дело № 11-8/2011 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 17 июня 2011 года с.Яшкуль Яшкульский районный суд Республики Калмыкия в составе: председательствующего - судьи Сангаджиевой О.А., при секретаре - Чудеевой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к администрации Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия о взыскании затрат на оплату коммунальных услуг в сумме 27 121 руб. 21 коп. и понесенных судебных расходов в сумме 1 013 руб. 63 коп., по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение мирового судьи Яшкульского судебного участка Республики Калмыкия от 28 апреля 2011 года, у с т а н о в и л : Церенова Н.В. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что является медицинским работником муниципального учреждения «Яшкульская центральная районная больница» (далее – Яшкульская ЦРБ) и проживает в с. Яшкуль Яшкульского района Республики Калмыкия. В соответствии с ч. 2 ст. 63 ранее действовавшей редакции Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. она, как медицинский работник, проживающий в сельской местности, имела право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Данные льготы были обеспечены на федеральном уровне. Данная норма закона утратила силу на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ). Пунктом 50 ст.35 указанного Федерального закона решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Яшкульская ЦРБ находится в ведении Яшкульского районного муниципального образования. Яшкульским РМО не введен эффективный правовой механизм, обеспечивающий сохранение прежнего уровня социальной защиты медицинских работников в жилищно-коммунальной сфере. В результате бездействия ответчика ей пришлось самостоятельно оплачивать коммунальные услуги. В связи с чем просила взыскать с администрации Яшкульского РМО понесенные ею расходы по оплате коммунальных услуг в сумме 27 121 рубль 21 коп. и уплаченную сумму государственной пошлины при обращении в суд в размере 1 013 рублей 63 коп. В судебном заседании Церенова Н.В. поддержала заявленные требования, пояснив, что проживает с семьей в указанном жилом помещении, принадлежащем ей на праве собственности, оплачивает самостоятельно коммунальные услуги. Представитель ответчика администрации Яшкульского РМО по доверенности ФИО8 в судебном заседании требования Цереновой Н.В. не признала и пояснила, что администрация Яшкульского РМО в своей деятельности руководствуется требованиями Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который не предусматривает предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам. В связи с чем, просила отказать в удовлетворении требований истицы. Представители третьих лиц – Открытого акционерного общества «Калмгаз» и Открытого акционерного общества «Калмэнергосбыт», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились. Решением мирового судьи Яшкульского судебного участка Республики Калмыкия от 28 апреля 2011 года исковые требования Цереновой Н.В. удовлетворены частично. С администрации Яшкульского РМО в пользу Цереновой Н.В. взысканы затраты на оплату коммунальных услуг в размере 19 046 рублей и понесенные судебные расходы в сумме 761 рубль. На это решение администрацией Яшкульского РМО принесена апелляционная жалоба, в которой представитель ответчика ФИО12 просит отменить решение мирового судьи и отказать в удовлетворении иска Цереновой Н.В. в полном объеме. Согласно доводам, изложенным в жалобе, Церенова Н.В. имеет сына, являющегося инвалидом, и пользуется правом на получение льготы по оплате коммунальных услуг по настоящее время, а также получает ежемесячную денежную выплату на оплату жилищно-коммунальных услуг за период с апреля 2010 года по декабрь 2010 года в размере 8074,87 руб. Республикой Калмыкия был принят закон от 30 ноября 2009 года №155-IV-З «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, финансируемых за счет средств федерального бюджета». Настоящий закон определяет форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов. В п.8 ст.3 указанного закона сказано, что при наличии у гражданина права на получение меры социальной поддержки по другим правовым основаниям мера социальной поддержки предоставляется по одному правовому основанию по выбору гражданина, если иное не предусмотрено действующим законодательством. В судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке истица Церенова Н.В. заявленные исковые требования поддержала, просила решение мирового судьи оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Представитель ответчика администрации Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия Аслыкова А.Э. поддержала доводы, изложенные в жалобе, дополнительно указав, что вопросы социальной помощи медицинских работников относятся к расходным обязательствам Республики Калмыкия. В рамках полномочий, предоставленных федеральным законодательством субъектам РФ Республикой Калмыкия не был принят соответствующий нормативный правовой акт и не разработан правовой механизм для компенсации указанных расходов медицинским работникам. Администрация Яшкульского РМО в своей деятельности руководствуется требованиями Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который не предусматривает предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам. В период с 2007 по 2010 годы меры социальной поддержки медицинским работникам, проживающим в сельской местности, не предусматривались и не предоставлялись по причине отсутствия поступления субсидий из федерального бюджета на указанные меры. Так как данные льготы по оплате коммунальных услуг не были предусмотрены на федеральном уровне, считает, что администрация Яшкульского РМО не имеет задолженности перед медицинскими работниками. Учредителем МУ «Яшкульская ЦРБ» является администрация Яшкульского РМО. Представители третьих лиц – Открытого акционерного общества «Калмгаз» и Открытого акционерного общества «Калмэнергосбыт», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились. Суд, с учетом требований ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть гражданское дело без участия представителей третьих лиц. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав истицу Церенову Н.В., представителя ответчика ФИО4, исследовав представленные доказательства, суд находит решение мирового судьи законным и обоснованным по следующим основаниям. Как следует из представленных документов, истица Церенова Н.В. работает медицинской сестрой инфекционного отделения в муниципальном учреждении «Яшкульская центральная районная больница» с 16 июля 1998 года по настоящее время. Истица с семьей проживает в собственном жилом доме по адресу: <адрес>, и оплачивает коммунальные услуги. В соответствии с п. 9 ч.2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), закреплялось и в ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР. Предоставляя право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, законодатель исходил из того, что указанная деятельность по смыслу статей 37 (части 1 и 3) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 72 (пункт «ж» части 1) и 114 (пункт «в», части 1), представляет собой особый вид деятельности, непосредственно связанной с координацией вопросов здравоохранения и проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области здравоохранения и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, осуществляющие такого рода деятельность, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также самим характером системы здравоохранения, предполагающим выполнение медицинскими работниками задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями их профессиональной деятельности, в том числе направленной на повышение уровня и эффективности профилактики заболеваний, общего оздоровления населения, определяется особый правовой статус медицинских работников, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от федерального законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших свои профессиональные обязанности, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений. Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан признана утратившей силу. При этом решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Так, согласно статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции данного Федерального закона меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть четвертая), организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - их органами государственной власти (часть пятая), муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть шестая). Соответственно, в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности (поселках городского типа) организации здравоохранения должен определяться в настоящее время уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих в ней и проживающих в той же местности медицинских работников. Таким образом, полномочием по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, федеральный законодатель наделил органы местного самоуправления, которые, как следует из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, при переходе к основанной на положениях данного Федерального закона системе социальной защиты граждан, предусматривающей замену основной части ранее предоставлявшихся им льгот в натуральной форме денежными выплатами, обязаны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня социальной защиты указанной категории медицинских работников в жилищно-коммунальной сфере. Данные меры ответчиком не принимались, это привело к нарушению прав медицинских работников, в том числе медсестры Цереновой Н.В., и поэтому понесенные ею расходы подлежат возмещению. Поскольку Церенова Н.В., как медицинский работник, работающая и проживающая в сельской местности, обладала правом на бесплатное предоставление ей жилого помещения с отоплением и освещением, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что права на ранее приобретенную льготу и возмещение расходов, связанных с оплатой отопления и освещения, подлежат сохранению за Цереновой Н.В. и с 1 января 2005 года. Согласно представленным истицей квитанциям по оплате коммунальных услуг, Цереновой Н.В., проживающей по адресу: <адрес>, оплачено за потребленный газ с марта 2008 года по март 2011 года – 19684 руб. 05 коп.; за электроэнергию с марта 2008 года по март 2011 года – 7437 руб. 16 коп., а всего на сумму 27121 руб. 21 коп. Согласно справки Отдела социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития РК Церенова Н.В. получает меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату ЖКУ, так как имеет ребенка-инвалида. На основании чего и в соответствии с законом Республики Калмыкия от 30 ноября 2009 года «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, финансируемых за счет средств федерального бюджета» истец получает льготы в виде оплаты в размере 50 процентов от стоимости коммунальных услуг. В связи с чем, с апреля 2010 года по декабрь 2010 года Цереновой Н.В. была выплачена ежемесячная денежная выплата за жилищно-коммунальные услуги в размере 8074,87 рубля. Согласно п.8 ст.3 вышеуказанного закона при наличии у гражданина права на получение ежемесячной денежной выплаты по настоящему закону или иному нормативно-правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается, ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина. Как правильно указал суд первой инстанции, Церенова Н.В. имела право на получение льготы, предусмотренной для ребенка-инвалида, а также как медицинский работник, работающий в сельской местности, по её выбору. Однако в нарушение действующего законодательства администрация Яшкульского РМО фактически не предоставила Цереновой Н.В. право выбора, поскольку меры социальной поддержки, как медицинскому работнику, работающему в сельской местности, ей фактически не предоставлялись. Таким образом, с учетом вышеизложенного в пользу Цереновой Н.В. подлежат взысканию затраты на оплату коммунальных услуг в виде разницы сумм за период с марта 2008 года по март 2011 года в размере 19046 рублей 34 копейки = 27121,21 – 8074,87 руб. Статья 98 ГПК РФ предусматривает, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. Истицей Цереновой Н.В. при подаче заявления уплачена государственная пошлина в сумме 761,85 рублей, которые подлежат взысканию с ответчика в полном объеме. При таких обстоятельствах решение мирового судьи Яшкульского судебного участка Республики Калмыкия является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, суд, о п р е д е л и л : Решение мирового судьи Яшкульского судебного участка Республики Калмыкия от 28 апреля 2011 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия без удовлетворения. Данное определение вступает в законную силу после его вынесения, обжалованию в кассационном порядке не подлежит. Председательствующий Сангаджиева О.А.