Дело №2-117 о признании незаконным бездействия Краснопартизанской средней школы в части несоблюдения требований безопасности к автобусам, предназначенных для перевозки детей



Дело № 2-117/2012 г.

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 июня 2012 года с.Яшалта

Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи – Эминова П.Н.,

при секретаре – Команджаеве Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия к администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия и Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Краснопартизанская средняя общеобразовательная школа» о признании незаконным бездействия и устранении выявленных нарушений,

у с т а н о в и л:

Прокурор Яшалтинского района Республики Калмыкия (далее по тексту – прокурор района) обратился в суд к администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее по тексту – администрация Яшалтинского РМО) и Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Краснопартизанская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту – МБОУ «Краснопартизанская СОШ») о признании незаконным бездействия и устранении выявленных нарушений, мотивируя следующим.

Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о несовершеннолетних в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что муниципальными образовательными учреждениями Яшалтинского района ненадлежащим образом исполняются требования законов и подзаконных актов, регламентирующие вопросы обеспечения безопасности жизни и здоровья детей, в части соблюдения специальных требований к автобусам, предназначенным для их перевозки.

Так, автобус для перевозки детей марки ГАЗ 322132, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, принадлежащий на праве оперативного управления МБОУ «Краснопартизанская СОШ», не соответствует требованиям Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» (далее по тексту – ГОСТ Р 51160-98), а именно:

п.4.2.3 Сидения должны быть обращены вперед по ходу автобуса;

п.4.4.3 Для служебной двери, предназначенной для входа и выхода детей высота первой ступеньки от уровня дороги должна быть не более 25см. Для обеспечения указанной высоты, в случае необходимости, должна быть установлена убирающаяся ступенька (подножка), отвечающая требованиям ГОСТР41.36 или ГОСТР41.52, либо применена система опускания и (или) наклона пола;

п.4.5.5 Автобус должен быть оборудован устройством, препятствующим началу движения при открытых или не полностью закрытых служебных дверях;

п.4.5.15 В каждом поперечном ряду сидений должна быть предусмотрена сигнальная кнопка «Просьба об остановке»;

п.4.5.16 Рабочее место водителя должно быть оборудовано звуковым и световым сигналами о необходимости остановки, включаемыми с мест размещения детей;

п.4.5.17 Рабочее место водителя не оборудовано наружной и внутренней автомобильной громкоговорящей установкой;

п.4.5.18 Максимальная скорость автобуса для перевозки детей не должна превышать 60 км/ч. Автобус, максимальная конструктивная скорость которого превышает 60 км/ч, должен быть оборудован УОС, отвечающим требованиям ГОСТ Р 41.89;

п.4.5.20 На наружных боковых сторонах кузова, а также спереди и сзади по оси симметрии автобуса должны быть нанесены контрастные надписи «ДЕТИ» прямыми прописными буквами высотой не менее 25 см и толщиной, не менее 1/10 её высоты;

п.4.5.24 Кузов автобуса не имеет окраску желтого цвета;

п.4.5.25 Автобус не оснащен устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом.

Считает, что несоответствие данного автобуса требованиям безопасности, предъявляемым к пассажирским перевозкам, является недопустимым и нарушает права детей.

В связи с этим просит признать незаконным бездействие указанных заинтересованных лиц, выражающееся в непринятии надлежащих мер по приведению автобуса, предназначенного для перевозки детей, в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования», и обязать привести техническое состояние автобуса, предназначенного для перевозки детей, в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования».

В судебном заседании прокурор Балашов А.А. поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель администрации Яшалтинского РМО, надлежаще уведомленный о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, что, по мнению суда, не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.

Директор МБОУ «Краснопартизаская СОШ» Парахоня В.А., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, предоставив заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что исковые требования прокурора признает.

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы граждан.

В соответствии с пп.11 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления от 6 октября 2003 года №131-ФЗ к полномочиям муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Согласно ч.2 ст.16, ст.20, п. 4 ст. 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц эксплуатирующих транспортные средства. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно – правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения

Требования Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» распространяются на автобусы, предназначенные для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет по автомобильным дорогам общей транспортной сети Российской Федерации, и устанавливают специальные требования к автобусам, направленные на обеспечение безопасности, жизни и здоровья детей, а именно:

п.4.2.3 Сидения должны быть обращены вперед по ходу автобуса;

п.4.4.3 Для служебной двери, предназначенной для входа и выхода детей высота первой ступеньки от уровня дороги должна быть не более 25см. Для обеспечения указанной высоты, в случае необходимости, должна быть установлена убирающаяся ступенька (подножка), отвечающая требованиям ГОСТР41.36 или ГОСТР41.52, либо применена система опускания и (или) наклона пола;

п.4.5.5 Автобус должен быть оборудован устройством, препятствующим началу движения при открытых или не полностью закрытых служебных дверях;

п.4.5.15 В каждом поперечном ряду сидений должна быть предусмотрена сигнальная кнопка «Просьба об остановке»;

п.4.5.16 Рабочее место водителя должно быть оборудовано звуковым и световым сигналами о необходимости остановки, включаемыми с мест размещения детей;

п.4.5.17 Рабочее место водителя не оборудовано наружной и внутренней автомобильной громкоговорящей установкой;

п.4.5.18 Максимальная скорость автобуса для перевозки детей не должна превышать 60 км/ч. Автобус, максимальная конструктивная скорость которого превышает 60 км/ч, должен быть оборудован УОС, отвечающим требованиям ГОСТ Р 41.89;

п.4.5.20 На наружных боковых сторонах кузова, а также спереди и сзади по оси симметрии автобуса должны быть нанесены контрастные надписи «ДЕТИ» прямыми прописными буквами высотой не менее 25 см и толщиной, не менее 1/10 её высоты;

п.4.5.24 Кузов автобуса не имеет окраску желтого цвета;

п.4.5.25 Автобус не оснащен устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом.

Согласно п.22.9. Правил дорожного движения РФ перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.

Из материалов дела следует, что школьный автобус марки ГАЗ 322132, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, принадлежащий на праве оперативного управления МБОУ «Краснопартизанская СОШ», имеет следующие несоответствия ГОСТ Р 51160-98: п.4.2.3 Сидения должны быть обращены вперед по ходу автобуса; п.4.4.3 Для служебной двери, предназначенной для входа и выхода детей высота первой ступеньки от уровня дороги должна быть не более 25см. Для обеспечения указанной высоты, в случае необходимости, должна быть установлена убирающаяся ступенька (подножка), отвечающая требованиям ГОСТР41.36 или ГОСТР41.52, либо применена система опускания и (или) наклона пола; п.4.5.5 Автобус должен быть оборудован устройством, препятствующим началу движения при открытых или не полностью закрытых служебных дверях; п.4.5.15 В каждом поперечном ряду сидений должна быть предусмотрена сигнальная кнопка «Просьба об остановке»; п.4.5.16 Рабочее место водителя должно быть оборудовано звуковым и световым сигналами о необходимости остановки, включаемыми с мест размещения детей; п.4.5.17 Рабочее место водителя не оборудовано наружной и внутренней автомобильной громкоговорящей установкой; п.4.5.18 Максимальная скорость автобуса для перевозки детей не должна превышать 60 км/ч. Автобус, максимальная конструктивная скорость которого превышает 60 км/ч, должен быть оборудован УОС, отвечающим требованиям ГОСТ Р 41.89; п.4.5.20 На наружных боковых сторонах кузова, а также спереди и сзади по оси симметрии автобуса должны быть нанесены контрастные надписи «ДЕТИ» прямыми прописными буквами высотой не менее 25 см и толщиной, не менее 1/10 её высоты; п.4.5.24 Кузов автобуса не имеет окраску желтого цвета; п.4.5.25 Автобус не оснащен устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом, что подтверждается договором о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ и актом о проведении проверки технического состояния автобусов, осуществляющих перевозки детей на территории Яшалтинского района, от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, администрация Яшалтинского РМО и МБОУ «Краснопартизанская СОШ», являясь субъектами транспортной инфраструктуры, не предпринимают должных мер по поддержанию участвующего в перевозке детей транспортного средства в надлежащем техническом состоянии, используют школьный автобус по целевому назначению при отсутствии безопасных условий перевозки детей, подвергая опасности их жизнь и здоровье. Несоответствие автобуса, предназначенного для перевозки детей, установленным стандартам и эксплуатация его в таком виде представляет опасность причинения вреда жизни и здоровью детей.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о признании бездействия администрация Яшалтинского РМО и МБОУ «Краснопартизанская СОШ» незаконным и возложении на них обязанности привести техническое состояние автобуса, предназначенного для перевозки детей, в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 и 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия удовлетворить.

Признать бездействие администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия и Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Краснопартизанская средняя общеобразовательная школа», выражающееся в непринятии надлежащих мер по приведению автобуса, предназначенного для перевозки детей, в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования», незаконным.

Обязать администрацию Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Краснопартизанская средняя общеобразовательная школа» привести техническое состояние автобуса марки ГАЗ 322132, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, предназначенного для перевозки детей, в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий П.Н. Эминов