о взыскании затрат на оплату коммунальных услуг



дело № 2-36/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 апреля 2011 года

<адрес>

Яшкульский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего

-

судьи Сангаджиевой О.А.,

при секретаре

-

Чонаевой Б.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марчеловой С.П. к администрации Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия о взыскании затрат на оплату коммунальных услуг в сумме 56101 руб. 41 коп. и понесенных судебных расходов в сумме 1883 руб., признании права на меры социальной поддержки,

у с т а н о в и л :

Марчелова С.П. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что является медицинским работником муниципального учреждения «Яшкульская центральная районная больница» (далее – Яшкульская ЦРБ).

В соответствии с ч. 2 ст. 63 ранее действовавшей редакции Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. она, как медицинский работник, проживающий в сельской местности, имела право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Данные льготы были обеспечены на федеральном уровне. Данная норма закона утратила силу на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ). Пунктом 50 ст.35 указанного Федерального закона решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Яшкульская ЦРБ находится в ведении Яшкульского районного муниципального образования. Яшкульским РМО не введен эффективный правовой механизм, обеспечивающий сохранение прежнего уровня социальной защиты медицинских работников в жилищно-коммунальной сфере. В результате бездействия ответчика ей пришлось самостоятельно оплачивать коммунальные услуги. В связи с чем просила взыскать с администрации Яшкульского РМО понесенные ею расходы по оплате коммунальных услуг в сумме 56101,41 рублей и уплаченную сумму государственной пошлины при обращении в суд в размере 1883 рубля, также просила определить её право, как медицинского работник, на меры социальной поддержки.

В судебном заседании Марчелова С.П. уточнила заявленные требования, пояснила, что проживает с семьей в п. Чилгир Яшкульского района РК в жилом помещении, принадлежащем её мужу ФИО3 на праве собственности, оплачивает самостоятельно коммунальные услуги. Не настаивает на удовлетворении заявленного требования об определении её права как медицинского работника на меры социальной поддержки, просит взыскать с ответчика в её пользу затраты на оплату коммунальных услуг в сумме 56101 руб. 41 коп. и судебные расходы в сумме 1883 руб.

Представитель ответчика администрации Яшкульского РМО по доверенности ФИО4 в судебном заседании требования Марчеловой С.П. не признала и пояснила, что администрация Яшкульского РМО в своей деятельности руководствуется требованиями Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который не предусматривает предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам. Вопросы социальной помощи медицинских работников относятся к расходным обязательствам Республики Калмыкия. В рамках полномочий, предоставленных федеральным законодательством субъектам РФ Республикой Калмыкия не был принят соответствующий нормативный правовой акт и не разработан правовой механизм для компенсации указанных расходов медицинским работникам. Администрация Яшкульского РМО в своей деятельности руководствуется требованиями Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который не предусматривает предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам. В период с 2007 по 2010 годы меры социальной поддержки медицинским работникам, проживающим в сельской местности, не предусматривались и не предоставлялись по причине отсутствия поступления субсидий из федерального бюджета на указанные меры. Так как данные льготы по оплате коммунальных услуг не были предусмотрены на федеральном уровне, считает, что администрация Яшкульского РМО не имеет задолженности перед медицинскими работниками. В связи с чем, просила отказать в удовлетворении требований истицы.

Представители третьих лиц – Открытого акционерного общества «Калмгаз» и Открытого акционерного общества «Калмэнергосбыт», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились.

Суд, с учетом требований ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть гражданское дело без участия представителей третьих лиц.

Выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из представленных документов, истица Марчелова С.П. работает медсестрой ВОП п. Чилгир в муниципальном учреждении «Яшкульская центральная районная больница» с 06 марта 1984 года по настоящее время. Учредителем МУ «Яшкульская ЦРБ» является администрация Яшкульского РМО. Истица с семьей проживает в собственном жилом доме по адресу: Республика Калмыкия, Яшкульский район, п. Чилгир, <адрес>, и оплачивает коммунальные услуги.

В соответствии с п. 9 ч.2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), закреплялось и в ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР.

Предоставляя право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, законодатель исходил из того, что указанная деятельность по смыслу статей 37 (части 1 и 3) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 72 (пункт «ж» части 1) и 114 (пункт «в», части 1), представляет собой особый вид деятельности, непосредственно связанной с координацией вопросов здравоохранения и проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области здравоохранения и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, осуществляющие такого рода деятельность, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также самим характером системы здравоохранения, предполагающим выполнение медицинскими работниками задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями их профессиональной деятельности, в том числе направленной на повышение уровня и эффективности профилактики заболеваний, общего оздоровления населения, определяется особый правовой статус медицинских работников, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от федерального законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших свои профессиональные обязанности, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений.

Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан признана утратившей силу.

При этом решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Так, согласно статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции данного Федерального закона меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть четвертая), организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - их органами государственной власти (часть пятая), муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть шестая).

Соответственно, в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности (поселках городского типа) организации здравоохранения должен определяться в настоящее время уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих в ней и проживающих в той же местности медицинских работников.

Таким образом, полномочием по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, федеральный законодатель наделил органы местного самоуправления, которые, как следует из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, при переходе к основанной на положениях данного Федерального закона системе социальной защиты граждан, предусматривающей замену основной части ранее предоставлявшихся им льгот в натуральной форме денежными выплатами, обязаны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня социальной защиты указанной категории медицинских работников в жилищно-коммунальной сфере.

Данные меры ответчиком не принимались, что не оспаривается представителем ответчика в судебном заседании. Это привело к нарушению прав медицинских работников, в том числе медсестры Марчеловой С.П., и поэтому понесенные ею расходы подлежат возмещению. Поскольку Марчелова С.П., как медицинский работник, работающая и проживающая в сельской местности, обладала правом на бесплатное предоставление ей жилого помещения с отоплением и освещением, суд приходит к выводу о том, что права на ранее приобретенную льготу и возмещение расходов, связанных с оплатой отопления и освещения, подлежат сохранению за Марчеловой С.П. и с 1 января 2005 года.

Согласно представленным истицей квитанциям по оплате коммунальных услуг, Марчеловой С.П., проживающей по адресу: Республика Калмыкия, Яшкульский район, п. Чилгир, <адрес>, оплачено за потребленный газ с января 2008 года по январь 2011 года – 31 442 рубля 67 копеек; за электроэнергию с января 2008 года по январь 2011 года – 24658 рублей 74 копейки, а всего на сумму 56101 рубль 41 копейка.

Таким образом, с учетом вышеизложенного в пользу Марчеловой С.П. подлежат взысканию затраты на оплату коммунальных услуг за период с января 2008 года по январь 2011 года в сумме 56101 рубль 41 копейка.

Статья 98 ГПК РФ предусматривает, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. Истицей Марчеловой С.П. при подаче заявления уплачена государственная пошлина в сумме 1883 рубля, которые подлежат взысканию с ответчика в полном объеме.

При таких обстоятельствах исковые требования Марчеловой С.П. подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

р е ш и л :

Исковые требования Марчеловой С.П. удовлетворить.

Взыскать с администрации Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия в пользу Марчеловой С.П. затраты на оплату коммунальных услуг в сумме 56101 (пятьдесят шесть тысяч сто один) рубль 41 копейка.

Взыскать с администрации Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия в пользу Марчеловой С.П. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1883 (одна тысяча восемьсот восемьдесят три) рубля.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Яшкульский районный суд Республики Калмыкия.

Председательствующий

Сангаджиева О.А.

Решение изготовлено 07 апреля 2011 года и на день выдачи не вступило в законную силу. Судья Сангаджиева О.А.