2(1)-399/2012 О признании незаконным действий главы администрации по утверждению тарифов ЖКХ, признании постановления № 171-П от 29.11.2011 г. не соответсвующим законодательству



№ 2(1)-399/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ясный 20 августа 2012 года

Ясненский районный суд Оренбургской области в составе председательствующей судьи Ж.С. Сармасиной

при секретаре Никитиной Т.В., с участием помощника прокурора Ясненского района Мамедова Р.Р, главы администрации муниципального образования закрытого административно – территориального образования Комаровский Ярыгина А.В.; представителя администрации муниципального образования закрытого административно – территориального образования Комаровский Шмидт В.Н., действующего на основании доверенности; представителей третьих лиц без самостоятельных требований: директора МПКЭП Карпенко С.А., представителя главы муниципального образования закрытого административно – территориального образования Комаровский Кузембаева Э.М. – Асташовой Г.Г., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... в защиту интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным действия главы администрации МО ... по утверждению тарифов на жилищно – коммунальные услуги, признании постановления -п от дд.мм.гг. не соответствующим законодательству и недействующим со дня его принятия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ... района ... области обратился в суд с исковым заявлением, в котором указывает, что главой администрации муниципального образования ... Ярыгиным А.В. (далее - МО ...) принято постановление от дд.мм.гг. «Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для потребителей муниципального образования ... на дд.мм.гг.» с превышением полномочий, поскольку принятие решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Считает, что постановление администрации МО ... от дд.мм.гг. «Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для потребителей муниципального образования ... на дд.мм.гг.» принято в нарушение норм законодательства.

Прокурор обращается в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, так как периодически происходит смена нанимателей жилых помещений, соответственно круг лиц - потребителей коммунальных услуг, является неопределенным.

Просит суд признать незаконным действие главы администрации МО ... по утверждению тарифов на жилищно-коммунальные услуги потребителей муниципального образования ... на дд.мм.гг.; признать постановление от дд.мм.гг. -п «Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для потребителей муниципального образования ... на дд.мм.гг.» не соответствующим законодательству; обязать главу администрации МО ... отменить постановление от дд.мм.гг. «Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для потребителей муниципального образования ... на 2012 год».

В ходе судебного разбирательства прокурор ... в порядке ст.39 ГПК РФ уточнил иск, указав соответчиком главу администрации МО ... Ярыгина А.В., поскольку указанное постановление принято им с превышением полномочий, а также уточнив предмет иска, и окончательно просит признать незаконным действие главы администрации МО ... по утверждению тарифов на жилищно-коммунальные услуги для потребителей муниципального образования ... на 2012 год; признать постановление от дд.мм.гг. -п «Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для потребителей муниципального образования ... на дд.мм.гг.» не соответствующим законодательству и не действующим со дня его принятия.

В судебном заседании помощник прокурора ... района Мамедов Р.Р. поддержал исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении и просит удовлетворить их.

Глава администрации МО ... Ярыгин А.В. в судебном заседании выразил несогласие с уточненным исковым заявлением прокурора района, полагая, что прокурор района должен подавать не иск, а оспаривать нормативно-правовой акт в порядке глава 24 ГПК РФ, оспаривать действие должностного лица в порядке глава 25 ГПК РФ,

Не согласен со ссылкой истца на п.7 ч.2 ст.28 Устава ... о том, что в исключительной компетенции Совета депутатов находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, поскольку определение порядка принятия решения об установлении тарифов и установление самих тарифов это два разных понятия, и прокурором оспариваются не действия должностного лица по определению порядка принятия решения об установлении тарифов.

Совет депутатов вправе установить лишь Порядок (или Правило). Согласно п.7 ст.2 ФЗ-210 от 30.12.2004 г. «Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - это ценовые ставки, по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары...». Установление ценовых ставок не является Порядком. В Устав ... с дд.мм.гг. не вносились изменения, поэтому в нем имеются не соответствия Федеральному законодательству, в том числе, связанному с регулированием тарифов. Так, например, п.22 ч.3 ст.28 Устава гласит: «3. Кроме исключительной компетенции, в соответствии с Федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами ... области Совет обладает следующими иными полномочиями: 22) осуществлять регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей». По этому поводу могу сказать следующее: текст п.22 ч.3 ст.28 Устава ... взят из утратившей силу редакции ч.4.1 ст. 17 ФЗ-131. В редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 237-Ф3 она изложена так: «В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: 4.1) регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей...». Таким образом, видно, что фраза «регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса» изъята из текста данного положения. Исходя из принципа верховенства закона, если положение Устава муниципального образования противоречит Федеральному закону, то следует применять положение Федерального закона. Ярыгин А.В. считает, что полномочия представительных органов муниципальных образований в области регулирования тарифов определены в ч.1 ст.5 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004г. В подтверждение всему вышесказанному приводит выдержку из письма Председателя Комитета Государственной Думы по Федеративному устройству и вопросам местного самоуправления К.В.Б., что установление самих тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ не относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, что из содержания нормы 4.1 ст.69.2 Бюджетного кодекса РФ следует, что установление тарифов на оказание услуг - компетенция органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя, т.е. на практике - администрации муниципального образования.

В соответствии со ст.3 Закона ... области от 15.09.2010 г. «О наделении органов МСУ ... области отдельными государственными полномочиями в области регулирования тарифов...» органы МСУ городских округов ... (... имеет статус городского округа) наделяются государственными полномочиями, установленными пунктами 1-7,9 ч.4 ст.4 ФЗ-210 от 30.12.2004 г. в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В соответствии с п.2 ст.6 Закона Оренбургской области от 15.09.2010 г. «О наделении органов ... области отдельными государственными полномочиями в области регулирования тарифов...» Департаментом ... области по ценам и регулированию тарифов даны разъяснения в виде писем по данному вопросу от дд.мм.гг. и от дд.мм.гг. за подписью директора Департамента ... области по ценам и регулированию тарифов Г.В.Я.., где однозначно указывается, что полномочие по утверждению тарифов и изданию в связи с этим постановления принадлежит исполнительной власти, т.е. местной администрации, а «осуществление переданных государственных полномочий по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса не влечет за собой принятие специального распорядительного акта органа представительной власти МО...»

По заданию Правительства ... области независимая аудиторская фирма ООО «К.а.» проводила проверку обоснованности установления тарифов на коммунальные услуги в ... в дд.мм.гг.. В ходе этой проверки была дана оценка порядку установления тарифа на услуги МП КЭП. На стр.8 абзац 2 Отчета делается вывод о том, что «из законодательных норм следует, что функции по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса возложены на исполнительный орган местного самоуправления - местную администрацию».

С дд.мм.гг. по дд.мм.гг. на основании требования прокуратуры ... в отношении администрации ... была проведена внеплановая выездная проверка органом государственного контроля (... по ценам и регулированию тарифов). Согласно справке о проведении проверки от дд.мм.гг. задачей данной проверки являлось «выявление нарушений законодательства при установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса». В перечне допущенных нарушений, указанных в Акте проверки не указанно такое нарушение, как превышение полномочий главой администрации ... при установлении тарифов. Более того в Справке о проведении проверки сказано: «ст.34 Устава муниципального образования ... предусмотрено, что администрация муниципального образования исполняет отдельные полномочия, переданные ей Федеральными законами и законами ... области». При этом также ответчик ссылается на то, что во всех городских округах ... области тарифы на коммунальные услуги утверждены Постановлениями администраций муниципальных образований. Считает, что ..., имеющий статус городского округа и соответствующие полномочия, не может являться в данном случае исключением, т.к. действует в едином правовом пространстве с другими муниципальным образованиями.

Представитель администрации МО ..., действующий на основании доверенности, Шмидт В.Н., иск не признал, исковое заявление считает необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Ссылаясь на положения ст.17, ст.37, ст.34.1 ч.10.п.14, п.6 ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 (далее Закон № 131-Ф3) считает, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, что оспариваемое постановление издано в пределах компетенции главы администрации ..., с учетом требований ст. 43 Закона № 131 - ФЗ. Не согласился с тем, что прокурор ссылается на пункт 6 части 10 статьи 35 Закона № 131- ФЗ и п. 7 ч. 2 ст. 28, об исключительной компетенции представительного органа муниципального образования об определении порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений. Считает, что данными нормами Закона представительный орган определяет сам порядок принятия таких решений, например необходимость их согласования с теми или иными должностными лицами, а не непосредственно тарифы и стоимость услуг. Кроме того, приведенная норма закона не свидетельствует о необходимости либо обязательности принятия решений Советом депутатов перед изданием постановлений главы администрации муниципального образования об утверждении тарифов.

Представитель третьего лица без самостоятельных требований директор МПКЭП Карпенко С.Л. возражал против удовлетворения требований прокурора, суду пояснил, что ему непонятен предмет и смысл иска по следующим причинам:

Ссылка истца на п.6 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является несостоятельной, т.к. в соответствии с вышеуказанным законом в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка принятия решений... об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий...за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством. Глава администрации не издавал распоряжений, определяющих порядок установления тарифов. Более того, определение порядка установления тарифов на услуги организаций коммунального комплекса не входит в компетенцию любого из органов местного самоуправления и не требуется, так как данный порядок уже определен Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Закон ... области от дд.мм.гг. «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области регулирования тарифов на товары и услуги коммунального комплекса» не изменил статуса данных полномочий. Они остались государственными. Закон № 131-Ф3 не наделяет представительный орган компетенцией по исполнению переданных государственных полномочий. Вместе с тем статьей 37 Федерального закона 131 -ФЗ местная администрация наделяется полномочиями для осуществления отдельных переданных государственных полномочий органам м е с т н о г о с а м о у п р а в л е н и я.

Пункт 56 статьи 34 Устава МО ... также наделяет отдельными переданными государственными полномочиями местную администрацию. После вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2010 года № 2Э7-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса было исключено из перечня вопросов местного значения. Таким образом, принятие решения об утверждении тарифов для организаций коммунального комплекса выходит за рамки компетенции представительного органа. Законодательство не предусматривает возможности исполнения государственных полномочий

Глава МО ... К.Э.М. представил письменные объяснения, где он выразил согласие с позицией прокурора по иску, считает его обоснованным. Указывает, что глава администрации превысил свои полномочия при принятии Постановления от дд.мм.гг. «Об утверждении тарифов на ЖКУ для потребителей муниципального образования ... на дд.мм.гг..».

Представитель главы МО ... К.Э.М. – Асташова Г.Г. в судебном заседании также выразила согласие с позицией прокурора по иску, считает его обоснованным. При этом пояснила, что глава администрации имеет право издавать постановления и распоряжения в пределах полномочий по должности при решение вопросов местного значения. Однако в его компетенцию не входит утверждение тарифов ЖКХ по муниципальному образованию. В статье 3 Закона ... области от дд.мм.гг. «О наделении органов местного самоуправления ... отдельными государственными полномочиями в области регулирования тарифов» полномочия переданы муниципальному образования, а не главе администрации. Порядок утверждения тарифов ЖКХ не определен Советом депутатов МО ..., чем нарушены требования ст.5 ФЗ -210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30,12.2004 года и ст. 35 ч.10 п.6 ФЗ – 131. Поэтому считает действия главы администрации Ярыгина А.В. незаконными.

Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает, что в удовлетворении исковых требований прокурору ... надлежит отказать.

В данном случае при рассмотрении и разрешении дела суд не связан основаниями и доводами заявленных требований и проверял соответствие оспариваемого нормативного акта (Постановления от дд.мм.гг. «Об утверждении тарифов на жилищно – коммунальные услуги для потребителей муниципального ... на дд.мм.гг.») нормативным актам, имеющим большую юридическую силу по всем имеющим значение основаниям, в том числе не указанным в заявлении (часть 3 статьи 246 ГПК РФ).

Судом установлено, что издано Постановление администрации МО ... от дд.мм.гг. «Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для потребителей муниципального образования ... на дд.мм.гг.», которое опубликовано в официальном печатном органе ... «Информационном Вестнике ...» от дд.мм.гг., подписано главой местной администрации Ярыгиным А.В., что не оспаривается.

Суд расценивает указанное оспариваемое постановление от дд.мм.гг. как нормативный акт, поскольку считает, что он издан в установленном порядке, уполномоченным органом местного самоуправления, в нем имеются правовые нормы (правила поведения) обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений.

Исходя из нормативного характера оспариваемого правового акта, прокурор в соответствии с ч.1 ст.251 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного акта противоречащим закону в пределах своей компетенции. Эта норма не выдвигает требования для прокурора об указании им сведений о нарушении чьих –либо прав. и законных интересов.

В соответствии со ст.1 Закона Российской Федерации «О закрытом административно – территориальном образовании» закрытым административно – территориальным образованием признается, имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты (далее – предприятия и (или) объекты), для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Вся территория ... района в силу ч.2 ст.1 Закона Российской Федерации «О закрытом административно – территориальном образовании» является территорией муниципального образования со статусом городского округа.

Разрешая вопрос о законности принятого оспариваемого Постановления , суд принимает во внимание положения статьи 43 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3 от 06.10.2003 года (далее Закон № 131 – ФЗ), пунктом 6 которой установлено, что глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации (в редакции ФЗ от 29.12.2008 № 281- ФЗ),

Согласно части 1 статьи 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10. 2003 года № 131- ФЗ местная администрация (исполнительно – распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, преданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

В соответствии со статьей 5 ФЗ от 30.12.2004 года № 210 –ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» представительные органы муниципальных образований осуществляют исчерпывающий перечень полномочий в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса:

утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; утверждают инвестиционные программы организации коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

Между тем, в пункте 22 части 3 ст.28 Устава МО ... представительные органы наделены кроме исключительной компетенции, в числе иных полномочий осуществлением регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, что противоречит положениям ст.5 от 30.12.2004 года № 210 –ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

К тому же, Федеральным законом от 27.07.2010 года № 237 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 157 Жилищного кодекса РФ в части 2 дополнена предложением следующего содержания: «Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации».

Согласно статье 5 этого Закона в пункте 4.1 статьи 17 ФЗ От 06.10.2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» слова «тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения)», исключены.

Статья 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10. 2003 года № 131- ФЗ в данное время предусматривает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В силу пункт п. 4.1 части 1 этой же статьи 17 органы местного самоуправления обладают только полномочиями по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

В соответствии со ст. 3 Закона ... области от 28.09.2010 № 3822/887- IV -ОЗ «О наделении органов местного самоуправления ... отдельными государственными полномочиями в области регулирования тарифов на товары и услуги коммунального комплекса», настоящим Законом органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов ... наделяются государственными полномочиями, установленными пунктами 1 - 7, 9 части 4 статьи 4 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, расположенных на территории муниципального образования.

Регулирование перечисленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется в соответствии с предельными индексами, установленными уполномоченным органом исполнительной власти ... а области государственного регулирования тарифов (цен).

В статье 5 указанного Закона отмечается, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение за счет субвенций, поступающих из Фонда компенсаций ...; обеспечение материальными ресурсами, получение разъяснений от уполномоченного органа исполнительной власти ... в области государственного регулирования тарифов (цен).

В соответствии частями 1 и 2 ст.19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10. 2003 года № 131- ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органом местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации – законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Аналогичные положения изложены в части 1.1 статьи 12 Устава МО ..., что наделение органов местного самоуправления ... отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами ..., отдельными государственными полномочиям ... – законами .... Наделение органов местного самоуправления ... отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

В соответствии пунктом 57 части 2 статьи 34 Устава МО ... администрация муниципального образования ... является органом местного самоуправления ..., наделенным настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполняет отдельные государственные полномочия, переданные федеральными законами и законами ....

В соответствии с пунктом 14 части 10 статьи 34.1 Устава МО ... (в новой редакции) глава администрации издает в пределах своих полномочий постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами ....

В соответствии с частью 9.1 ст.34.1 Устава ... (в новой редакции) глава администрации обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Издает в пределах своих полномочий постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных администрации федеральными законами и законами ....

Согласно п.7 ст.2 ФЗ-210 от 30.12.2004 г. «Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - это ценовые ставки, по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары...».

Из анализа вышеизложенных правовых норм, следует вывод, что перечень полномочий представительного органа муниципального образования в области регулирования тарифов определен в ч.1 ст. 5 Федерального закона № 210 – ФЗ от 30.12.2004 года, чем разграничивается компетенция между органами местного самоуправления в области регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.

Исходя из требований ч.4 ст.5 Федерального закона № 210 – ФЗ от 30.12.2004 года органы регулирования муниципальных образований в пределах своей компетенции осуществляют полномочия, предусмотренные частью 2настоящей статьи, и могут устанавливать лишь надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение в отношении организаций коммунального комплекса. Надбавка к ценам (тарифам) для потребителей – это ценовая ставка, которая учитывается при расчетах для потребителей с организациями коммунального комплекса, устанавливается в целях финансирования инвестиционных программ организации коммунального комплекса и общий размер которой соответствует сумме надбавок к тарифам и услугам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, реализующих инвестиционные программы по развитию системы коммунальной инфраструктуры.

При этом Закон № 131-Ф3 не наделяет представительный орган муниципального образования компетенцией по исполнению переданных государственных полномочий, вместе с тем наделяя местную администрацию полномочиями по осуществлению отдельных переданных государственных полномочий органам местного самоуправления.

К тому же в соответствии с п.1 ст.5 Закона ... области от 15.09.2010 г. «О наделении органов МСУ ... отдельными государственными полномочиями в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса» органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право на получение разъяснений от уполномоченного органа исполнительной власти ... в области государственного регулирования тарифов. А органы государственной власти ... в соответствии с п.2 ст.6 этого же Закона обязаны давать разъяснения органам МСУ по вопросам осуществления государственных полномочий.

Как следует из материалов дела такие разъяснения были даны Департаментом ... области по ценам и регулированию тарифов в виде писем по данному вопросу от дд.мм.гг. и от дд.мм.гг., где однозначно указывается на то, что полномочие по утверждению тарифов и изданию в связи с этим постановления принадлежит исполнительной власти, т.е. местной администрации, а осуществление переданных государственных полномочий по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса не влечет за собой принятие специального распорядительного акта органа представительной власти муниципального образования.

По заданию Правительства ... области независимая аудиторская фирма ООО «К.а.» провела проверку обоснованности установления тарифов на коммунальные услуги в ... в дд.мм.гг.. В ходе этой проверки была дана оценка порядку установления тарифа на услуги МП КЭП с выводом, что функции по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса возложены на исполнительный орган местного самоуправления - местную администрацию.

С дд.мм.гг. по дд.мм.гг. на основании требования прокуратуры ... в отношении администрации ... была проведена внеплановая выездная проверка органом государственного контроля (Департаментом ... области по ценам и регулированию тарифов). Согласно справке о проведении проверки от дд.мм.гг. задачей данной проверки являлось выявление нарушений законодательства при установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Превышения полномочий главой администрации ... при установлении тарифов не выявлено.

В соответствии со ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджета субъектов РФ, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.

В то же время в отношении представительного органа муниципального образования пункт 15 статьи 35 Закона № 131 – ФЗ определяет, что управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе исполнения не допускается, за исключением средств бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов. Следовательно, отдельные государственные полномочия, передаваемые с финансовым обеспечением, должны передаваться органу местного самоуправления являющемуся главным распорядителем и получателем бюджетных средств, которым согласно положению Бюджетного кодекса является местная администрация.

Как следует из Постановления Правительства ... области от 30.12.2010 года № 960-п «Об утверждении порядка предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов, городских округов на выполнение государственных полномочий в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса» в соответствии со ст.140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона ... области от 28.09.2010 № 3822/887- IV -ОЗ «О наделении органов местного самоуправления ... отдельными государственными полномочиями в области регулирования тарифов на товары и услуги коммунального комплекса» утвержден Порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов, городских округов на выполнение государственных полномочий в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; субвенции предоставляются на очередной финансовый год департаменту ... по ценам и регулированию тарифов. Из Уведомлений по расчетам между бюджетами от дд.мм.гг. и и от дд.мм.гг. следует что Главным администратором межбюджетных трансфертов указан департамент ... по ценам и регулированию тарифов, а администратором доходов бюджета предоставления межбюджетных трансфертов – финансовый отдел администрации МО ..., наименование межбюджетного трансферта – субвенции на реализацию полномочий в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Что касается доводов прокурора ..., что оспариваемое постановление принято с превышением полномочий, поскольку в силу п.6 ч.10 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 7 ч.2 ст.28 Устава муниципального образования ... в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

То, как следует из контекста п.6 ч.10 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган определяет сам порядок принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, как-то, согласовать их с теми или иными должностными лицами, а не непосредственно тарифы и стоимость услуги. Совет депутатов МО ... не принял такой порядок. Суд считает, что данное обстоятельство не является препятствием для принятия администрацией Постановления об установлении тарифов на услуги ЖКХ.

Что касается оспаривания действий главы администрации по утверждению тарифов на услуги ЖКХ.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» содержится разъяснение, что к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

В данном случае в качестве предмета спора такого действия суд не усматривает.

Как разъяснено в п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. Это разъяснение не утратило актуальности и в настоящее время, поскольку не противоречит положениям Гражданского процессуального кодекса, действующего с 01 марта 2003 года.

Таким образом, в заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего необходимо одновременно наличие двух условий:

1. несоответствие решения, действия (бездействия) закону или иному акту, в том числе принятие решения, совершения действия с превышением полномочий этого органа;

2. нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов гражданина или организации.

Следовательно, при отсутствии указанной совокупности условий, суд должен отказать в удовлетворении заявления.

В данном случае суд не усматривает, что имеется несоответствие действия закону или иному акту, в том числе принятие решения, совершения действия с превышением полномочий, что имеется нарушение оспариваемым действием прав и законных интересов неопреде ленного круга лиц.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора ... о признании незаконным действия главы администрации МО ... по утверждению тарифов на жилищно-коммунальные услуги для потребителей муниципального образования ... на дд.мм.гг., о признании постановления от дд.мм.гг. «Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для потребителей муниципального образования ... на дд.мм.гг.» не соответствующим законодательству и недействующим со дня его принятия отказать.

Руководствуясь ст.253, ст.258, ст.194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требованиях прокурора ... в защиту интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным действий главы администрации МО ЗАТО Комаровский по утверждению тарифов ЖКХ, о признании постановления от дд.мм.гг. не соответствующим законодательству и недействующим со дня его принятия отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ясненский районный суд.

Судья – подпись

Мотивированное решение изготовлено 24.08.2012 года.

Судья - подпись. Решение вступило в законную силу 25.09.2012 г.