о взыскании недоплаченных сумм по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров



дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

<адрес>

<адрес> районный суд <адрес> в составе:

председательствующего

-

судьи Сангаджиевой О.А.,

при секретаре

-

ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделу социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития <адрес> о взыскании недоплаченных сумм по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров,

установил:

ФИО1 обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя следующим.

Он является инвалидом 3 группы по общему заболеванию. ДД.ММ.ГГГГ был признан участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и имел соответствующее удостоверение, с этого времени получал только ежегодную компенсацию за вред здоровью. ДД.ММ.ГГГГ получил новое удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1988 году на объекте «Укрытие». Данное удостоверение дает право на компенсации и льготы, предусмотренные законом. В соответствии со ст.15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №179-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ) гражданам принимавшим участие в 1988-1989 годах в работах по объекту «Укрытие», гарантируется ежемесячная выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере <данные изъяты> рублей. Однако с момента получения удостоверения ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров не выплачивалась.

Согласно извещению ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № данная выплата назначена только с февраля в сумме <данные изъяты> рублей, с чем он не согласен. Полагает, что указанная выплата подлежит индексации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Так как компенсация на приобретение продовольственных товаров ему не выплачивалась, просил суд взыскать с Отдела социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития <адрес> (далее - ОСЗН, должник) задолженность по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с учетом индексации за период с ДД.ММ.ГГГГ (момент получения удостоверения) по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., возложить на ответчика обязанность выплачивать ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере <данные изъяты>. с ежегодной индексацией по уровню инфляции.

В судебном заседании ФИО1 поддержал требования в полном объеме.

Представитель должника – ОСЗН ФИО3 возражал на удовлетворение заявленных требований. Пояснил, что ФИО1, как участнику ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, назначены выплаты ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров. Указанные выплаты назначены в строгом соответствии с «Правилами выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Выплата компенсаций носит заявительный характер и произведена ФИО1 с февраля 2011 года, то есть начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления (ДД.ММ.ГГГГ). Указанные суммы компенсаций индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, а именно в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». С ДД.ММ.ГГГГ сумма данных компенсаций проиндексированы с применением коэффициента 1,065 и составили: ежемесячная денежная компенсация – <данные изъяты> рублей.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Истец ФИО1 на основании удостоверения серии Р № от ДД.ММ.ГГГГ, справки бюро медико-социальной экспертизы серии МСЭ-2006 № от ДД.ММ.ГГГГ, является инвалидом 3 группы по общему заболеванию и участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС ФИО1 имеет право на получение ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров.

Заявление со всеми необходимыми документами на выплату компенсаций, положенных ФИО1 подано в ОСЗН ДД.ММ.ГГГГ. В феврале 2011 года ОСЗН сформированы заявки на получение компенсаций и направлены в Отделение Федерального казначейства. Выплаты произведены истцу своевременно, задолженности не имеется.

Из статей 1, 2 и 7 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС» Конституционным Судом РФ выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обуславливает возникновение конституционно - правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью, которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров предусмотрены пунктом 22 статьи 14 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 179-ФЗ).

Частью 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N31-ФЗ предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяем Правительством РФ.

Следует, кроме того, учитывать, что положения статьи 3 базового Закона предусматривали право граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признан утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов " внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социально, выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство РФ, в том числе в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы <данные изъяты> рублей. При этом статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N121 ФЗ и статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплат стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на ДД.ММ.ГГГГ (т.е. исчисленных исходя из <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп), а с ДД.ММ.ГГГГ - исходя из базовой суммы <данные изъяты> рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N122-ФЗ в статьи 14 и 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействии радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере <данные изъяты> рублей и ежегодная компенсации за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп в размере <данные изъяты> рублей.

Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ), Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", от ДД.ММ.ГГГГ "О минимальном размере оплаты труда" и от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ" в связи с запросами Верховного Суда РФ и Октябрьского районного суда <адрес>, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев" (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006г.г. недополученных сумм. Постановлениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006 и 2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Этими постановлениями Правительства РФ в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен.

Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, а именно: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. (установленная Законом <данные изъяты> руб.), ежегодная компенсация за вред здоровью в размере <данные изъяты> руб. (установленная Законом <данные изъяты> руб.) - коэффициент 1,1. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N292 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. - коэффициент 1,11; в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N246 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. - коэффициент 1,09; в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты>., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. - коэффициент 1,08.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ N7 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда РФ, как указывалось, не была признана неконституционной.

Таким образом, индексация компенсаций на питание и за вред здоровью осуществляется в централизованном порядке, определяемом Правительством РФ, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Указанная выплата ФИО1 назначена в соответствии с «Правилами выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно п. 2 указанных Правил назначение компенсаций к выплате носит заявительный характер и правильно назначена истцу с месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

С учетом изложенного, вышеуказанная ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 420,49 руб. назначена в сроки, установленные действующим законодательством, и индексации в индивидуальном порядке по заявлению ФИО1 не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Отделу социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития <адрес> о взыскании недоплаченных сумм по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда <адрес> через <адрес> районный суд <адрес> в десятидневный срок со дня вынесения.

Председательствующий п/п Сангаджиева О.А.