о предоставлении жилого помещения



Дело № Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Судья Яшкинского районного суда Кемеровской области Хатянович В.В.

при секретаре Комаловой С.В.

с участием истца Бакушева А.В.,

представителя ответчика- Администрации Яшкинского района Кемеровской области Лебедева Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Яшкино

Дата обезличена

гражданское дело по иску Бакушева Алексея Викторовича к Администрации Яшкинского района Кемеровской области о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Бакушев А.В. обратился в суд с иском к Администрации Яшкинского района Кемеровской области о предоставлении жилого помещения, указывая, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать, ФИО2 умерла Дата обезличена отец, ФИО3, лишен родительских прав Яшкинским районным судом Кемеровской области Дата обезличена. С Дата обезличена. он находился в МОУ «Яшкинский детский дом». При поступлении в государственное учреждение он закрепленного жилого помещения не имел, местом первичного выявления является ... Яшкинского района Кемеровской области. Распоряжением Администрации Колмогоровской сельской территории Яшкинского района Кемеровской области от Дата обезличена Номер обезличен он был поставлен на льготную очередь получения жилого помещения, номер очереди 3. После окончания 9 классов он поступил на обучение в ГОУ ..., закончив его, стал проживать у опекуна по адресу ..., которое является временным жильем. В связи с чем, считает, что в силу ст.ст.1,8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 г., ст.1 Закона КО «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ, ст.ст.49,57 ЖК РФ, имеет право на дополнительные гарантии по социальной защите, в частности, право на предоставление ему по месту жительства жилого помещения вне очереди по договору социального найма, при отсутствии закрепленного за ним жилого помещения.

Просит: Обязать Администрацию Яшкинского района Кемеровской области предоставить ему, Бакушеву Алексею Викторовичу, Дата обезличена, жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью с учетом нормы жилой площади при предоставлении жилья в Кемеровской области.

Истец Бакушев А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, дал пояснения в соответствии с исковым заявлением, уточнив, что просит: обязать Администрацию Яшкинского района Кемеровской области предоставить ему,

Бакушеву Алексею Викторовичу, Дата обезличена, жилое помещение в ... Кемеровской области, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью с учетом нормы предоставления площади жилого помещения на территории ... сельского поселения Яшкинского района Кемеровской области на одиноко проживающего гражданина. Дополнил также, что с родителями в ... они проживали в доме бабушки по ..., где он до настоящего времени зарегистрирован, но не проживает. Своего жилого помещения родители не имели.

Представитель ответчика- Администрации Яшкинского района Кемеровской области – Лебедев Е.В., действующий по доверенности Номер обезличен от Дата обезличена., исковые требования не признал, пояснив, что обеспечение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в рамках положений статьи 72 Конституции Российской Федерации входит в предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. С учетом установленного действующим законодательством Российской Федерации разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, полномочие по обеспечению жилищных прав рассматриваемой категории граждан является полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Статьей 4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ установлено, что финансирование мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Как свидетельствует приложение 22 к Закону Кемеровской области от 30.11.2009 г. № 122-ОЗ, на 2010 год для бюджета Яшкинского муниципального района на реализацию отдельного государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями рассматриваемой категории лиц в областном бюджете предусмотрена субвенция в размере 2 миллиона рублей. По состоянию на 01.01.2010 г. на территории Яшкинского муниципального района на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоят 458 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Количество нуждающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилом помещении, наличие ранее принятых Яшкинским районным судом Кемеровской области по однородным искам решений, подлежащих исполнению Администрацией Яшкинского района, а также наличие новых однородных исков, предъявленных к Администрации Яшкинского района и размер субвенции для Яшкинского муниципального района приводит к тому, что финансовые средства не позволяют в полной мере исполнить обязательства по обеспечению жильем указанной категории граждан. Администрация Яшкинского района обратилась к Губернатору Кемеровской области с ходатайством об увеличении финансирования на исполнение переданного отдельного государственного полномочия. В случае увеличения субвенции жилые помещения будут приобретаться дополнительно.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Бакушева А.В. обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, ч.ч.1-3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ ( ред. от 22.08.2004 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой(попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Регистрационный учет детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства(месту закрепления за ними жилой площади) так и по месту временного пребывания ( учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна(попечителя), приемная семья).

Вышеназванные требования Федерального закона дополнительно регламентированы Законом Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ(в ред. Закона от 30.06.2007 г.), ч.ч.1,2 ст.1 которого предусматривают, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки(попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, указанным Законом. Жилое помещение указанным лицам предоставляется в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом КО «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

В соответствии с ч.3,4 ст.49 ЖК РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями.

Согласно пункту 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации (в том числе по вопросу обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) на основании законов субъекта Российской Федерации и в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Законом Кемеровской области от 14.11.2005 г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены отдельным государственным полномочием Кемеровской области по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( подпункт 9 части 1 статьи 2).

Согласно ст.4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ(в ред. Закона от 30.06.2007 г.) расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции.

Как следует из приложения 22 к Закону Кемеровской области от 30.11.2009 г. № 122-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» на 2010 год Яшкинскому муниципальному району для реализации отдельного государственного полномочия Кемеровской области по обеспечению жилыми помещениями рассматриваемой категории детей, выделено 2 000 тыс. рублей.

В судебном заседании установлено, что Бакушев А.В. родился Дата обезличена в ..., его родителями являются – ФИО3 и ФИО2 (л.д.10), которые решением Яшкинского районного суда Кемеровской области от Дата обезличена. лишены в отношении него родительских прав (л.д.7-8).

Мать Бакушева А.В.- ФИО2 умерла Дата обезличена в ... области, о чем Дата обезличена органом ЗАГС Яшкинского района Кемеровской области Кемеровской области составлена запись акта о смерти Номер обезличен (л.д.4).

Согласно справки МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Яшкинский детский дом» от Дата обезличена Бакушев А.В. находился на полном государственном обеспечении, был отчислен Дата обезличена в связи с дальнейшим обучением в ГОУ ... (л.д.11).

Из диплома о начальном профессиональном образовании, выданном Дата обезличена государственным образовательным учреждением ..., следует, что Бакушев А.В. присвоена квалификация машинист крана (крановщик) по управлению мостовыми кранами четвертого разряда, машинист крана (крановщик) по управлению козловыми кранами четвертого разряда (л.д.5-6).

Справкой ... сельской администрации Яшкинского района Номер обезличен от Дата обезличена справкой Администрации ... сельского поселения Яшкинского района Кемеровской области Номер обезличен от Дата обезличена подтверждается, что Бакушев А.В.поставлен на льготную очередь на получение жилья на основании распоряжения Номер обезличен от Дата обезличена номер очереди Номер обезличен (л.д.12, 23).

Из паспорта Бакушева А.В. следует, что он зарегистрирован по ... (л.д.9 об.)

По информации филиала №23 БТИ Яшкинского района жилой дом, расположенный по адресу: ... в филиале не зарегистрирован (л.д.18). Согласно уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от Дата обезличена., информация о правах на объект недвижимого имущества - жилой дом по адресу ... отсутствует (л.д.21).

Свидетель ФИО7 в судебном заседании пояснила, что Бакушев А.В. являлся воспитанником МОУ «Яшкинский детский дом» с Дата обезличена по Дата обезличена У родителей истца собственного жилья не было. В Дата обезличена он был зарегистрирован по ..., в доме, принадлежавшем его бабушке. ... сельская администрация провела обследование указанного помещения, о чем был составлен соответствующий акт и направлен в МОУ «Яшкинский детский дом». Бакушев А.В. стоит на льготной очереди на получение жилья в Администрации ... сельской территории.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Бакушеву А.В., как имеющему статус детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющему закрепленного за ним жилого помещения, по окончании пребывания в образовательном учреждении- МОУ «Яшкинский детский дом», в первоочередном порядке Администрацией Яшкинского района Кемеровской области должно было быть предоставлено жилое помещение в ..., где он был поставлен на учет как нуждающийся, в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Тот факт, что до настоящего времени Бакушеву А.В. постоянное жилое помещение не предоставлено, противоречит нормам действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, в связи с чем, исковые требования Бакушева А.В. подлежат удовлетворению.

Утверждения представителя ответчика о том, что органы местного самоуправления, в частности, Администрация Яшкинского района Кемеровской области, несут ограниченную ответственность при исполнении государственного полномочия по предоставлению рассматриваемой категории граждан жилых помещений- лишь в пределах выделенных органом государственной власти материальных и финансовых средств, а в остальной части ответственность несут органы государственной власти, нельзя признать объективными и обоснованными. Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы возникают между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Кроме того, ч.5 ст.19 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также ч.2 ст.4 Закона КО от 14.11.2005 г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» наделяет органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий, в том числе по обеспечению жилищных прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, правом на дополнительное использование собственных материальных и финансовых средств для осуществления отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования, а ч.7 ст.3 Закон Кемеровской области от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливает, что при высвобождении жилого помещения, предоставленного по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, оно передается в порядке очередности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете. Тем самым, законом предусмотрены и иные способы, помимо выделяемых органом государственной власти субвенций, реализации органом местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению рассматриваемой категории граждан жилыми помещениями, при этом обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями возложена только на органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Порядок предоставления жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей определен в ч.ч.1,3 ст.3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих, что гражданам, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решения органа местного самоуправления по договорам социального найма по месту постановки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учет( в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Статья 50 ЖК РФ определяет норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Как указано в ч.1 данной статьи, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Частью 2 ст. 50 ЖК РФ предусмотрено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Таким образом, суд считает, что жилое помещение Бакушеву А.В. должно быть предоставлено ответчиком в ..., площадью с учетом нормы предоставления жилого помещения на территории ... сельского поселения Яшкинского района Кемеровской области.

В соответствии с п.п.9, 15 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ стороны от уплаты государственной пошлины освобождены.

На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст.103, ст.ст.194,198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Обязать Администрацию Яшкинского района Кемеровской области предоставить Бакушеву Алексею Викторовичу, Дата обезличена, жилое помещение в ..., отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью с учетом нормы предоставления площади жилого помещения на территории ... сельского поселения Яшкинского района Кемеровской области на одиноко проживающего гражданина.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: В.В.Хатянович

Изг. в оконч. форме: Дата обезличена