем, что на территории указанного муниципального образования в период с декабря dd/mm/gg года по май dd/mm/gg года образовались стихийные свалки бытовых отходов и мусора в ###. В нарушение действующего законодательства ответчик не предпринимает необходимых мер по ликвидации данной несанкционированных свалок. Эксплуатацией несанкционированных свалок допускается нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования ### сельский совет по непринятию мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза бытовых отходов и мусора. А также просил обязать администрацию муниципального образования ### сельский совет устранить в полном объёме нарушение прав и свобод граждан путем ликвидации несанкционированных свалок. В судебном заседании помощник прокурора ### Мороз Д.А. исковые заявления поддержал. Суду показал, что в ходе проверки требований законодательства об отходах производства и потребления на территории муниципального образования ### сельский совет и прилегающим к границам поселения территориям было установлено, что администрацией МО ### сельский совет ненадлежащим образом исполняются обязанности, вменённые органу местного самоуправления законом по организации сбора и вывоза мусора на подведомственной территории. В результате чего на территории муниципального образования ### сельский совет с декабря dd/mm/gg года по май dd/mm/gg года образовались несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора в ###. Данный факт подтверждён справками о результатах проведённой проверки и фотоматериалами, составленными прокуратурой района. Согласно межгосударственному стандарту ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 г. № 607-ст), несанкционированные свалки отходов – это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов. Указанные свалки существуют без соответствующего разрешения и согласования уполномоченными органами, что свидетельствует о нарушении ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления». Свалка не отвечает требованиям ст.22 ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и СанПин-42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых пунктов». В нарушение п.1 ст.35, п.2 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды», не соблюдаются требования в области охраны окружающей среды по обеспечению экологической безопасности, допущен сброс отходов потребления и производства на почву. Мониторинг по контролю состояния окружающей природной среды на территории объекта размещения не осуществлялся. Лимиты на размещение отходов в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду не установлены, что нарушает п.2 ст.18 ФЗ «Об отходах производства и потребления». Вместе с тем, в соответствии с п.п. 18-20 ч.1 ст.14 ФЗ от 6.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся: организация, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Часть 1 ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обращения с отходами относит организацию сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов. Аналогичное положение содержит ч.1 ст.7 ФЗ «Об охране окружающей среды». В силу ст.ст. 12,13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, запрещается захоронение отходов на территории поселений, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Проверка показала, что администрацией муниципального образования ### сельский совет не предпринимаются необходимые меры по ликвидации указанных несанкционированных свалок. Эксплуатацией несанкционированных свалок допускается нарушение предусмотренных ст.42 Конституции РФ прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В судебном заседании помощник прокурора Мороз Д.А. исковые требования уточнил, просил ликвидировать несанкционированные свалки находящиеся на землях муниципального образования ### сельский совет: на южной окраине села ###, в 30 метрах от обочины автодороги «###», в 50 метрах от поворота автодороги «###», земельный участок размером около 300 кв.м.; на северной окраине села ###, в 80 метрах от обводной дороги и в 100 метрах на юго-запад от ориентира – территория нефтебазы, земельный участок размером около 40 кв.м.; на окраине села ###, в 50 метрах от обводной дороги, в 20 метрах от здания гаража ремонтных мастерских и в 15 метрах от водоема, земельный участок размером около 40 кв.м. Просил также привести занимаемые свалками земельные участки в надлежащее состояние. Представитель ответчика администрации муниципального образования ### сельский совет в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, в своем заявлении просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. В своих письменных объяснениях по существу иска глава МО ### сельсовет признал допущенные нарушения закона. Указал, что свалки не ликвидированы в виду отсутствия на это средств в бюджете. Свалки будут ликвидированы в ближайшее время. Суд, выслушав представителя истца, изучив имеющиеся в материалах дела документы, приходит к следующему. Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду. Ст.51 Закона РФ «Об охране окружающей среды» устанавливает требование о том, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Часть 2 ст.51 названного Закона запрещает сброс отходов производства и потребления в недра и на почву. Вместе с тем, из справок и фотографий по результатам проверки по выявлению несанкционированных свалок на территории муниципального образования ### сельский совет от dd/mm/gg года следует, что несанкционированные свалки бытовых отходов на территории МО ### сельский совет имели место. В соответствии с п.п. 18,20 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Аналогичная норма закреплена и в Уставе муниципального образования ### сельский совет (Номер обезличен). Часть 1 ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обращения с отходами относит организацию сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов. Аналогичное положение содержит ч.1 ст.7 ФЗ «Об охране окружающей среды». Несоблюдение указанных выше законодательных актов нарушает права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду. Таким образом, в судебном заседании установлено, что требования указанных выше норм закона ответчиком не выполнялись. Меры к организации в установленном порядке сбора, вывоза бытовых отходов и мусора не принимались без уважительных причин, что свидетельствует о незаконности бездействия администрации. Сведений о ликвидации свалок в судебное заседание не поступило. Поэтому суд считает необходимым иск удовлетворить. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности. Доводы ответчика о том, что в бюджете муниципального образования не предусмотрены средства на ликвидацию несанкционированных свалок являются безосновательными. В соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом суд исходит из того, что согласно статьям 12, 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Разрешая требования об установлении двухмесячного срока для устранения допущенного нарушения, суд полагает, что, с учетом характера действий, которые необходимо совершить, учитывая пределы полномочий органов местного самоуправления, отсутствие целевых средств на ликвидацию несанкционированных свалок и необходимости изыскания указанных средств, запрашиваемого срока достаточно для исполнения решения суда. Руководствуясь ст.42 Конституции РФ, Законом РФ «Об охране окружающей среды», ст.12,67, 194-198 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора ### к администрации муниципального образования ### сельский совет об оспаривании бездействия администрации муниципального образования Акжарский сельский совет по непринятию мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза бытовых отходов и мусора, обязании ликвидации несанкционированных свалок и приведении земельных участков в надлежащее состояние удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования ### сельский совет по непринятию мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза бытовых отходов и мусора. Обязать администрацию муниципального образования ### сельский совет ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на землях муниципального образования ### сельский совет : на южной окраине села ###, в 30 метрах от обочины автодороги «###», в 50 метрах от поворота автодороги «###», земельный участок размером около 300 кв.м.; на северной окраине села ###, в 80 метрах от обводной дороги и в 100 метрах на юго-запад от ориентира – территория нефтебазы, земельный участок размером около 40 кв.м.; на окраине села ###, в 50 метрах от обводной дороги, в 20 метрах от здания гаража ремонтных мастерских и в 15 метрах от водоема, земельный участок размером около 40 кв.м. и привести указанные земельные участки в надлежащее состояние в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в ### областной суд в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через ### городской суд. Судья – подпись