Дело Номер обезличен Номер обезличен
О П Р Е Д Е Л Е Н И ЕДата обезличена года Яровской районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Косых С.И.
при секретаре Чукаевой М.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО «Алтайские Гербициды» на решение мирового судьи судебного участка г.Яровое от Дата обезличена года по иску Сажневой Н.В. к ОАО «Алтайские Гербициды» о признании начисления за горячее водоснабжение незаконным и возложении обязанности произвести перерасчет,
У С Т А Н О В И Л:
Сажнева Н.В. обратилась к мировому судье судебного участка г. Яровое с иском к ОАО «Алтайские Гербициды», указав, что ответчик в 2009-2010 году необоснованно выставляли ей счета за горячее водоснабжение исходя из тарифов, которые не были утверждены органами местного самоуправления. Просила обязать ответчика вернуть незаконно полученные деньги за период с 01 января 2009 года путем внесения поправок в лицевой счет, разницу зачесть в счет будущих платежей.
В дальнейшем требования истицей были уточнены. Сажнева Н.В. просила суд признать незаконными начисления за горячее водоснабжение за период с 01 января 2009 года по день вынесения решения суда, а также обязать ответчика произвести перерасчет за потребленную горячую воду за указанный период, исходя из постановления администрации г. Яровое № 847 от 27.11.2007 года
Решением мирового судьи судебного участка г.Яровое от 01 июля 2010 года требования Сажнева Н.В. были удовлетворены в полном объеме. Начисления за потребленную горячую воду, произведенные ОАО «Алтайские Гербициды» в период с 01 января 2009 года по 01 июля 2010 года признаны незаконными. На ответчика возложена обязанность произвести Сажневой Н.В. перерасчет за потребленную горячую воду за период с 01 января 2009 года по 01 июля 2010 года согласно тарифа, установленного постановлением администрации г. Яровое № 847 от 27 ноября 2007 года.
ОАО «Алтайские Гербициды» обратились в Яровской районный суд с апелляционной жалобой на указанное решение, просили о его отмене, отразив, что судом не были учтены доводы Общества о том, что их ТЭЦ относится к электростанции, осуществляющей производство тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, следовательно органы местного самоуправления не вправе устанавливать для них тарифы на тепловую энергию, куда входит и горячая вода.
Представитель ОАО «Алтайские Гербициды» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки не сообщил.
Истица Сажнева Н.В. апелляционную жалобу просила оставить без удовлетворения, а решение мирового судьи без изменения, отразив, что доводы, изложенные в жалобе являются необоснованными.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения истицы, суд пришел к следующему выводу:
Согласно Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307) «коммунальные услуги" – это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Названными Правилами установлено, что "ресурсоснабжающая организация" – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов; "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг; «горячее водоснабжение» - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
В судебном заседании было установлено, что ОАО «Алтайские Гербициды» является предприятием, осуществляющим непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению населению г. Яровое с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. Мировой судья с учетом положений ч.4 ст. 154 ЖК РФ пришел к правильному выводу о том, что горячее водоснабжение относится к коммунальным услугам.
Сажнева Н.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ..., ... и потребителем услуг теплоснабжения, в т.ч. по горячей воде, предоставляемых ресурсоснабжающей организаций - ОАО «Алтайские Гербициды».
Согласно ч.1 ст. 157 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в момент спорных правоотношений – в настоящее время статья изменена Федеральным законом от 27.07.2010 N 237-ФЗ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления
В силу п.15 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» размер платы за горячее водоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В соотвествии со ст.1 ФЗ РФ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
При этом согласно п. 6-7 статьи 5 указанного Закона (в редакции, действовавшей в момент спорных правоотношений) органы местного самоуправления осуществляли расчет цен (тарифов) для потребителей; устанавливали тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Постановлением правительства РФ от 14.07.2008 N 520 были утверждены «Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, из которых следует, что тариф на горячую воду относится к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (п\п 2 пункт 6).
Установление тарифов и надбавок осуществляется органами регулирования в соответствии с общими принципами регулирования тарифов и надбавок, предусмотренными Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Согласно пункту 47 указанных «Основ ценообразования…», тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
Пунктом 48 «Основ ценообразования…», установлено, что тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Согласно пунктов 1,13,17 «Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», утвержденных Постановлением правительства РФ " РФ от 14.07.2008 N 520, регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам и тарифов на подключение (далее - тарифы и надбавки) в соответствии с настоящими Правилами осуществляется в отношении организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, очистку сточных вод и утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.
Органы регулирования субъектов Российской Федерации и органы регулирования муниципальных образований в рамках соответствующих предельных индексов устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса не менее чем за 1 месяц до даты окончания текущего периода их действия.
По результатам рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования принимает решение об установлении соответствующих тарифов и надбавок.
Согласно ч.2 ст. 157 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в момент спорных правоотношений – в настоящее время изменена Федеральным законом от 27.07.2010 N 237-ФЗ) размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Исходя из анализа вышеуказанных норм мировой судья пришел к обоснованному выводу, о том, что предельный тариф на тепловую энергию, предоставляемую конкретной ресурсоснабжающей организацией устанавливается органом регулирования субъекта РФ (в Гкал), после чего уполномоченный орган местного самоуправления устанавливает тариф (размер платы) для потребителей коммунальной услуги по горячему водоснабжению (стоимость 1 куб.м. горячей воды).
По делу установлено, что 27 ноября 2007 года постановлением администрации г. Яровое № 847 на основании решения ГУ экономики и инвестиций № 64 от 22 октября 2007 года были утверждены тарифы на отопление и горячее водоснабжение л.д.84-89). Постановление было введено в действие с 1 января 2008 года и признано утратившим силу в части горячего водоснабжения лишь с 01 июля 2010 года л.д. 23, 97-98).
Как следует из материалов дела и пояснений сторон в суде первой инстанции, именно исходя из постановления администрации г. Яровое № 847 от 27.11.2007 года ответчик выставлял потребителям счета за услуги по горячему водоснабжению лишь в 2008 году.
На 2009 год и первое полугодие 2010 года новый тариф на горячее водоснабжение, являющейся жилищно-коммунальной услугой, предоставляемой ОАО «Алтайские Гербициды», органом местного не утверждался л.д. 20).
Как установлено судом, ОАО «Алтайские Гербициды», в период с 01 января 2009 года по 01 июля 2010 года, с использованием переводного коэффициента самостоятельно определяло размер платы за услуги по горячему водоснабжению и выставляло счета исходя из тарифов, установленных постановлениями Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края № 122 от 25 ноября 2008 года (действовали с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года) и № 207 от 16 декабря 2009 года (действовали с 1 января 2010 г.) -л.д.90-94.
Между тем, ОАО «Алтайские гербициды» не вправе устанавливать тариф (размер платы за коммунальную услугу) на горячую воду по собственной инициативе.
С учетом изложенного, мировой судья пришел к обоснованному выводу, о том, что начисление истице Сажневой платы за горячую воду в период с 01 января 2009 года по 01 июля 2010 года исходя из тарифов, установленных постановлениями Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края № 122 от 25 ноября 2008 года и № 207 от 16 декабря 2009 года, без учета акта органа местного самоуправления, устанавливающего размер соответствующей коммунальной услуги, являлось незаконным.
Относительно доводов ответчика о том, что ТЭЦ ОАО «Алтайские Гербициды» относится к электростанции, осуществляющей производство тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а поэтому органы местного самоуправления не вправе устанавливать для них тарифы на тепловую энергию (куда входит и горячая вода), суд отмечает следующее:
Согласно статьи 6 ФЗ РФ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.
Данной нормой устанавливается возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию, однако в рассматриваемом судом споре речь идет не о регулировании тарифов на тепловую энергию, а о полномочиях органа местного самоуправления по установлению тарифов на услуги организаций коммунального комплекса и размера платы гражданина за предоставленные коммунальные услуги по горячему водоснабжению, поэтому доводы ответчика в указанной части необоснованны.
Поскольку новый тариф на горячее водоснабжение как коммунальной услуги, реализуемой ОАО «Алтайские Гербициды» был установлен лишь 18.05.2010 года постановлением администрации г. Яровое № 263 (вступил в силу с момента опубликования 01.07.2010 года -л.д.98), мировой судья правомерно возложил на ответчика обязанность произвести Сажневой Н.В. перерасчет за потребленную горячую воду в период с 01 января 2009 года по 01 июля 2010 года исходя из тарифа, установленного постановлением администрации г.Яровое № 847 от 27 ноября 2007 года.
С учетом вышеизложенного, суд считает решение мирового судьи судебного участка г. Яровое Дата обезличена обоснованным и законным, в связи с чем апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.328 - 329 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Решение мирового судьи судебного участка г.Яровое от Дата обезличенаДата обезличена по иску Сажневой Н.В. к ОАО «Алтайские Гербициды» о признании начисления за горячее водоснабжение незаконным и возложении обязанности произвести перерасчет, оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Алтайские Гербициды» - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий С.И. Косых