Дело № 2-173/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 мая 2010 г. с. Яшалта
Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи - Лиджиев В.Т.,при секретаре - Парасоцкой А.В.,рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лотник Ивана Алексеевича к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Яшалтинском районе Республики Калмыкия» о возложении обязанности надлежащего исчисления общего трудового стажа в льготном порядке, начислении надлежащей пенсии и взыскании разницы недополученной пенсии,
у с т а н о в и л :
Лотник И.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению «Управление Пенсионного Фонда РФ в Яшалтинском районе Республики Калмыкия» (далее - пенсионный орган) о возложении обязанности надлежащего исчисления общего трудового стажа в льготном порядке, начислении надлежащей пенсии и взыскании разницы недополученной пенсии, мотивируя следующим.Он с 1990 г. является пенсионером, в годы Великой Отечественной войны был тружеником тыла, также является ветераном труда, трудовой стаж составляет более 45 лет. Считает, что пенсионным органом неправильно исчислен его трудовой стаж, в связи с чем он получает пенсию и предоставленные надбавки к ней, не в полном размере. В связи с этим, просит обязать пенсионный орган правильно исчислить трудовой стаж, правильно начислить пенсию и надбавки, установленные федеральным законодательством, взыскать за все время не доначисленные суммы, а также указать весь трудовой стаж.
В судебном заседании Лотник И.А. поддержал свои исковые требования и просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель пенсионного органа, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представил свои письменные возражения, не признав исковые требования.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования не обоснованны и подлежат отказу в удовлетворении по следующим основаниям.
Положения ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и ст. 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", его ст. 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом п. 4 данной статьи установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды.
Следовательно, норма, содержащаяся в п. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Смысл, перечисленных решений Конституционного Суда РФ (в части вопросов, касающихся исчисления размера пенсии), сводится к тому, что если гражданин приобрел какие-либо пенсионные права в период действия соответствующего нормативного правового акта, в котором эти права были закреплены, то он может воспользоваться ими при назначении пенсии даже в том случае, если на момент такого назначения эти акты формально утратили силу и действует новое законодательство.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 20 декабря 2005 г. N 25 определил, что продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности исчисляется в календарном порядке независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для аналогичных периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж, было предусмотрено льготное исчисление и в него включаются лишь те периоды, которые перечислены в п. 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ.
Вместе с тем, данный Пленум указал, что данное правило не препятствует осуществлению оценки пенсионных прав граждан (по их желанию) по состоянию на 1 января 2002 г. независимо от того, выработан ими на 1 января 2002 г. общий или специальный стаж полностью или частично, исходя из размера пенсии, исчисленного по условиям и нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", что вытекает из пунктов 6 и 9 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ, которыми предусмотрена возможность оценки пенсионных прав исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (пункт 6), а также предусмотрено, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа, на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ.
Из материалов дела следует, что Лотник И.А. с 1990 г. назначена пенсия по старости, однако истец продолжал работать до 1.02.1995 г. в связи с чем, его общий стаж на основании Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-I 2 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» составлял 51 год 4 месяца 25 дней, то есть в льготном исчислении с учетом периода работы в военное время, а также период военной службы по призыву.Согласно ст. 16 вышеуказанного закона размер пенсии устанавливался в размере 55 % заработка и, сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии.
Между тем, размер пенсии, исчисленной в указанном выше порядке, не может превышать 75 процентов заработка.
В связи с чем, требования по стажу для мужчин устанавливались в следующем порядке: 25 лет + 1 % за каждый проработанный год, но не более 75 %, то есть 25 лет = 55 % + 20 % = 75 %.
Следовательно, учитывая указанное ограничение, общий трудовой стаж Лотника И.А. при расчете размера пенсии не может превышать 45 лет стажа.Таким образом, в соответствии с ранее действовавшим законодательством размер пенсии истца в настоящий момент составлял бы 1596 руб. 56 коп. то есть 0.75 (стажевый коэффициент) х 1,2 (отношение по заработной плате) х 1671 (средняя заработная плата по стране за 2001 г.) + 92,66 руб. (повышение как труженику тыла), что существенно ухудшило бы материальное благосостояние и уменьшило бы размер его пенсии.Однако, в целях сохранения ранее приобретенных прав граждан на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке.
Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». При этом Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Учитывая вышеизложенное, трудовой стаж Лотник И.А. составляет 46 лет 6 мес. 16 дней.1 января 2010 г. истцу, пенсионным органом был произведен перерасчет периода работы в советское время (валоризация).
В связи с чем, в соответствии с действующим законодательством, начисленным и представленным расчетам пенсионным органом, пенсия Лотник И.А. составляет 9627 руб. 24 коп. (2562 руб. (базовая часть) + 4217 руб. 52 коп. (страховая часть) + 2277 руб. 43 коп. (сумма валоризации)).
А с 19 мая 2010 г. его размер увеличился с учетом достижения возраста 80 лет, в соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которым фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости установлен в сумме 5 124 рублей в месяц.
Между тем, истец в обосновании своих требований указал, что пенсионным органом ошибочно представлены расчеты стажа работы без учета льготного коэффициента в военный период и службы в Советской Армии, в связи с чем это повлияло на размер пенсии. Данные обстоятельства не могут быть приняты судом, так как пенсионным органом с учетом действовавших положений пенсионного законодательства надлежаще была начислена пенсия и исчислен стаж работы Лотник И.А., а других доказательств и обоснованных доводов им не было представлено (свои расчеты, арифметические ошибки и т.д.), тогда как в силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований.
При этом суд не находит каких-либо нарушений пенсионного законодательства при назначении и исчислении трудового стажа Лотник И.А. и пенсии, как не находит каких-либо арифметических и иных ошибок.
При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 197-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Лотник Ивана Алексеевича к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Яшалтинском районе Республики Калмыкия» о возложении обязанности надлежащего исчисления общего трудового стажа в льготном порядке, начислении надлежащей пенсии и взыскании разницы недополученной пенсии – отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение десяти дней с момента получения решения.
Председательствующий: подпись
Копия верна.
Судья В.Т. Лиджиев.
Кассационным определением судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 20 июля 2010 года решение Яшалтинского районного суда от 20 мая 2010 года оставлено без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения.