Дело № 2-443/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Судья Яшкинского районного суда Кемеровской области Хатянович В.В.
при секретаре Комаловой С.В.
с участием истца Топунова М.Б.,
представителя ответчика- Администрации Яшкинского района Кемеровской области ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Яшкино
ДД.ММ.ГГГГ
гражданское дело по иску Топунова Максима Борисовича к Администрации Яшкинского района Кемеровской области о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Топунов М.Б. обратился в суд с иском к Администрации Яшкинского района Кемеровской области о предоставлении жилого помещения, указывая, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать, ФИО2, умерла ДД.ММ.ГГГГ Сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. С ДД.ММ.ГГГГ он находился под опекой бабушки ФИО5 до совершеннолетия. После смерти матери он закрепленного жилого помещения не имел, местом первичного выявления является п.Яшкинский Яшкинского района Кемеровской области. Постановлением администрации Дубровской сельской территории Яшкинского района Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п он был поставлен на льготную очередь получения жилого помещения, в которой он состоит до настоящего времени. В настоящее время он также состоит на учете в центре занятости населения. В связи с чем, считает, что в силу ст.ст.1,8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 г., ст.1 Закона КО «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ, ст.ст.49,57 ЖК РФ, имеет право на дополнительные гарантии по социальной защите, в частности, право на предоставление ему по месту жительства жилого помещения вне очереди по договору социального найма, при отсутствии закрепленного за ним жилого помещения.
Просит: Обязать Администрацию Яшкинского района Кемеровской области предоставить ему, Топунову Максиму Борисовичу, ДД.ММ.ГГГГ рождения, жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью с учетом нормы жилой площади при предоставлении жилья в Кемеровской области.
Истец Топунов М.Б. в судебном заседании исковые требования поддержал, уточнив, что просит: обязать Администрацию Яшкинского района Кемеровской области предоставить ему жилое помещение в п. Яшкинский Яшкинского района Кемеровской области, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью с учетом нормы предоставления площади жилого помещения на территории Дубровского сельского поселения Яшкинского района Кемеровской области на одиноко проживающего гражданина. Дал пояснения в соответствии с исковым заявлением, дополнил также, что у его матери собственного жилого помещения не было, они проживали в доме родственницы по <адрес>. Когда в 2007 году его мать тяжело заболела, его бабушка установила над ним попечительство, он стал проживать с ней в принадлежащей ей квартире по <адрес>, зарегистрирован по данному адресу и сейчас. В настоящее время он снимает жилье, которое оплачивает из средств, получаемых в центре занятости населения в качестве пособия по безработице.
Представитель ответчика- Администрации Яшкинского района Кемеровской области – ФИО6, действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, пояснив, что обязанность и ответственность по обеспечению жилыми помещениями рассматриваемой категории детей несут органы государственной власти Кемеровской области. Ч.3.ст.20 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также положения ст.132 Конституции РФ предусматривают, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий исключительно в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В силу ч. 5 ст.19 вышеназванного Закона финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставленных местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Законом КО от 14.11.2005 г. № 124-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены отдельным государственным полномочием Кемеровской области по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статьей 4 этого Закона предусмотрено: органы местного самоуправления имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета Кемеровской области, а ст. 5 обязывает органы государственной власти Кемеровской области при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий обеспечивать им передачу финансовых и материальных средств, необходимых для их осуществления. В соответствии с приложением № 22 к Закону КО от 30.11.2009 г. № 122-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» на 2010 г. Яшкинскому муниципальному району на реализацию вышеназванного отдельного государственного полномочия Кемеровской области выделено только 2000 тыс. рублей и именно в пределах этой суммы в 2010 году органы местного самоуправления несут ответственность по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На территории Яшкинского муниципального района на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоят несколько сотен детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Учитывая данное обстоятельство, наличие ранее принятых Яшкинским районным судом Кемеровской области по однородным искам решений, подлежащих исполнению Администрацией Яшкинского района, а также наличие новых однородных исков, предъявленных к Администрации Яшкинского района и размер субвенции для Яшкинского муниципального района, финансовые средства не позволяют в полной мере исполнить обязательства по обеспечению жильем указанной категории граждан. Несмотря на то, что предусмотренная субвенция поступила в муниципальный бюджет в полном объеме, ее не достаточно для обеспечения жилищных прав Топунова М.Б., поскольку частично она уже израсходована, а расходование оставшейся части средств запланировано на обеспечение жилищных прав других лиц из числа рассматриваемой категории граждан. Администрация Яшкинского района трижды обращалась к Губернатору Кемеровской области с ходатайством об увеличении финансирования на исполнение переданного отдельного государственного полномочия, на которые получены отрицательные ответы. Устав Яшкинского муниципального района не предусматривает возможность использования органами местного самоуправления Яшкинского муниципального района собственных материальных либо финансовых средств.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Топунова М.Б. обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, ч.ч.1-3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ ( ред. от 22.08.2004 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой(попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства(месту закрепления за ними жилой площади) так и по месту временного пребывания ( учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна(попечителя), приемная семья).
Вышеназванные требования Федерального закона дополнительно регламентированы Законом Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ(в ред. Закона от 30.06.2007 г.), ч.ч.1,2 ст.1 которого предусматривают, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, указанным Законом. Жилое помещение указанным лицам предоставляется в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом КО «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
В соответствии с ч.3,4 ст.49 ЖК РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями.
Согласно пункту 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации (в том числе по вопросу обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) на основании законов субъекта Российской Федерации и в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Законом Кемеровской области от 14.11.2005 г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены отдельным государственным полномочием Кемеровской области по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( подпункт 9 части 1 статьи 2).
Согласно ст.4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ(в ред. Закона от 30.06.2007 г.) расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции.
Как следует из приложения 22 к Закону Кемеровской области от 30.11.2009 г. № 122-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» на 2010 год Яшкинскому муниципальному району для реализации отдельного государственного полномочия Кемеровской области по обеспечению жилыми помещениями рассматриваемой категории детей, выделено 2 000 тыс. рублей.
В судебном заседании установлено, что Топунов М.Б. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, его матерью является – ФИО2, сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери (л.д.8,11).
Мать Топунова М.Б. – ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ в пгт. <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ органом ЗАГС Яшкинского района Кемеровской области составлена запись акта о смерти № (л.д.9).
Постановлением Администрации Яшкинского района Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ №-П попечителем над несовершеннолетним Топуновым М.Б., ДД.ММ.ГГГГ г.р., назначена ФИО5 (л.д.10).
В соответствии с ч.3 ст.40 ГК РФ попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет.
Справкой администрации Дубровской сельской территории Яшкинского района Кемеровской области № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Топунов М.Б. поставлен на льготную очередь для получения жилья на основании распоряжения администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, номер очереди 42 (л.д.12).
Согласно справки ГУ ЦЗН Яшкинского района от ДД.ММ.ГГГГ № Топунов М.Б. зарегистрирован в качестве безработного, с ДД.ММ.ГГГГ ему назначено пособие по безработице (л.д. 13).
Из паспорта Топунова М.Б. следует, что он зарегистрирован по <адрес> (л.д.6-7.)
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Топунову М.Б. как имеющему статус детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющему закрепленного за ним жилого помещения, в связи с прекращением над ним попечительства по достижении им восемнадцати лет, в первоочередном порядке Администрацией Яшкинского района Кемеровской области должно было быть предоставлено жилое помещение в пос. Яшкинский Яшкинского района, где он был поставлен на учет как нуждающийся, в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Тот факт, что до настоящего времени Топунову М.Б. постоянное жилое помещение не предоставлено, противоречит нормам действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, в связи с чем, исковые требования Топунова М.Б. подлежат удовлетворению.
Утверждения представителя ответчика о том, что органы местного самоуправления, в частности, Администрация Яшкинского района Кемеровской области, несут ограниченную ответственность при исполнении государственного полномочия по предоставлению рассматриваемой категории граждан жилых помещений- лишь в пределах выделенных органом государственной власти материальных и финансовых средств, а в остальной части ответственность несут органы государственной власти, нельзя признать объективными и обоснованными. Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы возникают между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Кроме того, ч.5 ст.19 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также ч.2 ст.4 Закона КО от 14.11.2005 г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» наделяет органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий, в том числе по обеспечению жилищных прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, правом на дополнительное использование собственных материальных и финансовых средств для осуществления отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования, а ч.7 ст.3 Закон Кемеровской области от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливает, что при высвобождении жилого помещения, предоставленного по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, оно передается в порядке очередности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете. Тем самым, законом предусмотрены и иные способы, помимо выделяемых органом государственной власти субвенций, реализации органом местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению рассматриваемой категории граждан жилыми помещениями, при этом обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями возложена только на органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Действительно, имело место обращение Администрации Яшкинского района Кемеровской области от12.05.2010 г. (исх.№907) к Губернатору Кемеровской области с ходатайством о дополнительном выделении для бюджета Яшкинского района денежных средств в размере <данные изъяты> рублей для приобретения жилья лицам из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей (л.д.20). Из ответа заместителя Губернатора Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что субвенции на приобретение жилья детям-сиротам распределены между муниципальными образованиями и являются окончательными. В связи с сокращением бюджетных ассигнований на 2010 г. выделения дополнительных средств субвенции из областного бюджета не представляется возможным (л.д.21).
ДД.ММ.ГГГГ Глава Яшкинского района ФИО7 вновь обратился к Губернатору Кемеровской области ФИО8 и первому заместителю Губернатора Кемеровской области ФИО9 о выделении субвенции в сумме <данные изъяты>. руб. (л.д.22,23).
В соответствии с информацией начальника финансового управления по Яшкинскому району, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ предусмотренная на 2010 год субвенция областного бюджета в размере <данные изъяты> руб. поступила полностью. На приобретение жилья детям-сиротам профинансировано <данные изъяты> тыс.руб. Оставшиеся <данные изъяты> тыс.руб. находятся на счете финансового управления. Расходы на приобретение жилья за счет собственных средств не предусмотрены (л.д.24).
По сообщению председателя комитета по управлению муниципальным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ № за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ от финансового управления по Яшкинскому району из средств бюджета по Яшкинского района на счет Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Яшкинского района поступило <данные изъяты> рублей, а также <данные изъяты> рублей, не использованные в 2009 г., на все денежные средства приобретено три однокомнатных квартиры (л.д.25).
Из справки Управления жизнеобеспечения и градостроительства Администрации Яшкинского района от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в 2010 г в Управление средств на реализацию полномочия по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступило <данные изъяты> рублей для обеспечения жилищных прав ФИО10 (л.д.26).
Вышеназванные доказательства, представленные ответчиком в подтверждение недостаточности у Администрации Яшкинского района Кемеровской области средств для приобретения жилого помещения истцу Топунову М.Б. не могут служить основанием для отказа в удовлетворении обоснованных требований истца, поскольку, как было указано выше, отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы возникают между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений.
Порядок предоставления жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей определен в ч.ч.1,3 ст.3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих, что гражданам, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решения органа местного самоуправления по договорам социального найма по месту постановки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учет( в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Статья 50 ЖК РФ определяет норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Как указано в ч.1 данной статьи, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Частью 2 ст. 50 ЖК РФ предусмотрено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Таким образом, суд считает, что жилое помещение Топунову М.Б. должно быть предоставлено ответчиком в пос. Яшкинский Яшкинского района Кемеровской области, площадью с учетом нормы предоставления жилого помещения на территории Дубровского сельского поселения Яшкинского района Кемеровской области.
В соответствии с п.п.9, 15 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ стороны от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст.103, ст.ст.194,198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Обязать Администрацию Яшкинского района Кемеровской области предоставить Топунову Максиму Борисовичу, ДД.ММ.ГГГГ рождения, жилое помещение в пос. Яшкинский Яшкинского района Кемеровской области, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью с учетом нормы предоставления площади жилого помещения на территории Дубровского сельского поселения Яшкинского района Кемеровской области на одиноко проживающего гражданина.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: В.В.Хатянович
Изг. в оконч. форме: ДД.ММ.ГГГГ