Дело № 2-257/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации 30 сентября 2010 года с. Яшалта Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия (РК) в составе:председательствующего- судьи Змеёвой Т.Н.,
при секретаре – Демьяновской О.А.,
с участием прокурора – Босхамджиева Д.А.,
представителя МОУ«Краснопольская основная общеобразовательная школа» - Ураскиной Т.А.,
представителя администрации Яшалтинского РМО РК - Кучеренко С.В.,
представителя МУ «Яшалтинский районный отдел образования» администрации Яшалтинского районного муниципального образования – Колодько Н.А.,
и.о.начальника ПЧ-11 ЦУКС МЧС России по РК - Малюта Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Яшалтинского района РК к администрации Яшалтинского районного муниципального образования РК о возложении обязанности по выделению денежных средств для установления на территории МОУ «Краснопольская основная общеобразовательная школа» пожарного водоёма и заполнения его водой, к МОУ «Краснопольская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности по установлению пожарного водоёма и заполнению его водой,
у с т а н о в и л:
Прокурор Яшалтинского района РК в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Яшалтинского районного муниципального образования РК о возложении обязанности по выделению денежных средств для установления на территории МОУ «Краснопольская основная общеобразовательная школа» пожарного водоёма, к МОУ «Краснопольская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности по установлению пожарного водоёма и заполнению его водой, мотивируя требования тем, что в результате проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в МОУ «Краснопольская основная общеобразовательная школа», учредителем которого является администрация Яшалтинского РМО, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно, имеющийся на территории школы водоем не дает возможности осуществлять пожаротушение в случае возникновения пожара на территории школы и ставит под угрозу жизнь, здоровье учащихся и работников указанного учреждения. Просил возложить обязанность на администрацию Яшалтинского районного муниципального образования РК по выделению денежных средств для установления на территории МОУ «Краснопольская основная общеобразовательная школа» пожарного водоёма, соответствующего нормам по кубатуре и стандарту и заполнение его водой, на МОУ «Краснопольская основная общеобразовательная школа» обязанность по установлению пожарного водоёма, соответствующего нормам по кубатуре и стандарту и заполнению его водой.
В судебном заседании помощник прокурора Яшалтинского района Босхамджиев Д.А. поддержал заявленные требования, уточнив их, просил в связи с нахождением вблизи школы водоема объемом 25 кубических метров и выделением администрацией Яшалтинского районного муниципального образования РК денежных средств на его ремонт, обязать МОУ «Краснопольская основная общеобразовательная школа» произвести ремонт и заполнить водоем водой.
Директор МОУ «Краснопольская основная общеобразовательная школа» Ураскина Т.А. исковые требования прокурора признала пояснив, что администрацией РМО выделены денежные средства по заявке МОУ «Краснопольская основная общеобразовательная школа» для ремонта и заполнения водой водоёма объемом 25 кубических метров, находящегося в 130 метрах от школы.
Представитель администрации Яшалтинского районного муниципального образования РК Кучеренко С.В. полагал, что требования прокурора о возложении на МОУ «Краснопольская основная общеобразовательная школа» обязанности по ремонту и заполнению водой пожарного водоёма объемом 25 кубических метров подлежат удовлетворению, поскольку администрацией РМО перечислены денежные средства на указанные цели согласно заявки, поданной ответчиком.
Представитель МУ «Яшалтинский районный отдел образования» администрации Яшалтинского районного муниципального образования Колодько Н.А. считал требования подлежащими удовлетворению по указанным выше основаниям.
Исполняющий обязанности начальника ПЧ-11 ЦУКС МЧС России по РК Малюта Ю.М. пояснил, что после проведения ремонта, использование данного водоема обеспечит возможность пожаротушения в случае возникновения пожара на территории школы.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора района по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 1998 года № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
В силу ч.1 ст.51 Федерального закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества.
В силу ч.1, ч.2 ст.62 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
В соответствии с п.п.9.28, 9.30, 9.32 Строительных норм и правил СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", утверждённых постановлением Госстроя СССР от 27 июля 1984 г. N 123 объем пожарных резервуаров и водоемов надлежит определять исходя из расчетных расходов воды и продолжительности тушения пожаров. Объем открытых водоемов необходимо рассчитывать с учетом возможного испарения воды и образования льда. Превышение кромки открытого водоема над наивысшим уровнем воды в нем должно быть не менее 0,5 м. К пожарным резервуарам, водоемам и приемным колодцам должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных машин с покрытием дорог. У мест расположения пожарных резервуаров и водоемов должны быть предусмотрены указатели по ГОСТ 12.4.009-83; пожарные резервуары или водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100-150 м в зависимости от типа мотопомп. Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м. Если непосредственный забор воды из пожарного резервуара или водоема автонасосами или мотопомпами затруднен, надлежит предусматривать приемные колодцы объемом 3-5 куб.м. Диаметр трубопровода, соединяющего резервуар или водоем с приемным колодцем, следует принимать из условия пропуска расчетного расхода воды на наружное пожаротушение, но не менее 200 мм. Перед приемным колодцем на соединительном трубопроводе следует устанавливать колодец с задвижкой, штурвал которой должен быть выведен под крышку люка. На соединительном трубопроводе со стороны водоема следует предусматривать решетку.В соответствии с п. 9.4 Свода правил СП 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утверждённых приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. N 178, водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.
В силу п. 4 ч.1 ст.51 Федерального закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 вышеуказанного ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочием на создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа.
Как установлено судом, приведенные выше требования действующего законодательства МОУ «Краснопольская основная общеобразовательная школа» не выполняются, поскольку, несмотря на выделение денежных средств администрацией Яшалтинского РМО по заявке ответчика, пожарный водоем объемом 25 метров кубических, расположенный на расстоянии 130 метров от МОУ «Краснопольская основная общеобразовательная школа», не закрыт крышкой и не заполнен водой, чем нарушены требования пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что установленные нарушения ущемляют права детей, создают опасность причинения вреда несовершеннолетним в будущем, угрозу их жизни и здоровью, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации,
р е ш и л :
Возложить на муниципальное общеобразовательное учреждение «Краснопольская основная общеобразовательная школа» обязанность по ремонту и заполнению водой пожарного водоема объемом 25 кубических метров, расположенного в 130 метрах от муниципального общеобразовательного учреждения «Краснопольская основная общеобразовательная школа».
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Калмыкия через Яшалтинский районный суд в течение 10 дней со дня провозглашения.
Председательствующий: подпись
Копия верна. Судья Яшалтинского районного суда Змеёва Т.Н.