Дело № 2(1)-41/2011 О понуждении управляющей организации произведения перерасчета платы за предоставленные коммунальные услуги ненадлежащего качества



2(1)-41/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Ясный 1.02.2011 года
Ясненский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Л.Н. Шмидт,

при секретаре В.В. Мизюкевич,

с участием представителя истца Д.А. Мороз, третьего лица на стороне истца Е.П.П., представителей ответчика С.П.Ч. и А.Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ясненского района к ООО «Ж» о признании действий ООО «Ж» по взиманию оплаты электроэнергии на общедомовые нужды незаконными

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ясненского района обратился в суд с иском в котором указал, в ходе проведения проверки по обращению жильцов по вопросу двойной оплаты холодной воды предоставляемой в качестве коммунальной услуги через ОДН было установлено, что давление в системе холодного водоснабжения в точке разбора в многоквартирном доме по ул. ... г. Ясный составляет от 2.4 до 4.0 атмосфер при установленном Правилами предоставления коммунальных услуг до 5.92 атмосфер. Это свидетельствует о том, что ООО «Ж» не обеспечивает необходимого давления в системе водоснабжения без применения дополнительных устройств, повышающих давление, поставляя тем самым услуги населению ненадлежащего качества.

Договором на управление многоквартирным домом от дд.мм.гг. года (п.3.1.10) установлено, что давление в системе холодного водоснабжения в точке разбора: в многоквартирных домах и жилых домах должно быть от 0.03 МПа (0.3 кгс/кв.см) до 0.6 МПа (6 кгс/кв. см). Отклонение от указанного давления не допускается Правилами предоставления коммунальных услуг.

Для обеспечения услуг надлежащего качества и соблюдения Правил предоставления коммунальных услуг ООО «Ж» на средства выделенные администрацией г. Ясного установило насос, повышающий давление. Агрегат находится на балансе муниципальной казны и юридическим собственником указанного агрегата является администрация МО г. Ясный.

Указанный насос включен в электрическую сеть через общий домовой электросчётчик, в связи с чем энергозатраты на работу установленного агрегата включены в оплату ОДН жильцов дома с учётом мощности насоса Р-1,4 кВт и за время его работы с 17:00 до 24:00 расход электроэнергии составляет порядка 315 кВт в месяц.

В данном случае имеет место предоставление услуг ненадлежащего качества и затраты на обеспечение коммунальными услугами надлежащего качества должны покрываться лицом предоставляющим такие услуги, т.е. все затраты по обеспечению коммунальной услугой установленных стандартов жильцов многоэтажного дома – подачей холодного водоснабжения определённого давления уже включены в действующий утверждённый тариф.

Поскольку потребители коммунальной услуги холодного водоснабжения исправно вносят платежи за услугу по утверждённым тарифам, энергозатраты на дополнительные агрегаты и технические устройства, установленные поставщиком услуг для обеспечения требований, предъявляемых нормативными актами к услугам надлежащего качества, не могут взиматься с конечного потребителя, расходы являются бременем поставщика услуг ненадлежащего качества.

Из принципов гражданского законодательства и законодательства о защите прав потребителей вытекает, что граждане, проживающие в многоквартирном доме на этажах, к которым холодное водоснабжение обеспечивается без устройств повышающих давление в системе холодного водоснабжения и оплатившие коммунальную услугу по установленному тарифу вправе не оплачивать работу таких устройств.

Просил признать действия управляющей организации ООО «Ж» по взиманию расходов на работу насоса повышающего давление в системе холодного водоснабжения жилого дома ... по ул. ... г. Ясного незаконным. Обязать ответчика произвести перерасчёт размера платы за предоставленную коммунальную услугу (холодное водоснабжение) ненадлежащего качества.

В судебном заседании представитель истца отказался от иска в части обязания ответчика произвести перерасчёт размера платы за предоставленную коммунальную услугу (холодное водоснабжение) ненадлежащего качества. Судом вынесено определение о прекращения производства по делу в этой части.

В судебном заседании представитель истца, помощник прокурора Д.А. Мороз иск в оставшейся части поддержал. Суду изложил все, что указано в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что он считает незаконным действия по включению в оплату расходов на общедомовое имущество по электроэнергии в связи с работой насоса, повышающего давление в системе холодного водоснабжения.

Представитель 3 лица на стороне истца Е.П.П. суду пояснил, что с иском согласен. Он является старшим по дому. В 2007 году в доме по ул. ... в связи с жалобами жильцов верхних этажей был установлен на холодную воду, поскольку в летнее время вода до 8-9 этажей не доходила. Ежемесячно в летнее время (июнь, июль, август) насос включают с 17:00 и до 24:00. Жильцы дома ежемесячно за потреблённую насосом электроэнергию на общедомовые нужды оплачивают дополнительно 535 руб. 50 коп. По квитанциям ОАО «О» видно, что оплата ОДН в каждом месяце увеличивается приблизительно на 10 – 11 рублей.

Представители ответчика С.П.Ч. и А.Н.И. иск не признали.

А.Н.И. суду пояснила, установленный в доме ... по ул. ... насос является неотъемлемой частью общедомового имущества. Расходы на его содержание не включены в оплату на содержание жилого дома и с потребителей эти расходы не взимаются. Расчёты на оплату электроэнергии жильцам дома ООО «Ж» также не выставляет.

С.П.Ч. суду пояснил, в связи с поступавшими жалобами жильцов дома ... по ул. ... о том, что подача холодной воды осуществляется только до 7 этажа 9-этажного дома, на средства администрации г. Ясный был приобретён и установлен в июле 2007 года консольный насос. Повысительный насос, установленный в доме и обеспечивающий необходимое давление холодной воды на верхних этажах дома , является неотъемлемой частью системы водоснабжения данного дома. При проектировании дома в 80-х годах изначально было заложено строительство насосной станции, согласно типовому проекту. По проекту строительство насосной станции предполагалось как отдельно стоящее здание. Это видно на схеме. Электроснабжение проектируемой станции предполагалось от вводного щита жилой части дома. Отдельно стоящее здание для насосной станции не было построено. Размещение насоса в подвале дома не влияет на технологический цикл, предусмотренный проектом и на режим потребления электроэнергии данной станцией. Установлен лишь насос меньшей мощности, чем это предусмотрено проектом. Без данного агрегата оказание качественных услуг по водоснабжению невозможно. Давление воды в системе холодного водоснабжения падает в связи с возрастанием количества потребителей.

Представитель третьего лица на стороне ответчика администрации муниципального образования г. Ясный в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В отзыве на иск просил дело рассмотреть в его отсутствие. В отзыве указал, в результате установки насоса, повышающего давление в системе водоснабжения жилого дома по ул. ... г. Ясного, предоставление коммунальных услуг осуществляется надлежащим образом. Исходя из текста искового заявления полагает, что требования относятся к вопросу оплаты собственниками и нанимателями жилых помещений, расположенных в указанном доме, ОДН в части потребления электроэнергии насосом. Установка насоса повышающего давление в системе водоснабжения произведена в связи с жалобами жильцов верхних этажей дома по ул. ... на отсутствие воды в вечернее время.

Свидетель К.Н.Н. суду показал, включение оплаты за подключенный насос в систему ОДН считает несправедливым. Оплату коммунальных услуг они производят регулярно. Свои обязанности исполняют надлежащим образом. Оплата за свет повышается в течение 4 летних месяцев. Насос работает ежедневно в течение определённого времени. В сентябре 2010 года он работал круглосуточно. Затраты на эти расходы у него возросли. Лифтом он не пользуется. Нет нужды и в насосе, т.к. вода холодная в его квартиру подаётся исправно. Считает, что не должен платить излишние деньги. Он является общественным контролером по снятию показаний счетчиков и следит за расходом электроэнергии. Они стараются экономить во всем. В связи со строительством микрорайонов увеличивается разбор воды.

В судебном заседании были исследованы представленные суду документы.

Из Устава ООО «Ж» видно, что общество является юридическим лицом. Создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности, оказания жилищных и коммунальных услуг населению, предприятиям, организациям и учреждениям и получении прибыли.

Из договора на выполнение работ от дд.мм.гг., заключенного между ООО «Ж» (исполнитель) и администрацией муниципального образования г. Ясный Ясненского района (заказчик) следует, что исполнитель обязался по заданию заказчика выполнить работы по установке насоса консольного К8/18 с электродвигателем 1,5 кВт/ 3000об. по адресу: г. Ясный, ул. ..., а заказчик обязан оплатить эти работы.

Из договора управления многоквартирным домом от дд.мм.гг., заключенного ООО «Ж» с Е.Г.Г., проживающим по адресу: г. Ясный, ул. ... следует, что управляющая компания обязуется обеспечить потребителей коммунальными услугами установленного уровня, качества, в объёме, соответствующем установленными нормативами потребления, обеспечивать надлежащее давление в системе холодного водоснабжения в точке разбора многоквартирных домах ( п. 3.1.5, 4.1.10 договора). В соответствии с п. 4.1. договора собственник производит оплату за следующие услуги: коммунальные услуги (отопление, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение); содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома; управление многоквартирным домом; капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома. В приложении к договору имеется перечень работ по содержанию жилья и текущему ремонту общего имущества дома. В перечне общего имущества дома указаны: лестничные клетки, крыша, подвал, придомовая территория, этажные щитки, внутреннее распределительное устройство, система отопления, системы горячего и холодного водоснабжения, система газоснабжения, система канализации, система электроснабжения, технический этаж.

Постановлением администрации муниципального образования г. Ясный от 26.07.2007 года № 127-п утверждено разрешение на ввод в эксплуатацию капитально-отремонтированных строений муниципальной собственности – установка насоса в доме по ул. ... (перечень разрешений на ввод в эксплуатацию капитально отремонтированных строений муниципальной собственности № 1). Данный насос поставлен на баланс муниципальной казны.

Из расчёта потребленной электроэнергии по ул. ..., составленного квартиросъёмщиком Е.П.П. следует, что в период с 1.06.2010 года по 31.08.2010 года расход электроэнергии без учёта расхода электроэнергии потребляемого насосом ниже.

Из представленных квитанций на оплату электроэнергии, выставленных ОАО «О» на имя Е.П.П. в период с мая 2010 года по июль 2010 года видно, что в них включалась оплата за ОДН по электроэнергии.

Из квитанции на оплату коммунальных услуг ООО «Ж» за июнь 2010 года видно, что Е.П.П. выставлен счет за оплату на содержание общего имущества дома, отопление, холодную воду, горячую воду, водоотведение. Оплата за электроэнергии за ОДН в данной квитанции отсутствует.

Согласно справке ООО «Ж» в тарифах на 2010 г. по содержанию и техническому обслуживанию многоквартирных домов по всем многоквартирным домам (в т.ч. ул. ...) не заложены затраты на оплату электроэнергии потребляемой объектами общего пользования (освещение подъездов и лифтов, насосов повышающего давление).

Из расчёта затрат ООО «Ж» на содержание и текущее обслуживание общего имущества многоквартирного дома на 2010 год по ул. ... видно, что затраты на оплату электроэнергии потребляемой объектами общего пользования не заложены.

Из решения Совета депутатов муниципального образования г. Ясный Ясненского района Оренбургской области № 534 от 26.11.2009 года видно, что данным решением утверждены тарифы на услуги, оказываемые предприятиями жилищно-коммунального хозяйства г. Ясный с 1.01.2010 года. По дому ул. ... плата за услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов составляет 15,08 руб. Данным постановлением утверждены также тарифы на услуги холодного и горячего водоснабжения.

Суд, выслушав стороны, свидетеля, изучив имеющиеся в материалах дела документы, приходит к следующему.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление
многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные
условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в
многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным
имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам,
проживающим в таком доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в жилом доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В силу пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам под исполнителем коммунальных услуг следует понимать юридическое лицо или индивидуального предпринимателя,
предоставляющих коммунальные услуги, производящих или приобретающих коммунальные ресурсы и отвечающих за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурс.

В пункте 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года № 530, закреплено, что
исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения договора купли-продажи (поставки электрической энергии) и в соответствии с настоящими правилами приобретает электрическую энергию гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей
оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии
межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в ногоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.

В силу пункта 17 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов признаются лица, приобретающие по договору электрическую и тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). В многоквартирных домах жилищного сектора потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.

Обязанность управляющей компании, как исполнителя коммунальных услуг, заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для доставления коммунальных услуг потребителям, а также приобретать электрическую энергию для целей использования на общедомовые нужды предусмотрена подпунктом «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

К коммунальным услугам относится деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях (пункт 3 названных Правил).

Таким образом, в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, ресурсоснабжающая организация не может быть непосредственным исполнителем коммунальных услуг, в том числе, и услуги электроснабжения.

В силу приведенных положений закона и установленных по делу обстоятельств именно ООО «Ж» является абонентом отпущенной в жилой дом по ул. ... электроэнергии.

В соответствии с пунктом 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 год № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры щитов контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

При этом внешней границей сетей электроснабжения является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета, ели иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с ответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом пункт 8 названных Правил).

В соответствии с п. 2 указанных Правил в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).

Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, доступность пользования жилыми помещениями (которая обеспечивается управляющей организацией) включает в себя работу лифтов, насосов и другого инженерного оборудования, без использования которого невозможно пользоваться помещением как жилым.

Согласно части 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за электроэнергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Частью 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и правление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Исходя из анализа указанных норм в объем электропотребления многоквартирного дома включаются расходы электроэнергии на освещение мест общего пользования и общедомовые нужды.

Согласно пунктам 4 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса РФ наниматели собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят управляющей организации плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Таким образом, отсутствие договора между ресурсоснабжающей организацией ОАО «О» и исполнителем ООО «Ж» не освобождает последнего от оплаты полученной им электроэнергии на общедомовые нужды.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно статье 310 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от
исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не
опускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В силу пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнитель обязан, в том числе, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.

Как установлено в судебном заседании, пользователи жилыми помещениями и собственники жилых помещений, находящихся в доме по ул. ... г. Ясный оплачивают коммунальные услуги за электроснабжение непосредственно энергоснабжающей организации с учётом затрат электроэнергии на общедомовые нужды.

Из представленных суду документов следует, что расходы на содержание насоса на подачу холодной воды не включены в расходы на общедомовые нужды, что подтверждается квитанцией на оплату коммунальных услуг, а также подтверждается расчётом затрат ООО «Ж» на содержание и текущее обслуживание общего имущества дома по ул. ... на 2010 г.

Из указанных документов следует, что двойной оплаты за использование насоса, повышающего давление, в квитанциях на оплату коммунальных услуг не имеется.

Поскольку расходы на содержание и использование повысительного насоса, а также использование электроэнергии за него не включены в оплату коммунальных услуг ООО «Ж», но услуга по использованию насоса предоставлялась фактически в связи с необходимостью подачи воды на верхние этажи многоэтажного дома, оснований для удовлетворения иска суд не находит.

Руководствуясь ст. 36 ЖК РФ, ст.12, 67,194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска прокурора Ясненского района к ООО «Ж» о признании действий ООО «Ж» по взиманию оплаты электроэнергии на общедомовые нужды незаконными отказать.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ясненский районный суд.

Судья –

Мотивированное решение изготовлено 4.02.2011 г.

Судья –