решение о взыскании субсидии, предоставленной из средств федерального бюджета на организацию предпринимательской деятельности безработных граждан



Дело № 2-392/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Яшкинский районный суд Кемеровской области в составе:

Председательствующего: судьи Хатянович В.В.

при секретаре Соболевой Е.Е.

с участием:

представителя истца – ГКУ ЦЗН Яшкинского района Кемеровской области Коломеец О.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

ответчика – Медведевой А.Л.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в пгт Яшкино

12 сентября 2011 года

гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Яшкинского района Кемеровской области к Медведевой Анне Леонидовне о взыскании субсидии, предоставленной из средств федерального бюджета на организацию предпринимательской деятельности безработных граждан,

У С Т А Н О В И Л:

Государственное казенное учреждение Центр занятости населения Яшкинского района обратилось в суд с иском к Медведевой А.Л. о взыскании суммы субсидии, предоставленной из средств федерального бюджета на организацию предпринимательской деятельности безработных граждан, указывая, что 25.09.2009 г. между ГКУ ЦЗН Яшкинского района и Медведевой А.Л. был заключен договор о предоставлении субсидии на организацию предпринимательской деятельности безработных граждан (далее Договор), сроком на один год. Указанный договор был заключен на основании Порядка предоставления субсидии на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.03.2009 г. № 83. По условия Договора, гражданин обязался организовать предпринимательскую деятельность в соответствии с представленным бизнес-планом «Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты» и осуществлять её не менее 12 месяцев, а также в течение 30 календарных дней со дня заключения договора осуществить государственную регистрацию в организационно правовой форме индивидуального предпринимателя и предоставить в центр выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, а Центр - предоставить ей за счет средств федерального (областного) бюджета субсидию на организацию предпринимательской деятельности в размере <данные изъяты> (пункты 1.1, 2.1.2, 2.2.2 Договора). Перечисление ответчику субсидии произведено Центром своевременно и в полном объеме безналичным путем на основании платежного поручения от 21.10.2009 г. . В качестве индивидуального предпринимателя Медведева А.Л. зарегистрирована 16.09.2009 г. Ответчиком документы, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности (договоры купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, копии чеков, расходные накладные) были предоставлены, однако, в нарушение п. 2.1.2 Договора ответчик прекратил предпринимательскую деятельность ДД.ММ.ГГГГ На основании п.15 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 г. № 1089, при нецелевом расходовании средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, указанные средства подлежат взысканию в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством. На основании ст.ст. 8, 309 ГК РФ,

Просит: Взыскать с Медведевой Анны Леонидовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, в пользу Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Яшкинского района субсидию на организацию предпринимательской деятельности безработных граждан в сумме <данные изъяты> рублей.

Представитель истца- ГКУ ЦЗН Яшкинского района, Коломеец О.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, дала пояснения в соответствии с исковым заявлением, дополнив, что отчеты из Межрайонной ИФНС России № 9 по Кемеровской области и в УПФР в Яшкинском районе Медведевой А.Л. в ГКУ ЦЗН Яшкинского района также были предоставлены.

Ответчик Медведева А.Л. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что все необходимые документы по целевому использованию субсидии в соответствии с бизнес-планом ею были предоставлены в ГКУ ЦЗН Яшкинского района. Субсидию она израсходовала на материалы для работы: краски для волос, кресло для стрижки, кресло для посетителей, ножницы для стрижки, фен, расчески и другие. За счет собственных средств произвела ремонт помещения, которое арендовала для парикмахерской. Субсидии, предоставленной ЦЗН, на все это было недостаточно. Предпринимательскую деятельность прекратила до истечения 12 месяцев из-за нерентабельности салона, т.к. никакой прибыли она не получала, клиентов в салоне было очень мало, не помогали и различные акции, которые она устраивала, ежемесячно приходилось платить необходимые платежи в пенсионный фонд, арендную плату, у нее образовались долги. В июне 2010 г. у специалиста ГКУ ЦЗН она проконсультировалась относительно того, можно ли ей сняться с учета в качестве индивидуального предпринимателя и прекратить деятельность, ей пояснили, что она может это сделать, поэтому она снялась с учета, после чего, некоторое время нигде не работала, устроилась на работу только ДД.ММ.ГГГГ На иждивении имеет троих несовершеннолетних детей, дальнейшее занятие предпринимательской деятельностью стало для нее невозможно, т.к. нужно было на что-то содержать семью.

Выслушав объяснения сторон, допросив свидетеля ФИО4, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Яшкинского района удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.7.1 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» оказание государственных услуг по содействию самозанятости безработных граждан является одним из полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 4 Порядка предоставления субсидии на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.03.2009 г. № 83 (в редакции постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 08.07.2009 г. № 304, распространяющегося на правоотношения, возникшие с 01.01.2009 г.), действовавшего на дату заключения договора о предоставлении субсидии на организацию предпринимательской деятельности безработных граждан от 25.09.2009 г. с Медведевой А.Л., определяющего механизм и условия предоставления государственными учреждениями центрами занятости населения субсидии на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, условиями предоставления субсидии являлись:

- регистрация гражданина в качестве безработного в органах службы занятости по месту жительства с выплатой пособия по безработице;

- достижение гражданином 18-летнего возраста;

- наличие соответствующего договора между центром занятости и гражданином;

- государственная регистрация безработного гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, юридического лица или главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

В силу п.8 данного Порядка после предоставления гражданином, желающим и способным заниматься предпринимательской деятельностью, заявления о предоставлении субсидии и технико-экономического обоснования избранного вида предпринимательской деятельности (бизнес-плана) между ним и центром занятости заключается соответствующий договор, в соответствии с которым безработный гражданин обязуется представить в центр занятости выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а центр занятости - выдать из областного бюджета за счет субсидии бюджету Кемеровской области из федерального бюджета и областного бюджета субсидию на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан в установленном размере.

В судебном заседании установлено, что Медведева А.Л. была признана безработной на основании приказа директора ГУ ЦЗН Яшкинского района от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).

На основании заявления Медведевой А.Л. от 25.09.2009 г., бизнес-плана «Салон – парикмахерская «Анюта», 25.09.2009 г. между Медведевой А.Л. и ГУ ЦЗН Яшкинского района Кемеровской области заключен договор о предоставлении субсидии на организацию предпринимательской деятельности безработных граждан (далее по тексту «Договор»).(л.д.6-9, 12-13, 17-21).

Из свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, выданного Межрайонной ИФНС № 9 по Кемеровской области серии 42 следует, что Государственное учреждение Центр занятости населения Яшкинского района ОГРН 1024202292696 было переименовано в Государственное казенное учреждение Центр занятости населения Яшкинского района, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Директором учреждения является Гончарова О.А. (л.д. 28-29, 30-37).

Согласно п. 1.1 Договора, его предмет состоит в том, что гражданин обязуется организовать предпринимательскую деятельность, а Центр предоставляет ему за счет средств федерального (областного) бюджета субсидию на организацию предпринимательской деятельности в соответствии с представленным бизнес-планом в размере годового пособия по безработице.

В соответствии с п.п. 2.1.1-2.1.3 гражданин обязан:

- в течение 30 дней со дня заключения Договора осуществить государственную регистрацию в организационно правовой форме Индивидуального предпринимателя и предоставить в Центр выписку из ЕГРИП;

- организовать предпринимательскую деятельность в соответствии с представленным бизнес- планом «Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты» и осуществлять ее не менее 12 месяцев;

- в течение срока действия договора предъявлять по требованию Центра копии

декларации о доходах, представляемых в государственную налоговую инспекцию, а также документы бухгалтерского учета и другие документы, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности.

Свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 42 , уведомлением о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что обязанности, предусмотренные п. 2.1.1 ответчиком Медведевой А.Л. исполнены, в качестве индивидуального предпринимателя она зарегистрирована 16.09.2009 г. (л.д. 10- 11, 38-43).

В соответствии с п. 2.2.2 договора и на основании приказа директора ГУ ЦЗН Яшкинского района от 28.09.2009 г. , ГУ ЦЗН Яшкинского района выплатил ответчику по безналичному расчету субсидию на организацию предпринимательской деятельности в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается платежным поручением от 21.10.2009 г. о перечислении указанных денежных средств Медведевой А.Л. (л.д. 14,16).

П.п. 4.1, 5.1 Договора устанавливают, что при нарушении условий договора стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Договор вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует в течение одного года по 30.06.2010 г.

Ч.1 ст.422 ГК РФ предусматривает, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами( императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований- в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

П. 15 Правил предоставления субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 г. № 1089, предусматривает, что при нецелевом расходовании средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, указанные средства подлежат взысканию в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 28 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности экономности использования бюджетных средств, адресного и целевого характера бюджетных средств.

П.1 ст.78 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что субсидии юридическим лицам(за исключением субсидий государственным(муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством( реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

Представленный ответчиком Медведевой А.Л. бизнес-план «Салон- парикмахерская «Анюта» 27.09.2009 г. комиссией был признан целесообразным на территории ст. Литвиново (л.д.17-21).

Договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, товарными чеками, расходными накладными от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, представленными ответчиком в ГКУ ЦЗН самостоятельно, подтверждается, что Медведева А.Л. в период с 28.10.2009 г. по 10.11.2009 г. приобретала товары необходимые для оказания парикмахерских услуг, рабочий инвентарь, на общую сумму <данные изъяты> руб. (л.д. 22-27).

Требований о предоставлении документов в соответствии с п. 2.1.3 Договора в период действия Договора истцом ответчику не направлялось.

Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП внесены сведения о прекращении физическим лицом - Медведевой А.Л. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 38-43).

Свидетель ФИО4 в судебном заседании пояснила, что она работала в ГУ ЦЗН в тот период, когда ответчице была предоставлена субсидия на организацию предпринимательской деятельности, не помнит, чтобы Медведева А.Л. обращалась к ней за консультацией по поводу прекращения предпринимательской деятельности до истечения 12 месяцев. Положительного ответа на этот вопрос она не дала бы, т.к. договором предусмотрено осуществлять деятельность в течение года. В течение действия договора ответчица обращалась в ЦЗН за различными консультациями, говорила также и о том, что ее деятельность не приносит дохода.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается истцом, ответчиком Медведевой А.Л. выделенные ей денежные средства были использованы по целевому назначению- на организацию предпринимательской деятельности в соответствии с утвержденным бизнес-планом, а также то, что ответчик на протяжении действия договора в течение 10 месяцев указанную деятельность осуществляла, прекратила ее вынужденно, поскольку деятельность не приносила никакого дохода, была убыточна.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 г. № 8 (ред. от 06.02.2007) "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" закрепленное в Конституции Российской Федерации положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации.

Как следует из п.п. 1, 2 указанного Постановления Пленума Верховного суда РФ, в соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Таким образом, условие договора от 25.09.2009 года, заключенного между ГУ ЦЗН Яшкинского района и Медведевой А.Л., устанавливающее обязанность для последней осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев, не соответствует установленному ст. 34 Конституции Российской Федерации принципу, ограничивает право гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. К предмету заключенного между сторонами договора, являющемуся существенным условием договора, данное обязательство не относится.

Порядок предоставления субсидии на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, утвержденный Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.03.2009 г. № 83 (в редакции постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 08.07.2009 г. № 304, распространяющегося на правоотношения, возникшие с 01.01.2009 г.) не предусматривает обязанности гражданина, получившего субсидию, заниматься предпринимательской деятельностью не менее 12 месяцев.

На основании изложенного, учитывая, что цели, обозначенные в договоре о предоставлении субсидии, фактически достигнуты, бюджетные средства истрачены по целевому назначению, что истцом не оспаривается, суд находит, что оснований для взыскания субсидии с ответчика Медведевой А.Л. не имеется. Несоблюдение ответчиком обязательства по осуществлению предпринимательской деятельности не менее 12 месяцев, по мнению суда, не является тем нарушением условий договора, которое могло бы повлечь взыскание с нее выданных ей для организации предпринимательской деятельности средств, т.к. бюджетное законодательство предусматривает ответственность лишь за нецелевое использование выделенных средств, иных оснований для возврата субсидий, не предусмотрено.

Тем самым, исковые требования Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Яшкинского района области о взыскании с Медведевой А.Л. в пользу ГКУ ЦЗН Яшкинского района субсидии, предоставленной на организацию предпринимательской деятельности безработных граждан, в сумме <данные изъяты> следует оставить без удовлетворения.

При подаче искового заявления в суд истцом – Государственным казенным учреждением Центром занятости населения Яшкинского района, как учреждением полностью финансируемым из федерального бюджета, со ссылкой на п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ государственная пошлина не была оплачена.

Суд не может согласиться с таким доводом истца и считает его ссылку на п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ несостоятельной.

В соответствии с п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, казенные учреждения, редакции средств массовой информации, за исключением средств массовой информации рекламного и эротического характера, общероссийские общественные объединения, религиозные объединения, политические партии освобождаются от уплаты государственной пошлины только за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений.

Категории лиц, которым предоставлены льготы по уплате государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, установлены ст. 333.36 Налогового кодекса РФ. Освобождение казенных учреждений, каковым является ГКУ ЦЗН Яшкинского района, финансируемых из федерального бюджета, от оплаты государственной пошлины не предусмотрено.

В соответствии с п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20000 рублей.

Учитывая, что в удовлетворении исковых требований ГКУ ЦЗН Яшкинского района отказано, то с Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Яшкинского района в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Государственному казенному учреждению Центр занятости населения

Яшкинского района Кемеровской области в иске к Медведевой Анне Леонидовне о

о взыскании субсидии, предоставленной из средств федерального бюджета на организацию предпринимательской деятельности безработных граждан в сумме <данные изъяты>, отказать.

Взыскать с Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Яшкинского района в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: В.В. Хатянович

Изг. в оконч. форме: 19.09.2011 г.