об установлении административного надзора



Дело №2-11/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Яшкуль 31 января 2012 года

Яшкульский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи - Очировой З.Г.,

при секретаре – Булыковой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном гражданское дело по заявлению и.о. начальника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Калмыкия (далее – ИК-2) об установлении административного надзора в отношении осужденного Мусаева Р.И.,

у с т а н о в и л:

И.о начальника ИК-2 обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя следующим.

Мусаев осужден 05 сентября 2003 года приговором Харабалинского районного суда Астраханской области по ч.1 ст.105 УК РФ к 9 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Назначенное наказание Мусаев отбывает в ИК-2 со ДД.ММ.ГГГГ. В апреле 2009 года, он был переведен в колонию-поселение при ФКУ ИК-1. ДД.ММ.ГГГГ за отказ в категорической форме от работы он был водворен в штрафной изолятор и признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Постановлением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ, Мусаев был переведен в исправительную колонию строгого режима. В ИК-2 вновь прибыл ДД.ММ.ГГГГ. К мероприятиям воспитательного характера относится отрицательно, в общественной жизни отряда принимает пассивное участие, характеризуется отрицательно.

В связи с изложенным, просит суд установить в отношении Мусаева Р.И. следующие виды административных ограничений: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Представитель ИК-2 начальник отряда - ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал заявление администрации в полном объеме и просил суд установить в отношении осужденного Мусаева, предложенные в заявлении начальника ИК-2 ограничения.

Мусаев Р.И. В судебном заседании не возражал против установления в отношении него административного надзора, пояснив, что просит с учетом его возраста, семейного положения- наличия на иждивении двоих детей- студентов, необходимости трудоустройства на сезонных работах, с ненормированным рабочим днем, определить минимальный срок административных ограничений.

Прокурор – помощник прокурора Яшкульского района Республики Калмыкия Ольдеев А.С. высказал мнение о частичном удовлетворении заявления и.о. начальника ИК-2, пояснив, что администрацией не указаны конкретно определенные места, посещение и пребывание в которых запрещается Мусаеву.

Заслушав представителя администрации ИК-2, пояснения Мусаева Р.И., мнение прокурора, изучив представленные материалы и личное дело осужденного, суд считает, что заявление и.о. начальника ИК-2 об установлении административного надзора подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с ч.3 ст.246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

В силу п.п. 1,2 ч.1 ст.3 Федерального закона Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение особо тяжкого преступления и за совершения преступления при рецидиве преступлений.

Согласно п.1 ч.3 ст.3 указанного закона в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Из представленных материалов усматривается, что Мусаев Р.И. ранее судим приговором от ДД.ММ.ГГГГ по п.п. «а», «в», «г» ч.2 ст.158 УК РФ к 2 годам лишения свободы без штрафа. ДД.ММ.ГГГГ освобожден по отбытию срока наказания.

05 сентября 2003 года он осужден приговором Харабалинского районного суда Астраханской области по ч.1 ст.105 УК РФ, к 9 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Назначенное наказание со ДД.ММ.ГГГГ отбывал в ИК-2 с.Яшкуль.

Согласно приговору от ДД.ММ.ГГГГ, Мусаев был осужден за совершение особо тяжкого преступления, при рецидиве преступлений.

Постановлением Яшкульского районного суда от 06 мая 2009 года Мусаев был переведен для отбывания наказания в колонию-поселение.

Постановлением Элистинского городского суда от 24 марта 2011 году осужденному был изменен вид режима исправительного учреждения с колонии-поселения на исправительную колонию строгого режима.

Приказом Министерства юстиции РФ № 205 от 03 ноября 2005 года утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, которые обязательны для персонала исправительных учреждений, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих эти учреждения. Нарушение Правил влечет ответственность, установленную действующим законодательством.

Согласно материалам дела, характеризующих данных, Мусаев Р.И. характеризуется отрицательно и нуждается в установлении административного надзора.

Как следует из справки о поощрениях и взысканиях осужденного, за время нахождения в местах лишения свободы он 14 раз поощрялся администрацией учреждения за добросовестное отношение к труду, однако в период с декабря 2009 года по март 2011 года он 4 раза водворялся в штрафной изолятор.

В силу п. «в» ч.1 ст.115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы может применяться мера взыскания, в виде водворения осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток.

Постановлением начальника ИК-1 от ДД.ММ.ГГГГ, за отказ от работы без уважительной причины, Мусаев Р.И. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, одновременно с водворением его в штрафной изолятор сроком на 15 суток.

В силу ч.1 ст.116 УИК РФ, злостным нарушением осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания является, в том числе и отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин.

Согласно ч.3 ст.116 УИК РФ, осужденный, совершивший указанные в частях первой и второй настоящей статьи нарушения, признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания при условии назначения ему взыскания, предусмотренного пунктами "в", "г", "д" и "е" части первой статьи 115 и пунктом "б" статьи 136 настоящего Кодекса.

По смыслу закона действенность мер ответственности обеспечивается только при обязательном выполнении таких требований законодательства, как обоснованность и своевременность наложения дисциплинарного взыскания, его соразмерность содеянному, учет других факторов.

В ходе судебного разбирательства был достоверно установлен факт водворения осужденного в штрафной изолятор, данное взыскание не снято и не погашено.

Доводы заявителя о том, что Мусаев Р.И. по прибытии в Учреждение характеризовался положительно, а затем, пересмотрел свои взгляды, обоснованны, поскольку в совокупности с имеющейся в материалах дела справкой о поощрениях и взысканиях подтверждают изложенное.

Каких-либо снований ставить под сомнение достоверность представленных сведений о поведении осужденного в местах лишения свободы у суда не имеется.

Кроме того, кассационным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ постановление Элистинского городского суда от 24 марта 2011 года, которым Мусаеву изменен вид режима и он был переведен из колонии-поселения в исправительную колонию строгого режима, определенную ему приговором суда, было оставлено без изменения, а кассационная жалоба Мусаева- без удовлетворения.

Одновременно с рассмотрением кассационной жалобы Мусаева была проверена и законность и обоснованность признания его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Таким образом, обоснованность и законность признания Мусаева злостным нарушителем, у суда не вызывает сомнений.

Таким образом, судом установлено, что Мусаев Р.И. осужден за совершение особо тяжкого преступления при рецидиве преступлений, и в период отбывания наказания в местах лишения свободы признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для отказа в удовлетворении заявления и.о.начальника ИК-2 об установлении административного надзора в отношении Мусаева Р.И..

Обсуждая вопросы об устанавливаемых после освобождения ограничениях, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.2 ст.261.8 ГПК РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.

Согласно ст.4 Федерального закона Российской Федерации от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

1. запрещение пребывания в определенных местах;

2. запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3. запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4. запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5.обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Учитывая, что Мусаев Р.И. отбывает наказание за совершение особо тяжкого преступления при рецидиве преступлений, поведение осужденного за весь период отбытия наказания, а именно отрицательную характеристику, суд полагает целесообразным применение к осужденному указанных в заявлении и.о.начальника ИК-2 административных ограничений, за исключением административного ограничения в виде запрещения пребывания в определенных местах, поскольку администрацией колонии не указаны места, в которых по мнению заявителя, пребывание осужденного подлежит запрету, и не изложены доводы об установлении вышеуказанного ограничения.

В силу ч.2 ст.4 Закона установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.

Согласно п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона Российской Федерации от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Мусаев Р.И. отбывает наказание за совершение особо тяжкого преступления, в связи с чем, в силу п. «д» ч.3 ст.86 УК РФ, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.

Следовательно, административный надзор в отношении осужденного может быть установлен на срок от одного до трех лет.

При этом суд, учитывая личность осужденного, его возраст и семейное положение, считает возможным установить срок административного надзора в отношении Мусаева на минимальный срок- один год, обязав его явку в орган внутренних дел два раза в месяц, с установлением запрещения посещать места проведения массовых и иных мероприятий и участвовать в них; запрещение пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства поднадзорного лица, в ночное время- с 23 часов до 06 часов; запрещение выезда за пределы Астраханской области.

В силу п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лица, указанного в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.

На основании изложенного, руководствуясь 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление и.о. начальника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Калмыкия об установлении административного надзора в отношении осужденного Мусаева Р.И. – удовлетворить частично.

Установить административный надзор в отношении Мусаева Р.И. со следующими административными ограничениями:

- запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, с 23 часов до 06 часов, сроком на один год;

- запрещение пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства поднадзорного лица, в ночное время- с 23 часов до 06 часов, сроком на один год;

- запрещение выезда за пределы Астраханской области сроком на один год;

- обязательная явка 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, сроком на один год.

Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия, в месячный срок, через Яшкульский районный суд Республики Калмыкия.

Председательствующий Очирова З.Г.