Дело № 2-99/2012 г. Именем Российской Федерации 18 июня 2012 г. с. Яшалта. с участием прокурора - Коцоренко В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия и возложении обязанности на администрацию производства ямочного ремонта полотна автодороги и нанесению дорожной разметки, у с т а н о в и л: Прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия и возложении обязанности на администрацию производства ямочного ремонта полотна автодороги и нанесению дорожной разметки, ссылаясь на следующее. Прокуратурой района в ходе проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в с. Эсто-Алтай Яшалтинского района РК выявлены следующие нарушения: при въезде в населённый пункт отсутствует линия, разделяющая транспортные потоки в противоположных направлениях; на расстоянии 200 метров от населённого пункта имеется выбоина размерами - 6 метров в длину, 6 метров в ширину и глубиной 0,12 метров. Полагает, что непринятие органом местного самоуправления своевременных мер по нанесению дорожной разметки и проведению ямочного ремонта полотна автодороги, потенциально создаёт угрозу безопасности участникам дорожного движения, как водителям, так и пешеходам. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Яшалтинского РМО по ремонту автодороги и возложении обязанности нанести дорожную разметку 1.2.2 линию, разделяющую транспортные потоки в противоположных направлениях, провести ямочный ремонт полотна автодороги, расположенной на расстоянии 200 метров от с. Эсто-Алтай Яшалтинского района РК. В судебном заседании прокурор Коцоренко В.А. поддержал заявленные требования и просил признать незаконным бездействие администрации Яшалтинского районного муниципального образования и возложить обязанность на администрацию нанести дорожную разметку, провести ямочный ремонт полотна автодороги. Представитель администрации Яшалтинского РМО надлежаще уведомленный о дне времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился и не представил каких-либо возражений, однако данное обстоятельство, по мнению суда, не препятствует рассмотрению дела по существу в его отсутствие. Суд, выслушав прокурора, объяснение специалиста, исследовав материалы дела, признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года, к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьями 12 и 21 ФЗ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения и мероприятия в этих целях должны осуществляться органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Статья 22 данного закона предусматривает, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Согласно пунктам 6 и 12 ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года, дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги представляют собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. В силу п. 8 ст. 6 указанного закона к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В п.п. 1, 6 ст. 13 закона указано, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Согласно ст. 34 закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района. Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, предусмотрены виды дорожной разметки и ее характеристика. Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения, разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств. Согласно акту обследования от 11 мая 2012 года, составленного представителями Яшалтинской районной прокуратуры, ОГИБДД МО МВД России «Городовиковский» и ОАО Яшалтинское ДУ, на территории Эсто-Алтайского СМО Яшалтинского района РК при въезде в населённый пункт отсутствует линия, разделяющая транспортные потоки в противоположных направлениях; на расстоянии 200 метров от начала населённого пункта имеется выбоина размеры которой: длина – 6 метров, ширина – 6 метров, глубина – 0,12 метров. Пунктами 4.2.2, 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93 предусмотрено, что дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии). Дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами. Между тем, в соответствии с Перечнем имущества, закрепленного в оперативном управлении ликвидируемого Комитета по управлению автомобильными дорогами Республики Калмыкия, безвозмездно передаваемого из собственности Республики Калмыкия в муниципальную собственность города Элисты и районных муниципальных образований Республики Калмыкия, утверждённым распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 21 мая 2008 г. N 157-р подъезд от автомобильной дороги Городовиковск - Яшалта к п. Эсто-Алтай, протяжённостью 2,60 км., передан в муниципальную собственность Яшалтинского районного муниципального образования. Из представленного в судебное заседание акта о приёме-передаче здания (сооружения) от 02 июня 2008 года № 175 следует, что комитет по управлению автодорогами РК передал подъезд от автомобильной дороги Городовиковск - Яшалта к п. Эсто-Алтай, протяжённостью 2,60 км., Яшалтинскому районному муниципальному образованию. Проанализировав представленные по делу доказательства, нормы материального права, суд приходит к выводу о том, что указанная в заявлении прокурора дорога является дорогой местного значения, дорожная деятельность в отношении дорог местного значения относится именно к компетенции органов местного самоуправления, в связи с чем бездействие администрации Яшалтинского РМО по обеспечению безопасности дорожного движения на указанном участке дорожного полотна, ставит под угрозу жизнь, здоровье, имущество граждан и юридических лиц и является незаконным. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Яшалтинского РМО и возложении обязанности на администрацию нанести дорожную разметку, провести ямочный ремонт полотна автодороги. В силу ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой прокурор был освобожден в порядке ч.1 ст.45 ГПК РФ, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Согласно п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК Российской Федерации, р е ш и л: Заявление прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия - удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия. Обязать администрацию Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия нанести дорожную разметку 1.2.2 линию, разделяющую транспортные потоки в противоположных направлениях при въезде в с. Эсто-Алтай Яшалтинского района Республики Калмыкия; произвести ямочный ремонт выбоины размером 6 метров в длину, 6 метров в ширину, 0,12 метров глубиной, расположенной на расстоянии 200 метров от с. Эсто-Алтай Яшалтинского района Республики Калмыкия. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий: подпись Копия верна. Судья В.Т. Лиджиев.
"Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью.