решение по иску Колесникова В.В. о назанчении досрочной трудовой пенсии.



Дело № 2-111/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 июня 2011 г. с.Яшалта

Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи - Лиджиева В.Т.,при секретаре - Лиджановой Г.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Колесникова Владимира Владимировича к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Яшалтинском районе Республики Калмыкия» о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью,

у с т а н о в и л :

Колесников В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Яшалтинском районе Республики Калмыкия (далее по тексту - пенсионный орган) о назначении досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью.В обоснование своих требований указал, что с 1 октября 1985 г. он осуществляет педагогическую деятельность в МОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа». 26 апреля 2011 г. он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии, однако ему было отказано ввиду того, что в специальный стаж не были засчитаны период очного обучения в Ставропольском педагогическом институте (с 17 декабря 1985 г. по 25 сентября 1989 г.), а также периоды курсов повышения квалификации в г. Волгограде и в г. Элисте (с 19 марта 1990 г. по 1 апреля 1990 г., с 10 по 15 октября 2005 г., с 19 декабря по 24 декабря 2005 г., с 16 по 21 октября 2006 г. и с 18 по 23 декабря 2006 г.).

Просит суд обязать пенсионный орган назначить ему досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью с 26 апреля 2011 г.

В судебное заседание Колесников В.В. не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, поддержав свои исковые требования.

Представитель пенсионного органа по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что оснований для назначения досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью Колесникову В.В. не имеются, так как у него не хватает специального стажа.

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 39 Конституции РФ гарантируется каждому гражданину социальное обеспечение. По смыслу ч. 2 ст. 39 Конституции РФ основным нормативным актом в системе пенсионного законодательства является Закон о трудовых пенсиях, который связывает право на досрочную трудовую пенсию по старости с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (п.19 ч.1 ст.27 Закона).

Порядок исчисления периодов работы отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно с учетом особенностей условий их труда, в том числе в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации Постановлением от 11 июля 2002 г. № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в п. 4 которых указано, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей, дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463.

Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Кроме этого, в силу ст. 187 Трудового Кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Аналогичное положение предусмотрено ст. 112 КЗоТ РСФСР, действовавший в период нахождения истца на курсах повышения квалификации в 1990 г. и предусматривавшей, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

По смыслу указанной нормы периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, повышение квалификации для истца, как педагогического работника, является его трудовой обязанностью, непосредственно связанной с осуществлением педагогической деятельности в учреждении для детей.

Как следует из материалов дела, Колесников В.В. с 1 октября по 17 декабря 1985 г. назначен и работал учителем начальной военной подготовки, с 1 декабря 1985 г. по 25 сентября 1989 г. учился в Ставропольском пединституте, где была присуждена квалификация «преподаватель начального военного обучения и физвоспитания», после чего продолжил педагогическую деятельность и по настоящее время осуществляет данную деятельность, что подтверждается копией его трудовой книжки от ДД.ММ.ГГГГ серии АТ-II , копией диплома о высшем образовании от ДД.ММ.ГГГГ серии , выданным Ставропольским государственным педагогическим институтом.

Согласно выписке из приказа по Яшалтинской средней общеобразовательной школе под от ДД.ММ.ГГГГ Колесников В.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, был командирован на курсы повышения квалификации в г. Волгоград;

Кроме этого, удостоверениями о повышении квалификации с регистрационными номерами и , подтверждается, что Колесников В.В. в период с 10 по 15 октября 2005 г., с 19 декабря по 24 декабря 2005 г., 16 по 21 октября 2006 г., с 18 по 23 декабря 2006 г. был командирован на курсы повышения квалификации.

Из решения комиссии пенсионного органа от 5 мая 2011 г. № 4 следует, что Колесникову В.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с тем, что в специальный стаж не были включены период очного обучения в Ставропольском педагогическом институте (с 17.12.1985 г. по 25.09.1989 г.), а также периоды курсов повышения квалификации в г. Волгограде и в г. Элисте (с 19.03.1990 г. по 1.04.1990 г., и с 10 по 15 октября 2005 г., с 19 декабря по 24 декабря 2005 г., 16 по 21 октября 2006 г., с 18 по 23 декабря 2006 г., соответственно), в пенсионный орган истец обратился 26 апреля 2011 г., его педагогический стаж составляет 21 год 5 месяцев 29 дней.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о включении в педагогический стаж истца, дающий право на пенсию за выслугу лет, периоды его обучения в педагогическом институте и нахождение на курсах повышения квалификации в соответствии с действующим законодательством и он имеет право на зачет указанных периодов в специальный стаж.

Таким образом, решение пенсионного органа об отказе в удовлетворении заявления Колесникова В.В. о назначении ему досрочной трудовой пенсии порождает неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приводит к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение и тем самым нарушает предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции РФ.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в связи с неправильным применением пенсионного законодательства, пенсионный орган нарушил право Колесникова В.В. на социальное обеспечение.

При таких обстоятельствах Колесников В.В., осуществлявший педагогическую деятельность в учреждениях для детей более 25 лет, включая обучение в педагогическом институте, курсы повышения квалификации, приобрел и имеет право на досрочную трудовую пенсию.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

По данному делу размер государственной пошлины, который заплатил истец, составляет 200 руб. Таким образом, ответчику надлежит выплатить в пользу Колесникова В.В. уплаченную при подаче иска государственную пошлину.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 197-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Колесникова Владимира Владимировича - удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Яшалтинском районе Республики Калмыкия включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии Колесникову Владимиру Владимировичу период очного обучения в Ставропольском педагогическом институте с 17 декабря 1985 года по 25 сентября 1989 года, а также периоды курсов повышения квалификации в г. Волгограде с 19 марта по 1 апреля 1990 года, с 10 по 15 октября 2005 года, и в г. Элисте с 19 декабря по 24 декабря 2005 года, с 16 по 21 октября 2006 года и с 18 по 23 декабря 2006 года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Яшалтинском районе Республики Калмыкия назначить Колесникову Владимиру Владимировичу досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью с момента обращения в пенсионный орган, то есть с 26 апреля 2011 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Яшалтинском районе Республики Калмыкия» в пользу Колесникова Владимира Владимировича государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Калмыкия в течение десяти дней со дня провозглашения.

Председательствующий: подпись

Копия верна.

Судья В.Т. Лиджиев.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 19 июля 2011 года решение Яшалтинского районного суда от 24 июня 2011 года оставлено без изменения.