Дело № 2-104/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Судья Яшкинского районного суда Кемеровской области Хатянович В.В.
при секретаре Соболевой Е.Е.
с участием истца Самойловой С.Ю.,
представителя ответчика- администрации Яшкинского муниципального района Кемеровской области Шеховцовой Н.С., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт Яшкино
18 апреля 2011 года
гражданское дело по иску Самойловой Светланы Юрьевны к администрации Яшкинского муниципального района Кемеровской области о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Самойлова С.Ю. обратилась в суд с иском к администрации Яшкинского муниципального района о предоставлении жилого помещения, указывая, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как её мать- ФИО3 лишена родительских прав решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, отец – ФИО4 лишен родительских прав решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась в <данные изъяты> После лишения родителей родительских прав она закрепленного жилого помещения не имела, местом первичного выявления является <данные изъяты>. В 2007 году она окончила ГОУ НПО ПУ № 51. С 2000 года она состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма. Считает, что в силу ст.ст.1,8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 г., ст.1 Закона КО «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ, ст.ст.49,57 ЖК РФ, имеет право на дополнительные гарантии по социальной защите, в частности, право на предоставление ей по месту жительства жилого помещения вне очереди по договору социального найма, при отсутствии закрепленного за ней жилого помещения. Жилое помещение ей не предоставлено, что повлекло нарушение её законных прав и интересов.
Просит: Обязать администрацию Яшкинского муниципального района предоставить ей, Самойловой Светлане Юрьевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью с учетом нормы жилой площади при предоставлении жилья в <адрес>.
Истец Самойлова С.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала, уточнив, что просит: обязать администрацию Яшкинского муниципального района <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить ей, Самойловой Светлане Юрьевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение в <адрес>. <адрес>, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью с учетом нормы предоставления площади жилого помещения на территории Яшкинского городского поселения Яшкинского района Кемеровской области на одиноко проживающего гражданина. Дала пояснения в соответствии с исковым заявлением, дополнив, что в настоящее время проживает у подруги по <адрес>. <адрес>, постоянной регистрации по месту жительства не имеет, поэтому не может устроиться на работу. Наследство, оставшееся после смерти отца ею не принято и не оформлено. У матери жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности нет.
Представитель ответчика - администрации Яшкинского муниципального района – Шеховцова Н.С., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, пояснив, что истица имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ответственность по обеспечению жилыми помещениями рассматриваемой категории детей несут органы государственной власти Кемеровской области. Ч.3.ст.20 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также положения ст.132 Конституции РФ предусматривают, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий исключительно в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели финансовых средств. В силу ч. 5 ст.19 вышеназванного Закона финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставленных местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Законом КО от 14.11.2005 г. № 124-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены отдельным государственным полномочием Кемеровской области по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пп. 9 ст. 2). Статьей 4 этого Закона предусмотрено: органы местного самоуправления имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета Кемеровской области, а ст. 5 обязывает органы государственной власти Кемеровской области при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий обеспечивать им передачу финансовых и материальных средств, необходимых для их осуществления. В соответствии с приложением № 29 к Закону КО от 30.11.2010 г. № 118-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на 2011 г. для бюджета Яшкинского муниципального района на реализацию вышеназванного отдельного государственного полномочия Кемеровской области выделено только 2000000 рублей и именно в пределах этой суммы в 2011 году органы местного самоуправления Яшкинского муниципального района несут ответственность по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанной суммы недостаточно для обеспечения жилищных прав всех лиц, относящихся к рассматриваемым категориям граждан. На территории Яшкинского муниципального района на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоят несколько сотен детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Учитывая данное обстоятельство, наличие ранее принятых Яшкинским районным судом Кемеровской области по однородным искам решений, подлежащих исполнению администрацией Яшкинского муниципального района, а также наличие новых однородных исков, предъявленных к администрации Яшкинского муниципального района и размер субвенции для Яшкинского муниципального района, финансовые средства не позволяют в полной мере исполнить обязательства по обеспечению жильем указанной категории граждан. Для реализации отдельного государственного полномочия по обеспечению жилищных прав детей-сирот, детей. оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, администрация Яшкинского муниципального района вынуждена неоднократно обращаться в органы государственной власти Кемеровской области с просьбой о дополнительном выделении местному бюджету необходимых денежных средств. Субвенция, предусмотренная на рассматриваемые цели в бюджет Яшкинского муниципального района еще не поступила. Считает, что требование Самойловой С.Ю. о предоставлении жилого помещения в срок до ДД.ММ.ГГГГ администрация Яшкинского муниципального района исполнить не сможет, поскольку на ДД.ММ.ГГГГ на исполнении находятся 11 решений суда о предоставлении жилых помещений рассматриваемым категориям граждан.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Самойловой С.Ю. обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, ч.ч.1-3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ ( ред. от 22.08.2004 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой(попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Регистрационный учет детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ними жилой площади) так и по месту временного пребывания ( учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна(попечителя), приемная семья).
Вышеназванные требования Федерального закона дополнительно регламентированы Законом Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ (в ред. Закона от 30.06.2007 г.), ч.ч.1,2 ст.1 которого предусматривают, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, указанным Законом. Жилое помещение указанным лицам предоставляется в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом КО «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
В соответствии с ч.3,4 ст.49 ЖК РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями.
Согласно пункту 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации (в том числе по вопросу обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) на основании законов субъекта Российской Федерации и в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Законом Кемеровской области от 14.11.2005 г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены отдельным государственным полномочием Кемеровской области по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (подпункт 9 части 1 статьи 2).
Согласно ст.4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ (в ред. Закона от 30.06.2007 г.) расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции.
Как следует из приложения 29 к Закону Кемеровской области от 30.11.2010 г. № 118-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на 2011 год Яшкинскому муниципальному району для реализации отдельного государственного полномочия Кемеровской области по обеспечению жилыми помещениями рассматриваемой категории детей, выделено 2 000 тыс. рублей.
В судебном заседании установлено, что Самойлова С.Ю. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, её отцом является ФИО4, матерью – ФИО3, (л.д.7), ФИО3- решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4- решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, лишены в отношении Самойловой С.Ю. родительских прав (л.д.5-6, 22-23).
Согласно справке <данные изъяты> года Самойлова С.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась воспитанницей <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
Исходя из справки администрации Яшкинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, Самойлова С.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации Яшкинского городского поселения за № от ДД.ММ.ГГГГ по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» (л.д. 11).
Сведениями, предоставленными Филиалом № 23 БТИ Яшкинского района ГПКО «ЦТИ КО» (л.д. 28), а также выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленными Анжеро-Судженским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (л.д. 27) подтверждается, что за Самойловой С.Ю. недвижимого имущества не зарегистрировано.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Самойловой С.Ю., как имеющей статус детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющей закрепленного за ней жилого помещения, по окончании обучения в ГОУ НПО ПУ № 51, в первоочередном порядке администрацией Яшкинского муниципального района должно было быть предоставлено жилое помещение в пгт <адрес>, где она была поставлена на учет как нуждающаяся, в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Тот факт, что до настоящего времени Самойловой С.Ю. постоянное жилое помещение не предоставлено, противоречит нормам действующего законодательства и нарушает её права и законные интересы, в связи с чем, исковые требования Самойловой С.Ю. подлежат удовлетворению.
Утверждения представителя ответчика о том, что органы местного самоуправления, в частности, администрация Яшкинского муниципального района Кемеровской области, несут ограниченную ответственность при исполнении государственного полномочия по предоставлению рассматриваемой категории граждан жилых помещений- лишь в пределах выделенных органом государственной власти материальных и финансовых средств, а в остальной части ответственность несут органы государственной власти, нельзя признать объективными и обоснованными. Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы возникают между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Кроме того, ч.5 ст.19 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также ч.2 ст.4 Закона КО от 14.11.2005 г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» наделяет органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий, в том числе по обеспечению жилищных прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, правом на дополнительное использование собственных материальных и финансовых средств для осуществления отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования, а ч.7 ст.3 Закон Кемеровской области от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливает, что при высвобождении жилого помещения, предоставленного по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, оно передается в порядке очередности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете. Тем самым, законом предусмотрены и иные способы, помимо выделяемых органом государственной власти субвенций, реализации органом местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению рассматриваемой категории граждан жилыми помещениями, при этом обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями возложена только на органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Порядок предоставления жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей определен в ч.ч.1,3 ст.3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих, что гражданам, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решения органа местного самоуправления по договорам социального найма по месту постановки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Статья 50 ЖК РФ определяет норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Как указано в ч.1 данной статьи, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Частью 2 ст. 50 ЖК РФ предусмотрено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Учитывая требования Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", ст. 131 Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», суд считает необходимым в соответствии со ст.204 ГПК РФ установить администрации Яшкинского муниципального района срок для исполнения решения суда- предоставления Самойловой С.Ю. жилого помещения, до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд считает, что жилое помещение Самойловой С.Ю. должно быть предоставлено ответчиком в <адрес> <адрес>, площадью с учетом нормы предоставления жилого помещения на территории Яшкинского городского поселения Яшкинского района Кемеровской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.п.9, 15 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ стороны от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Обязать администрацию Яшкинского муниципального района Кемеровской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить Самойловой Светлане Юрьевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение в <адрес>, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью с учетом нормы предоставления площади жилого помещения на территории Яшкинского городского поселения Яшкинского района Кемеровской области на одиноко проживающего гражданина.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: В.В. Хатянович
Изг. в оконч. форме: 22.04.2011 г.