Исковое заявление к УПФР в Яшкульском районе о возложении обязанновти назначить пенсию по потере кормильца с 21 июня 2010 г.



дело –87/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июня 2011 года с.Яшкуль

Яшкульский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего - судьи Сангаджиевой О.А.,

при секретаре – Чудеевой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Патрушевой Н.И. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Яшкульском районе Республики Калмыкия (далее – ГУ-УПФР в Яшкульском районе) о признании незаконным отказа в назначении пенсии по потере кормильца с момента смерти кормильца и возложении на ответчика обязанности назначить пенсию по случаю потери кормильца с 21 июня 2011 года,

у с т а н о в и л:

Патрушева Н.И. обратилась в суд с указанным иском к ГУ-УПФР в Яшкульском районе, мотивируя следующим.

Она является вдовой ликвидатора последствий аварии на ЧАЭС ФИО9, умершего 21 июня 2010 года.

Пенсионный орган назначил ей пенсию по потере кормильца с 1 января 2011 года, ссылаясь на заявительный характер назначения такой пенсии, так как она обратилась за назначением пенсии 11 января 2011 года, и отказал в назначении пенсии с момента смерти мужа.

В день первоначального обращения в пенсионный орган за назначением пенсии (01 июля 2010 года) ей разъяснили, что необходимо представить удостоверение ликвидатора ЧАЭС ФИО3, которое выдается посмертно. Данное удостоверение Патрушева получила в отделе социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития РК по Яшкульскому району лишь 15 декабря 2010 года.

11 января 2011 года Патрушева Н.И. вновь обратилась в пенсионный орган за назначением пенсии, однако пенсия была назначена ей не со дня смерти кормильца, а с месяца обращения, то есть с 01 января 2011 года.

Просит признать отказ ГУ-УПФР в Яшкульском районе незаконным и обязать ответчика назначить ей пенсию с момента смерти кормильца, а именно с 21 июня 2011 года.

В судебном заседании Патрушева Н.И. и её представитель ФИО5 поддержали заявленные требования в полном объеме, уточнив требования в связи с технической опечаткой: просят обязать ответчика назначить пенсию с 21 июня 2010 года.

Представитель ГУ-УПФР в Яшкульском районе ФИО6 требования Патрушевой Н.И. не признала, пояснив, что в соответствии со ст.4 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору. В случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, указанным в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости (по инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по потере кормильца).

Патрушева Н.И. получает трудовую пенсию по старости с 1996 года в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и вторую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с 01 января 2011 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от её вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на неё. Так как Патрушева Н.И. обратилась с заявлением 11 января 2011 года, то пенсия назначена ей с января 2011 года.

Признает, что Патрушева Н.И. первоначально обращалась с заявлением о назначении пенсии 01 июля 2010 года, представив все необходимые документы за исключением удостоверения ФИО3

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что требования истицы подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.19 и ст.39 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Патрушева Н.И. получает трудовую пенсию по старости с 1996 года в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, указанным в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости (по инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по потере кормильца).

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в подпунктах 1,2,3 настоящего пункта (граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения. К нетрудоспособным членам семьи относятся члены семьи, указанные в пункте 3 части 1 статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Патрушева Н.И. является нетрудоспособным членом семьи умершего ФИО3, являвшегося гражданином, получившим или перенесшим лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом в связи с аварией на ЧАЭС, и имеет право на получение пенсии по потере кормильца. Впервые обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по потере кормильца ДД.ММ.ГГГГ. Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами.

В соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития РФ №16 и Пенсионного фонда РФ №19па от 27 февраля 2002 года в редакции приказа Минздравсоцразвития РФ №141н, ПФ РФ №53п от 12 марта 2010 года, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению должен быть приложен ряд определенных документов. Согласно п.9.2 указанного Перечня к заявлению о назначении пенсии по случаю потери кормильца из числа граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, в необходимых случаях, в дополнение к документам, предусмотренным в п.9 Перечня, прилагаются документы, удостоверяющие причинную связь смерти кормильца с катастрофой на Чернобыльской АЭС или другими радиационными и техногенными катастрофами.

Однако, представление посмертного удостоверения гражданина, пострадавшего в результате ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС указанным Перечнем прямо не предусмотрено.

Согласно ч.1 ст.23 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

Статьей 13 вышеуказанного закона установлено, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца в системе государственного пенсионного обеспечения применяются нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены Федеральным законом №166-ФЗ.

В соответствии с ч.2 ст.19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Согласно ч.4 указанного ФЗ трудовая пенсия назначается ранее дня обращения за трудовой пенсией, определенного пунктом 2 ст.19 ФЗ, в следующих случаях, в том числе, трудовая пенсия по случаю потери кормильца – со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока – на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.

По смыслу закона, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный срок по не зависящим от него причинам, то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему пенсии с момента первоначального обращения за указанной пенсией.

Таким образом, судом установлено, что Патрушева Н.И. на момент первоначального обращения за назначением пенсии по потере кормильца (1 июля 2010 года) имела право на указанную пенсию, однако ей было отказано в связи с непредставлением удостоверения ФИО3 Данное удостоверение Патрушева Н.И. получила лишь 15 декабря 2010 года, задержка в получении удостоверения произошла не по её вине. Повторное обращение Патрушевой Н.И. последовало 11 января 2011 года, то есть не позднее чем через 12 месяцев после смерти супруга ФИО7

Следовательно, ГУ-УПФР в Яшкульском районе обязано назначить Патрушевой Н.И. пенсию по потере кормильца по государственному пенсионному обеспечению со дня смерти кормильца ФИО3, то есть с 21 июня 2010 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Требования Патрушевой Н.И. удовлетворить.

Признать отказ Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Яшкульском районе Республики Калмыкия в назначении Патрушевой Н.И. пенсии по потере кормильца со дня смерти умершего супруга, то есть с 21 июня 2010 года, незаконным.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Яшкульском районе Республики Калмыкия назначить Патрушевой Н.И. пенсию по потере кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» со дня смерти умершего супруга ФИО3, то есть с 21 июня 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Калмыкия в десятидневный срок со дня принятия его судом в окончательной форме, через Яшкульский районный суд Республики Калмыкия.

Председательствующий подпись Сангаджиева О.А.