Дело № 2 – 408/2011 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ пгт. Яшкино Яшкинский районный суд Кемеровской области в составе: председательствующего Дударевой Н.А., при секретаре Смирновой Т.А., с участием истца Лапшиной Н.В., представителя ответчика - Управления социальной защиты населения Администрации Яшкинского района – начальника отдела по предоставлению субсидий Крайник Н.А., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. №, выданной на срок 1 год, рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЛАПШИНОЙ Надежды Васильевны к Управлению социальной защиты населения администрации Яшкинского района о признании незаконным отказа в предоставлении льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, у с т а н о в и л: Лапшина Т.В. обратилась в суд к Управлению социальной защиты населения Администрации Яшкинского района с указанным выше иском, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в предоставлении льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, как медицинскому работнику, перерасчёте и возврате разницы в оплате за коммунальные услуги между суммой льгот как инвалиду 2 группы и медицинскому работнику с момента монетизации ДД.ММ.ГГГГ. При этом свои требования мотивирует тем, что она с ДД.ММ.ГГГГ проживает в <адрес> и до ДД.ММ.ГГГГ работала в медицинских учреждениях (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в аптеке №55; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в поликлинике ЦРБ). В период трудовой деятельности пользовалась льготами медицинского работника по оплате коммунальных услуг. В ДД.ММ.ГГГГ, получив третью группу инвалидности, продолжала пользоваться льготами медицинского работника. С момента изменения порядка оплаты в сфере ЖКХ, без её согласия было прекращено предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг как медицинскому работнику, в связи с тем, что она имеет льготы как инвалид 2 группы. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление социальной защиты населения Администрации Яшкинского района с просьбой предоставить ей льготу по оплате жилья и коммунальных услуг как медицинскому работнику, но ей было отказано. Считает, что действиями работников Управления социальной защиты населения Администрации Яшкинского района нарушено её конституционное право, как гражданина, имеющего несколько оснований для получения льгот по оплате коммунальных услуг, на выбор наиболее выгодной для себя льготы. Просит признать незаконными действия должностных лиц Управления социальной защиты населения Администрации Яшкинского района, отказавших ей предоставить льготу по оплате жилья и коммунальных услуг как медицинскому работнику, признать за ней право пользования данной льготой, как более выгодной для неё. Обязать Управление социальной защиты населения Администрации - 2 - Яшкинского района произвести перерасчёт и возвратить ей разницу в оплате коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании заявитель Лапшина Н.В. отказалась от своих требований в части обязания Управления социальной защиты населения Администрации Яшкинского района произвести перерасчёт и возвратить разницу в оплате жилья и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ, о чём представила суду своё письменное заявление, которое приобщено к делу. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ отказ от иска Лапшиной Н.В. в части обязания Управления социальной защиты населения Администрации Яшкинского района произвести перерасчёт и возвратить разницу в оплате жилья и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ, принят судом, и производство по делу в этой части прекращено. В судебном заседании истец Лапшина Н.В. поддерживает свои требования к Управлению социальной защиты населения Администрации Яшкинского района в части признания незаконным отказа в предоставлении ей льготы по оплате жилья и коммунальных услуг как медицинскому работнику, и признании за ней права пользования данной льготой. Пояснила, что работала в медицинских учреждениях в периоды с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ. и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., при этом пользовалась льготой по оплате жилья и коммунальных услуг. Ей было прекращено предоставление данной льготы, а льготы по оплате жилья и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ предоставлялись как инвалиду 2 группы в размере 50% стоимости оплаты за жильё и коммунальные услуги. При случайных обстоятельствах от своей знакомой узнала, что имеет право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, как медицинский работник в соответствие с нормативным актом Кемеровской области. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление социальной защиты населения Администрации Яшкинского района с заявлением о предоставлении такой льготы, но ей в предоставлении льготы было отказано. Считает отказ необоснованным и просит признать за ней право на льготу по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствие с Законом Кемеровской области от 17.01.2005года №2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг». Представитель Управления социальной защиты населения Администрации Яшкинского района Крайник Н.А. в судебном заседании возражает в удовлетворении требований Лапшиной Н.В., и поддерживает доводы ответчика, изложенные в отказе в предоставлении требуемой льготы (л.д.16-17). Выслушав объяснения Лапшиной Н.В., представителя Управления социальной защиты населения Администрации Яшкинского района Крайник Н.А., изучив материалы дела, суд в своих выводах считает следующее. Согласно ст.2 Федерального закона от 06.05.2003года №52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» (в редакции от 29.12.2004 №189-ФЗ), размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных частью второй ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях. - 3 - Согласно ст. 31 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 01.07.2011г.), в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты). Согласно п.21 Положения о предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме компенсационных выплат, утверждённого Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.12.2008г. №571 (ред. от 27.04.2009г. №181), гражданину, имеющему право на получение компенсации по нескольким федеральным законам, предоставляется одна компенсация по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. Гражданину, имеющему одновременно право на получение компенсации по нескольким основаниям, предусмотренным в одном федеральном законе, компенсация устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер. Гражданину, имеющему одновременно право на получение компенсации по нескольким основаниям, предусмотренным в Законе Кемеровской области от 17.01.2005 N 2-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг", компенсация устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер. В соответствие с Законом Кемеровской области от 17.01.2005г. №2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг» (в ред. постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 19.03.2009г. №111) определены меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, место жительства которых находится на территории Кемеровской области. В силу ст.5 данного Закона, медицинским и фармацевтическим работникам предоставляются следующие меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг: снижение на 100 процентов размеров оплаты жилья; снижение на 100 процентов размеров оплаты за теплоснабжение (отопление), а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, но не более 5 тонн угля или 15 кубометров дров на семью, и доставки, с учетом разгрузки этого топлива, не более одного раза в год проживающим в домах без центрального отопления; снижение оплаты за электроснабжение в размере стоимости 7 киловатт-часов на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения в год на семью, но не более 500 киловатт-часов в год. Согласно ч.2,5 ст.10 вышеуказанного Закона, названные меры социальной поддержки предоставляются гражданам, работающим и проживающим в рабочих поселках (поселках городского типа), сельских населенных пунктах, при условии выполнения ими работы по соответствующей специальности по основному месту работы в любых организациях, за исключением работающих в частных организациях и организациях, находящихся в ведении Российской Федерации. Меры социальной поддержки предоставляются и после выхода на пенсии при проживании - 4 - в рабочих посёлках (посёлках городского типа), сельских населённых пунктах и наличии стажа работы в указанных посёлках и пунктах по соответствующей специальности не менее 10 лет. Судом установлено, что Лапшиной Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия по второй группе инвалидности. ДД.ММ.ГГГГ ей повторно установлена вторая группа инвалидности, бессрочно (л.д.3,4). Лапшина Н.В. зарегистрирована по месту проживания по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7). Как следует из трудовой книжки на имя Лапшиной Н.В. она работала в аптеке № <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заместителем заведующей, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ провизором больничной аптеки Яшкинской центральной районной больницы р.п. Яшкино. ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с уходом на пенсию по инвалидности. С ДД.ММ.ГГГГ работала в ЯЦРБ фельдшером лаборантом поликлиники (л.д. 8-11). Таким образом, судом установлено, что Лапшина Н.В. является медицинским работником, вышедшим на пенсию, проживающим в посёлке городского типа, в связи с чем, имеет право на предоставление льгот, предусмотренных Законом Кемеровской области от 17.01.2005г. №2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг». С ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Лапшиной Н.В. ей было прекращено предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг как медицинскому работнику, льготы предоставлялись как инвалиду 3 группы (л.д.19). Как показала в судебном заседании Лапшина Н.В. она данного заявления не писала, и кроме того, она является инвалидом 2 группы. Лапшина Н.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление социальной защиты населения Администрации Яшкинского района с заявлением, в котором просит предоставить ей льготу по оплате жилья и коммунальных услуг как медицинскому работнику и после выхода на пенсию. Должностными лицами УСЗН ей было отказано в предоставлении данной льготы. В ответе разъяснении было указано, что Лапшиной Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствие с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. №181-ФЗ. Статьёй 31 вышеназванного закона установлено право выбора инвалидами мер социальной поддержки в случае, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим законом уровень социальной защиты инвалидов. Данная правовая норма предполагает её распространение только на нормативные правовые акты федерального уровня. Кроме того, нормативными правовыми актами федерального уровня не предусмотрена возможность суммирования мер социальной поддержки и (или) предоставления их единовременно по нескольким основаниям. Нормативными правовыми актами Кемеровской области не предусмотрена возможность выбора и суммирования мер социальной поддержки и в случае, когда их получатель учтён в федеральном регистре и пользуется всем комплексом установленных мер социальной поддержки за счёт средств федерального бюджета. В связи с чем, меры социальной поддержки Лапшиной Н.В. следует предоставлять как инвалиду в соответствие с федеральным законодательством (л.д. 2,16-17). - 5 - Анализируя собранные доказательства, суд пришёл к выводу, что Управление социальной защиты населения Администрации Яшкинского района ДД.ММ.ГГГГ необоснованно отказало Лапшиной Н.В. предоставить льготу по оплате жилья и коммунальных услуг, как медицинскому работнику, и этот отказ противоречит Федеральному закону от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 01.07.2011г.) и, безусловно, ущемляют права заявителя. Ответчик - УСЗН Администрации Яшкинского района, назначая Лапшиной Н.В. пакет социальных льгот как инвалиду с ДД.ММ.ГГГГ неосновательно ухудшил её положение по отношению к тому, что она имела, до применения нового порядка предоставления льгот. Гражданин наделён правом выбора того комплекса льгот, установленных государством для отдельных категорий граждан, которые для него более приемлемы. Предоставление льгот, установленных государством для отдельных категорий граждан, направлено на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса этих лиц. Однако Лапшина Н.В. была лишена права выбора. Пакет социальных льгот ей был установлен самим Управлением социальной защиты, что суд не может признать законным и обоснованным. В связи с вышеизложенным, суд в своих выводах считает необходимым признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения Администрации Яшкинского района в предоставлении Лапшиной Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ льготу по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствие с Законом Кемеровской области от 17.01.2005года №2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг». Также суд полагает необходимым обязать Управление социальной защиты населения Администрации Яшкинского района предоставить Лапшиной Н.В. данную льготу с ДД.ММ.ГГГГ. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, на основании Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 01.07.2011г.), Закона Кемеровской области от 17.01.2005года №2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг» (в ред. от 13.07.2009г.), суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения Администрации Яшкинского района Кемеровской области предоставить Лапшиной Надежде Васильевне с ДД.ММ.ГГГГ льготу по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствие с Законом Кемеровской области от 17.01.2005года №2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг» (в ред. от 13.07.2009г.). Обязать Управление социальной защиты населения Администрации Яшкинского района предоставить Лапшиной Надежде Васильевне данную льготу с ДД.ММ.ГГГГ. Управление социальной защиты населения Администрации Яшкинского района не позднее чем в течение одного месяца со дня получения настоящего решения должно сообщить суду и Лапшиной Н.В. об исполнении данного судебного решения. - 6 - В случае неисполнения решения без уважительной причины, суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя Управления социальной защиты населения Администрации Яшкинского района меры, предусмотренные федеральным законом. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Яшкинский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме. Председательствующий: подпись Н.А. Дударева. Решение принято и изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.