решение о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма гражданину, лишившемуся жилья в результате пожара



Дело № 2-480/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Судья Яшкинского районного суда Кемеровской области Хатянович В.В.

при секретаре Соболевой Е.Е.

с участием помощника прокурора Яшкинского района Кемеровской области Денисова И.Ю.,
истца Ивановой М.В.,

представителя ответчика – администрации Яшкинского муниципального района, Луневой Т.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика- администрации Литвиновского сельского поселения Яшкинского района Кемеровской области- главы Литвиновского сельского поселения Богатченко А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт Яшкино

02 декабря 2011 года

гражданское дело по иску прокурора Яшкинского района Кемеровской области в интересах Ивановой Марии Васильевны к администрации Яшкинского муниципального района Кемеровской области, администрации Литвиновского сельского поселения Яшкинского муниципального района Кемеровской области о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Яшкинского района Кемеровской области в интересах Ивановой М.В. обратился в суд с иском к администрации Яшкинского муниципального района Кемеровской области о предоставлении жилого помещения, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес>, принадлежащий Ивановой М.В., в результате пожара был полностью уничтожен. В соответствии с постановлением Главы Литвиновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Иванова М.В. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако, до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Исходя из правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в Определении от 05.03.2009 г. № 376-О-П, п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, как лишившимся своих жилых помещений в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. В силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение предоставляется гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Ссылаясь на ст.ст. 15,16, 40 Конституции РФ, на основании ст. 45 ГПК РФ,

Просил: Признать бездействие администрации Яшкинского муниципального района по не предоставлению Ивановой Марии Васильевне жилого помещения во внеочередном порядке незаконным. Обязать ответчика предоставить Ивановой Марии Васильевне жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам и требованиям, фактически и юридически свободное, расположенное на территории Литвиновского сельского поселения с учетом нормы предоставления жилого помещения, установленной для данного муниципального образования.

Определением Яшкинского районного суда Кемеровской области от 19.10.2011 г. в качестве соответчика по делу привлечена Администрация Литвиновского сельского поселения Яшкинского района Кемеровской области.(л.д.22-23).

Помощник прокурора Яшкинского района Денисов И.Ю. в судебном заседании уточнил исковые требования, просит: обязать администрацию Яшкинского муниципального района в установленный судом срок для исполнения решения- до 01.12.2013 г., предоставить Ивановой Марии Васильевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение в <адрес>, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью с учетом нормы предоставления площади жилого помещения на территории Литвиновского сельского поселения Яшкинского района Кемеровской области на одиноко проживающего гражданина. Дополнив также, что считает, обязанность по предоставлению жилого помещения Ивановой М.В. следует возложить на администрацию Яшкинского муниципального района, т.к. свободных жилых помещений на территории Литвиновского сельского поселения не имеется, строительство жилых домов не планируется, для предоставления жилого помещения истцу, необходимо его приобретение на вторичном рынке жилья, что должно быть произведено администрацией муниципального образования, которая сначала оформляет жилье в собственность муниципального образования, потом только оно предоставляется гражданину по договору социального найма. С учетом затруднительного финансового положения администрации Яшкинского муниципального района, учитывая, что затраты на приобретения жилого помещения истцу не включены в бюджет на 2012 год, ввиду отсутствия вступившего в законную силу решения суда на момент утверждения бюджета, что влечет за собой последующее внесение изменений в бюджет с соблюдением установленной законом процедуры, затем в предусмотренном законом порядке следует размещение заказа на приобретение жилья, оформление жилого помещения в собственность муниципалитета, передача его в муниципальный жилищный фонд, и только потом предоставление жилого помещения истцу, считает, что разумным сроком, который следует установить для предоставления жилого помещения Ивановой М.В., является срок до 01.12.2013 года.

Истец Иванова М.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Просила предоставить ей жилое помещение в срок до 01.01.2012 года, пояснив, что в настоящее время она проживает в <адрес> в жилом доме, принадлежащем ее сыну. Дом по <адрес> на <адрес> у нее сгорел в мае 2004 г., застрахован не был, конкретная причина пожара не была установлена, ее вины в возникновении пожара не установлено. Вместе с домом у нее сгорело все имущество, скотина, документы, в том числе и на дом. После пожара она жила сначала в полуразрушенном доме по <адрес>, который ей принадлежал, жить в нем было невозможно, т.к. во второй половине дома также был пожар и весь дом находился в аварийном состоянии. Когда сын приобрел жилой дом в <адрес>, который также находится в плохом состоянии, она переехала жить к нему, где по настоящее время проживает. На учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения ее поставили в ДД.ММ.ГГГГ г., хотя ранее она также обращалась в администрацию Литвиновского сельского поселения с такой просьбой и ей сказали, что ее поставили на учет, но потом оказалось, что она на учете не состоит.

В судебном заседании представитель ответчика- администрации Яшкинского муниципального района, Лунева Т.В. исковые требования прокурора Яшкинского района Кемеровской области признала в полном объеме, добровольно, без принуждения, о чем представила письменное заявление. Последствия признания иска о том, что в случае принятия признания иска судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований без исследования доказательств и рассмотрения дела по существу, а в случае неисполнения решения в добровольном порядке, оно будет исполняться принудительно, ей разъяснены и понятны, о чем просила приобщить к делу письменное заявление (л.д. 44). С учетом указанных помощником прокурора Яшкинского района Кемеровской области Денисовым И.Ю. обстоятельств, связанных с предоставлением жилого помещения, просила установить срок для добровольного исполнения решения суда до 01.12.2013 года, подтвердив, что, действительно, прокурором верно изложен порядок предоставления жилого помещения малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях и на его выполнение потребуется много времени и в любом случае при его недостаточности администрация будет обращаться с заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения решения.

Представитель ответчика- администрации Литвиновского сельского поселения Яшкинского муниципального района Кемеровской области – глава Литвиновского сельского поселения Богатченко А.И. в судебном заседании исковые требования прокурора Яшкинского района Кемеровской области признал в полном объеме, добровольно, без принуждения, о чем представил письменное заявление. Последствия признания иска о том, что в случае принятия признания иска судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований без исследования доказательств и рассмотрения дела по существу, а в случае неисполнения решения в добровольном порядке, оно будет исполняться принудительно, ему разъяснены и понятны, о чем просил приобщить к делу письменное заявление (л.д. 45).

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. П. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Определением Конституционного от 05.03.2009 г. № 376-О-П «По жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации», установлено, что п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, как лишившимся своих жилых помещений в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным судом в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

Кроме того, также обращено внимание, что решение вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в результате пожара в соответствии с предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, в том числе судов общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств, включая характер действий, приведших к уничтожению жилого помещения, наличие договора о страховании жилого помещения, объем страховых выплат и т.п.

В силу ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение предоставляется гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Иванова М.В. в установленном законом порядке признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, постановлением Администрации Литвиновской сельской территории от ДД.ММ.ГГГГ она принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ, очередь . ( л.д.8-9).

По паспортным данным Иванова М.В. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу : <адрес>.( л.д.15).

Справка Отделения ГПН Яшкинского района Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Кемеровской области, выданная Ивановой М.В., подтверждает, что ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар в жилом доме по адресу: <адрес>. В результате пожара сгорел жилой дом, надворные постройки, имущество.(л.д.17).

Согласно справки Филиала № 23 БТИ Яшкинского района от ДД.ММ.ГГГГ квартира по адресу <адрес> принадлежащая Ивановой М.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, снята с технического учета( л.д.42-43), по сведениям администрации Литвиновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ указанный дом был разобран (л.д.14).

По сообщению Яшкинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ, а также Анжеро-Судженского отдела Управления федеральной регистрационной службы по Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прав на объекты недвижимого имущества за Ивановой М.В. не зарегистрировано (л.д.19, 39).

По данным Филиала № 23 БТИ Яшкинского района от ДД.ММ.ГГГГ в архиве филиала за Ивановой М.В. недвижимости в собственности не зарегистрировано. (л.д.37).

Жилой дом, в котором в настоящее время проживает Иванова М.В. по адресу <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживающему по этому же адресу.( л.д.40).

Таким образом, вышеназванные материалы дела свидетельствуют о том, что фактически Иванова М.В. Администрацией Литвиновского сельского поселения в установленном законом порядке признана малоимущей, нуждающейся в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в результате пожара, в связи с чем, она имеет право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма, т.к. установлено и не оспаривается ответчиками, что сгоревшее жилое помещение по <адрес> <адрес>, в котором Иванова М.В. проживала, застраховано не было, вины истицы в уничтожении жилого помещения не установлено, иного пригодного для проживания жилья она не имеет, поэтому у суда нет оснований не принять признание иска представителями ответчиков, так как данное процессуальное действие не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов.

В силу п.3 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г.( в ред. от 25. 07.2011 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, при этом, п.6 ч.1 ст.14 данного закона предусматривает, что к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Учитывая изложенное, суд считает, что обязанность по предоставлению жилого помещения Ивановой М.В. следует возложить на обоих ответчиков.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Статьей 6 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, является бюджет.

Согласно ст. 15 Бюджетного кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В соответствии со ст. 185 Бюджетного кодекса РФ местные администрации муниципальных образований вносят на рассмотрение представительного органа проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.

Из данных норм следует, что бюджет Яшкинского муниципального района на 2012 год и плановый период 2013, 2014 годов на момент принятия судом решения уже находится на рассмотрении представительного органа Яшкинского муниципального района.

В силу ст. 83 Бюджетного кодекса РФ, если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств, или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

В случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений применяется Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (ст. 1)

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты)

В силу ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены федеральным законом.

Учитывая, что на территории Литвиновского сельского поселения свободного социального жилого фонда не имеется, строительства жилья не планируется (л.д.14), в связи с чем, для исполнения обязанности по предоставлению жилого помещения Ивановой М.В. потребуется приобретение либо строительство жилого помещения, что приведет к увеличению расходных обязательств Яшкинского муниципального района, и с учетом того, что проект бюджета Яшкинского муниципального района находится на утверждении представительного органа Яшкинского муниципального района с 15.11.2011 года, увеличение расходной части бюджета возможно только в 2012 году, кроме того, исполнение данной обязанности сопряжено с соблюдением требований Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», на все эти необходимые мероприятия потребуется значительный промежуток времени, в связи с чем, суд считает, что разумным и реальным сроком для исполнения решения суда по предоставлению жилого помещения Ивановой М.В. является срок до 01.12.2012 года,

В соответствии с п.п.9, 15 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ стороны от уплаты государственной пошлины освобождены.

Руководствуясь ст.ст. 39,173,194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Принять признание иска ответчиками: администрацией Яшкинского муниципального района Кемеровской области в лице её представителя Луневой Т.В., администрацией Литвиновского сельского поселения Яшкинского муниципального района Кемеровской области в лице главы Литвиновского сельского поселения Богатченко А.И.

Обязать администрацию Яшкинского муниципального района Кемеровской области и администрацию Литвиновского сельского поселения Яшкинского района Кемеровской области в срок до 01.12.2012 года предоставить Ивановой Марии Васильевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение в <адрес>, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью с учетом нормы предоставления площади жилого помещения на территории Литвиновского сельского поселения на одиноко проживающего гражданина.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня принятия его судом в окончательной форме.

Председательствующий: В.В. Хатянович

Изг. в оконч.форме : 09.12.2011 г.